Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование теоретических и методических основ финансового планирования. В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели решены следующие вопросы: исследованы основные особенности финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, в том числе рассмотрены сущность и функции рыночного планирования на предприятии; виды, содержание, принципы и методы финансового планирования на предприятии; принципиальные подходы к построению системы планирования; проанализирована структура финансового плана и методы оценки его элементов;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-метологические основы планирования на предприятии 6
1.1 Планирование на предприятии: его цели, задачи и функции 6
1.2 Методы планирования на предприятии 13
1.3 Критерии эффективности системы планирования на предприятии 15
2 Структура финансового плана на предприятии и методы оценки его элементов 21
3 Расчет себестоимости продукции металлургического предприятия 26
Список используемых источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_макроэкономика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

1) освоенного производства;

2) осваиваемого производства;

3) планируемого к освоению в будущем.

Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:

1) краткое описание бизнес-плана;

2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала);

3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики);

4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.);

5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления);

6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);

7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние);

8) приложения.

Классификация и виды планов

Планирование классифицируется следующим образом:

1) по степени охвата;

2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

3) по объекту планирования;

4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

5) по охвату;

6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

7) по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования:

1) полнота;

2) детализация;

3) точность;

4) простота и ясность;

5) непрерывность;

6) эластичность и гибкость;

7) выравнивание;

8) экономичность.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);

2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

 

31

 



3              РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Любая деятельность независимо от отраслевой и региональной принадлежности требует определенных затрат – материальных, трудовых и финансовых. Каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность, является плательщиком налогов и сборов, часть из которых относится к издержкам производства.

В зависимости от источников покрытия расходы предприятий подразделяются на три группы:

1) включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

2) относимые на счет прибылей и убытков;

3) возмещаемые из чистой, остающейся в распоряжении предприятия прибыли, а также целевых фондов, резервов и т. д.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Планирование затрат на производство осуществляется с целью определения общей величины затрат по предприятию, а также расчета себестоимости единицы продукции. Как известно, планирование является одной из самых важных функций управления, в связи с тем для реализации целей контроля, учета и анализа планирование себестоимости должно быть организовано таким образом, чтобы была возможна группировка затрат. Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложившегося уровня затрат. Анализ делается для выявления возможных отклонений в организации производственного процесса и выявления резервов производства.

Планирование себестоимости представляет собой процесс установления затрат на производство продукции и выявление путей их снижения для получения максимальной прибыли.

Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, содержание мероприятий плана развития предприятия и т. д.

Выделяется несколько этапов планирования себестоимости:

1)                 планирование изменения суммы затрат, определение величины затрат и расчет плановой себестоимости всего объема производства;

2)                 распределение продукции, работ, услуг по потребителям;

3)                 составление смет и калькулирование себестоимости;

4)                 составление смет на производство новых видов продукции и смет пусковых расходов;

5)                 подготовка смет общепроизводственных расходов;

6)                 составление смет транспортно-заготовительных расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов;

7)                 калькулирование себестоимости единицы продукции, расчет себестоимости всего объема производства продукции;

8)                 составление сметы и свода затрат на производство. Планирование себестоимости – неотъемлемая часть процесса планирования на предприятии, в которой участвуют все структурные подразделения компании для полноты отражения всех затрат.

Ответственной службой в основном является планово-экономический отдел.

31

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование является исключительно важным аспектом деятельности любого предприятия.

Финансовое планирование - это собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и увеличить эффективность его деятельности в определенный период времени в будущем. Финансовое планирование является как бы первым шагом на пути к процветанию фирмы.

Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономический анализ нормативный, метод балансовых расчетов; метод денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждого предприятия подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Финансовое планирование на предприятии бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки  финансовой стратегии и прогнозирования финансовой деятельности предприятия.

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей.

Оперативное финансовое планирование  - это логическое продолжение текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия.

Я считаю очень важным использования финансового планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт.

31

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.             Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?. Москва. Финансы и статистика. 1995

2.             Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы, - М.:ИНФРА-М, 1998 г. Бизнес -планирование: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова, 2000.

3.             Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова.       – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.: ил.

4.             Блог о экономике, финансах и управлении предприятием  http://www.peo.su

5.             Бородина Е.И. Финансы предприятий. Москва. Банки и биржи. Юнити.1995

6.             Волков О. И. Экономика предприятия. Инфра - М. Москва.1997

7.             Грамотенко Т.А. Бизнес план: Учебно-практическое пособие. – М.: Приор, 1998.

8.             Дитгер Хан. Планирование и контроль. Москва. Финансы и статистика. 1997

9.             Ковалева А.М. и др. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2000 г.

10.        Лаврухина Н.В. Финансы предприятий. – М.: МЭСИ, 1999, - 267с.

11.        Маркова В.Д. Бизнес-планирование

12.        Мельничук Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятиям/Маркетинг. - 2004.- № 6 - с. 40-49.

13.        Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. Москва. Высшая школа. 1997

14.        Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина, Синица Л.М.. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

15.        Планирование на предприятии/ Т.Н. Бабич, Э.Н.Кузьбожев: учебное пособие. - М.:КНОРУС,2005г.-336с.

16.        Поукок М.А., Тейлор А.Х. Финансовое планирование и контроль. – М.: ИНФРА – м, 1999.

17.        Рухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2003. – 290 с.

18.        Сложности планирования в холдинге, Мария Евневич, преподаватель НОУ ВПО Институт социального развития естественных способностей, опубликовано в  журнале «The Chief»

19.        Стратегическое планирование/ Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Тандем, 1998г. 

20.        Сущность процесса внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях А.В. Миронова, Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента , Вестник МГТУ, том 9, №4, 2006 г. стр.647-650

21.          Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 669 с.

22.        Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, И.П. Павлова; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998,-413 с.

23.          Финансы: Толковый словарь. Москва. Инфра-М. "Весь Мир". 1998

24.        Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА – М, 2001

31

 



Информация о работе Финансовое планирование на предприятии