Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:38, контрольная работа
Целью данной работы – выявить, что представляют собой ФПГ, их значение и влияние на экономику страны.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1) рассмотреть формирования финансово-промышленных групп;
2) выявить становление ФПГ на разных этапах;
3) разработать выводы по исследованию.
2.1. Роль
государства в форме
В период активной приватизации государственного имущества значительная часть регистрировавшихся финансово-промышленных групп изначально проектировалась и выстраивалась в качестве промежуточной ступени к более жесткому, чаще всего холдинговому, варианту интеграции.
В 1995 году сложились
предпосылки для ревизии
В условиях общей нестабильности экономики для преодоления инвестиционного кризиса и вообще решения народнохозяйственных задач в такой среде требуется наличие устойчивой интегрированной корпоративной структуры (ИКС), «возвышающейся» над отдельными предприятиями, но не «взлетающей» слишком высоко, чтобы не потерять реальные взаимосвязи в экономике.
Примером оптимальной
Рассмотрим отраслевую принадлежность ФПГ, принято выделять отраслевые и межотраслевые группы; по степени диверсификации бизнеса - монопрофильные и многопрофильные; по масштабам деятельности - региональные, межрегиональные и межгосударственные (транснациональные). Финансово-промышленные группы считаются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, либо имеющие подразделения на территории этих государств, либо осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.
Однако цель интеграции состоит в том, чтобы раздвинуть отраслевые рамки, диверсифицировать производственную деятельность, разграничить и отделить функции стратегического развития от решения тактических задач поведения на рынке. И, наконец, попытаться соединить в единой управленческо-технологической цепи функции капитала с функциями его обращения. Иначе говоря, на смену структурной интеграции должна прийти интеграция системная, приводящая к институциональной консолидации производственных, финансовых, управленческих активов, но не уничтожающая экономический интерес каждого участника такого объединения.
Интегрального
действия - система реализуемых
Тем не менее в переходных экономиках появление интегрированных структур управления и объединений предприятий на основе консолидации акционерного капитала происходит, как правило, на финальном этапе разгосударствления собственности и призвано было осуществить решение таких задач, как:
1) рационализация старых кооперационных связей и налаживание новых;
2)аккумулирование ресурсов для инвестиционной и инновационной деятельности;
3) внутрифирменная реструктуризация.
Пассивная роль государства по отношению к интеграционным процессам недопустима по следующим причинам:
1) фактор времени в интеграции предприятий становиться решающим, поскольку иностранные конкуренты не будут ждать;
2) интересы частного капитала в большинстве случаев определяются ближнесрочными перспективами и объективно не могут полностью совпадать с интересами государства, в частности по реализации промышленной политики;
3) создание холдингов с использованием государственного имущества - один из немногих ресурсно-обеспеченных инструментов реформирования промышленности.
Наряду с явными формами интеграции (такими, как создание совместных предприятий, слияния и поглощения компаний) многие крупнейшие корпорации стали шире прибегать к скрытым ее формам, подчиняя себе юридически самостоятельные малые и средние фирмы на основе заключения долгосрочных контрактных отношения, прежде всего по вопросам снабжения и поставок комплектующих для крупных фирм, изготовляющих сложные конечные изделия. По способу интегрирования дифференциация идет в зависимости от целей партнеров группы.
«Мягкая»
форма интеграции(союзы,
«Жесткая»
форма интеграции
Таким образом формирование интегрированных организационно-экономических структур, и в целом институциональные преобразования в
оборонно-промышленном комплексе (ОПК), серьезно отстают от других отраслей. Это было связано с комплексным межведомственным регулированием этой отрасли, тезисом о необходимости сохранения жесткого государственного контроля, отсутствием военной доктрины и утвержденной программы развития ОПК. Объективно институциональные преобразования в ОПК назрели. К ним побуждает существование неэффективной структуры отрасли, основанной на многократном дублировании производства и НИОКР, неоформленности вертикальных связей, что приводит к росту издержек производственного цикла, низком уровне горизонтальных связей, необходимых для конкуренции на мировых рынках.
Рассмотрим на примере оборонно-промышленного комплекса.
Отечественный оборонно-промышленный комплекс во времена СССР был одним из наиболее мощных и эффективно действующих в мире. Его отличительной чертой от оборонно-промышленных комплексов других развитых стран мира была широкая кооперация различных самостоятельных предприятий и учреждений, деятельность которых в условиях плановой экономики достаточно успешно координировалась и управлялась как с использованием экономических методов, так и с использованием так называемого «административного ресурса». Это создавало возможность подчинять локальные интересы предприятий и организаций, занятых разработкой сложных систем вооружений достижению поставленных государством целей.
Особо следует
выделить ещё два типа ФПГ,
которые не вписываются в
По
степени специализации ФПГ
В целом
нужно отметить направления
1) развитие подходов для упрочения консолидирующей роли организации групп, маневра ресурсами, усиления ответственности за конечный результат;
2) усиление взаимодействия с государственными органами по действию в формировании групп, цивилизованному процессу их становления(на основе программ правительства).
Прежде всего, официальные ФПГ, изначально формировавшиеся на базе президентского указа № 2096 от 5 декабря 1993 г., а с конца 1995 г. — вышеназванного федерального законодательного акта, в большинстве случаев основывались не столько на имущественных связях, сколько на договорных отношениях, причем сопрягавшихся с весьма слабой общекорпоративной централизацией экономико-управленческих решений. Это обстоятельство, т.е. доминирование информационно-кооперационных связей между партнерами по рассматриваемым группам, и позволяет квалифицировать последние в качестве весьма «мягких», сетевых, структур, представляющих собой нечто среднее («гибридное») между рыночной и иерархической координацией действий. Однако официальные ФПГ изначально характеризовались многими экономистами как априори нежизнеспособные по критериям рынка межфирменные образования, а наиболее радикально-либералистски настроенные авторы реагировали на формирование этих групп еще более резко: их участники объединяются не ради тривиального лоббирования своих интересов; руководители предприятий, плохо подготовленных к новым условиям хозяйствования, стремятся, мол, затормозить развертывание в стране рыночных преобразований'.
Несмотря на
определенные результаты, достигнутые
финансово-промышленными
Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.
Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.
Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Главная роль при образовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен.
Нуждается в
уточнении и процедура
Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества
и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании
Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.
Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их собственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса экономической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходимость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без государственных гарантий.
Для успешного
развития созданных и возникновения
новых работоспособных ФПГ
Примерами уже созданных ФПГ в РФ могут служить ФПГ «Уральские заводы», «Русхим", «Сокол». По данным Минэкономики, в 2002 г. было зарегистрировано 88 ФПГ, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных.
Основные виды деятельности предприятий ФПГ — металлургия, химия и нефтехимия, автомобилестроение, приборостроение, легкая промышленность, агропромышленный комплекс.
В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически связанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий.
На основании полученных данных, за динамикой сводных показателей деятельности ФПГ скрываются изменения в перечне представивших свою отчетность групп, эти показатели дают несколько искаженную картину функционирования рассматриваемых сетевых структур после 1998 г. Для более точной их характеристики имеет смысл принять во внимание лишь те из официальных финансово-промышленных групп, что представили сведения о своей работе (в рамках статической формы №-1 ФПГ) за 1999— 2002 гг. К таким относятся следующие 33 группы: «Авангард», «Апек», «Аэрофин», «Балтийская строительная компания», «БелРусАвто», «Волжско-Камская ФПГ», «Восточно-Сибирская группа», «Дальний Восток», «Двигатели НК», «Донинвест», «Драгоценности Урала», «Единство», «Золотое зерно Алтая», «Интерагроинвест», «Морская техника», «Нижегородские автомобили», «Оборонительные системы», «Оброн-метхимпром», «Объединенная промышленно-строительная группа», «Оптроника», «Продовольственная корпорация «Дон», «Промприбор», «Росстро», «Ростов Великий», «Сибагромаш», «Скоростной флот», «Средуралстрой», «Точность», «Тяжэнер-гомащ», «Уральские заводы», «Формаш», «Эксохим» и «Электронные технологии».
Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России