Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

На современном этапе в новых экономических условиях российская система образования находится еще в стадии разработки. В настоящее время не во всех регионах России накоплен определенный опыт по формированию новой нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, переходу на нормативный метод планирования и финансирования. Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования.

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм ОУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Глава1. Понятие финансового механизма

1.1 Сущность и функции финансового механизма

 

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в  организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Организация финансового механизма – это система мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами.К организационным процедурам относятся:

1) создание органов  управления финансами;

2) построение структуры аппарата управления;

3) разработка методик,  инструкций, норм, нормативов и т.п.

Организация финансового  механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через  координацию и регулирование.

Координация означает согласованность  работ всех звеньев системы механизма, аппарата управления и специалистов.

Регулирование означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается  состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

Планирование- представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ, обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование – это прежде всего процесс администрирования, т. е. оно носит директивный характер.

Стимулирование выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности  производственного и торгового  процессов. К финансовым стимулам относятся  цены, кредит, использование прибыли  и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т.п.

Финансовый механизм выполняет те же функции, что и  финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:

1) организация финансовых  отношений;

2) управление денежным  потоком, движением финансовых  ресурсов и соответствующей организацией  финансовых отношений.

Содержанием первой функции  является создание стройной системы  денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие второй функции  выражается через функционирование финансового менеджмента.

Структуру финансового механизма составляют пять элементов:

1) финансовые методы;

2) финансовые рычаги;

3) правовое обеспечение;

4) нормативное обеспечение;

5) информационное обеспечение.

 

1.2 Финансовый механизм обеспечения образования

 

Финансовый механизм применительно, к образованию представлен как: создание форм организаций в рамках системы образования, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным заданным условиям. Тесная взаимосвязь финансового механизма и образовательной деятельности позволила выделить и уточнить содержание основных элементов концепции формирования финансового механизма образовательной деятельности, включающих: кадровое, технологическое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, предназначенное для организации, планирования, стимулирования и контроля финансовых потоков с целью их эффективного воздействия на развитие системы образования в соответствие с реальными потребностями общества и имеющимися ресурсами. Финансовый механизм применительно к системе образования призван обеспечить не только формирование рыночных отношений в системе образования, но и создать необходимые условия для функционирования образовательных учреждений и выполнения ими надлежавших функций.Финансовый механизм системы образования - это сложная многоуровневая система, состоящая из отдельных подсистем, каждую из которых можно рассматривать как отдельную систему с определенным составом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (система в системе более высокого порядка), Так, финансовые рычаги, могут быть представлены как система элементов (подсистем), используемых при формировании централизованных денежных фондов и децентрализованных денежных средств. Современные теоретики экономики образования, такие как С.А.Беляков, В.А.Вифлеемский, и др., финансовый механизм системы образования представляют в качестве составной части хозяйственного механизма образовательных учреждений. В этом контексте, финансовый механизм образования представляет собой лишь систему определенных форм, методов и моделей финансового обеспечения образования, что, на наш взгляд, является весьма ограниченным толкованием.Финансовый механизм системы образования - это взаимосвязанная система финансовых методов, финансовых рычагов и форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достигается воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования, региона и страны.

 

 

Глава 2. Формы финансирования образовательных учреждений

 

2.1 Сметное финансирование

 

Государство выделяет образовательным  организациям бюджетные средства, разграничивая  их по видам затрат. Органы управления образованием утверждают подведомственным им образовательным учреждениям смету доходов и расходов. Финансовые средства планируются и выделяются их получателю по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждения. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативы штатного расписания и оплаты труда, расходов на учебное оборудование и инвентарь и т.д.), которые устанавливаются в расчете на показатели пропускной способности и дифференцируются по видам и категориям учреждений.

Учреждения не вправе использовать бюджетные средства для  расходов, не предусмотренных сметой, или превышать расходы по тем  или иным статьям без санкции вышестоящего органа управления. Бюджетные средства перечисляются учреждениям с учетом фактического использования ранее поступивших средств по каждой статье. Так что экономия любого вида затрат невыгодна учреждению, оно в этом случае недополучит бюджетных средств в будущем. Сметное финансирование позволяет финансовым органам контролировать использование бюджетных ресурсов, но оно не создает у учреждений стимулов сравнивать затраты с достигнутыми результатами и оптимизировать их соотношение. Их целью является получение как можно большего объема ресурсов.

До начала 1990-х гг. бюджетное  финансирование образовательных организаций  почти во всех странах осуществлялось в форме сметного финансирования. Между тем в последние десятилетия  стала вполне очевидна значимость определенной автономности образовательных учреждений в принятии экономических решений. Формирующееся информационное общество предъявляет к образовательным организациям требования гибкости в организации их деятельности, развития образовательных программ и форм обучения, расширения источников финансирования. Для того чтобы соответствовать потребностям развивающейся экономики и усложняющейся социальной жизни, образовательным организациям нужна возможность самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, методы и технологии обучения, структуру кадров, источники доходов, направления расходования средств. В свою очередь необходимость сдерживания роста государственных расходов на социальные цели заставляет искать пути стимулирования получателей бюджетных средств к более эффективному их использованию. Сметное финансирование этим требованиям не отвечает.

 

2.2 Блоковые субсидии

 

Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или "блока", их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей.

 

2.3 Размещение заказов (контрактация).

 

Данная форма применяется  для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Это прежде всего высшее и среднее профессиональное образование. Государство определяет то число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать, и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. Образовательным организациям предлагается принять участие в конкурсе на выполнение этого заказа по установленным или меньшим ценам. Каждый участник конкурса дает предложения о количестве специалистов по тем или иным специальностям, которые он готов подготовить, и о характеристиках предлагаемых учебных программ и других условий обучения. С учебными заведениями, выигравшими конкурс, заключаются контракты на подготовку соответствующего числа специалистов по согласованным ценам.

В сравнении со сметным  финансированием такая форма  финансирования может стимулировать  конкуренцию между учебными заведениями  и содействовать повышению эффективности  использования бюджетных ассигнований на образование. Однако все это в решающей степени зависит от того, как организован конкурс, по каким критериям производится выбор победителей, насколько эти критерии четки и насколько прозрачен конкурсный процесс. В противном случае конкурс может не привести к заметному уменьшению цены обучения или оказаться сымитированным. Опыт использования этой формы финансирования образовательных организаций пока очень ограничен и свидетельствует, скорее, в пользу оправданности указанных опасений.

 

2.4 Подушевое финансирование

 

Данный механизм финансирования является формой реализации принципа деньги следуют за учеником. Объем финансирования, выделяемого образовательному учреждению из бюджета, зависит от численности учащихся и стоимости образовательной услуги (норматив финансирования), им предоставляемой, в расчете на одного ученика.

Все образовательные  учреждения (предоставляющие аналогичные  образовательные услуги) получают одинаковую сумму на каждого учащегося. В  результате образовательные учреждения заинтересованы в максимизации числа  учащихся (в рамках ограничений численности классов, которая в России составляет 25 человек для классов общеобразовательных учреждений и 12 человек для коррекционных классов). Между образовательными учреждениями возникает конкуренция за учеников, что является стимулом для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Конкуренция заставляет школы быть гибкими,стимулирует их инновационную активность. Таким образом, в результате применения нормативного подушевого финансирования происходит нормирование квазирынков в секторе образования.

Одновременно стимулируется  активность и ответственность родителей  при выборе образовательного учреждения и образовательной программы.

Кроме того, применение нормативов финансирования обеспечивает повышение  прозрачности и объективности распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями, а также сокращение времени, которое уходит на переговоры между администрацией школ и органом управления образованием. Норматив финансирования, отражающий стоимость той или иной образовательной услуги, является критерием, обеспечивающим более формализованный процесс принятия управленческого решения об объеме финансирования, положенном образовательному учреждению. В результате повышается прозрачность и справедливость распределения бюджетных ресурсов в процессе их доведения до образовательных учреждений.

Другим преимуществом  системы нормативного бюджетного финансирования является на муниципальном уровне возможность  выявления нежизнеспособных школ в  рамках программы реструктуризации сети школ.

На уровне школы применение подушевых нормативов способствует повышению эффективности использования  ресурсов (в целях повышения качества) и улучшению системы отчетности перед родителями и Попечительским советом. Кроме того, в условиях подушевого финансирования распределение бюджетных средств является более предсказуемым, т.е. руководство образовательного учреждения может точно рассчитать, какой объем финансирования получит, и формирует смету исходя из этого объема средств.

Наряду с преимуществами существуют ограничения для применения принципа деньги следуют за учеником. Преимущества этого механизма связанные с развитием квази-рынков образовательных услуг, могут быть реализованы в тех случаях, когда возможна конкуренция между образовательными учреждениями

Если производитель  образовательных услуг оказывается  локальным монополистом, у него не будет стимулов повышать качество образовательных  услуг. Такая ситуация характерна для  тех российских регионов, где существуют отдаленные населенные пункты снизким уровнем транспортной доступности. Образовательные учреждения подобных населенных пунктов зачастую являются малокомплектными, т.е. численность их учащихся существенно ниже проектной мощности, а наполняемость – ниже нормативной. В случае финансирования данных образовательных учреждений на основе нормативного принципа, выделяемый им объем средств не позволит покрыть даже минимальный уровень расходов, что приведет к закрытию образовательного учреждения. Вместе с тем, низкая транспортная доступность подобных населенных пунктов делает как экономически невыгодной, так и невозможной с социальной точки зрения транспортировку учащихся в другие образовательные учреждения.

Информация о работе Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений