Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

На современном этапе в новых экономических условиях российская система образования находится еще в стадии разработки. В настоящее время не во всех регионах России накоплен определенный опыт по формированию новой нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, переходу на нормативный метод планирования и финансирования. Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования.

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм ОУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

последовательная реализация принципа экономической автономии  учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных  учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

создание условий для  привлечения дополнительных средств  в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

поддержка профильного  учебного производства на базе образовательных учреждений;

Система образования  должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Важным элементом формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающим фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должно стать введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.

Разработан проект методики расчета потребности образовательных  учреждений высшего профессионального  образования в бюджетных средствах. Предложены модели расчета потребности более чем по 20 видам расходов. Принципы, заложенные в методику расчета, позволяют приступить к их поэтапному апробированию. В настоящее время ведется отработка и уточнение моделей расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах по отдельным видам расходов на практическом материале.

Убедительным подтверждением приоритетности образования в социально-экономической  политике государства является растущее год от года выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей.

Одной из приоритетных задач  модернизации является расширение и  повышение эффективности мер, направленных на информатизацию системы образования, в первую очередь, в рамках ФЦП  «Развитие единой образовательной  информационной среды».В качестве приоритетов реализации Программы решением коллегии Минобразования России от 28.02.2002 № 4 были определены:

-компьютеризация городских  и поселковых школ;

-создание электронных  учебников по всем дисциплинам  базового учебного плана;

-организация и создание  доступа сельских, городских и  поселковых школ к образовательным  ресурсам;

-создание системы  общеобразовательных и специализированных  порталов.

Эффективным путем развития материально-технической базы образовательных  учреждений является передача на их баланс зданий и сооружений других министерств и ведомств.

Для решения конкретных задач модернизации и развития российского  образования привлечены целевые  льготные кредиты Всемирного Банка  и внебюджетные средства в рамках Инновационного проекта развития образования, реализуемого через Национальный фонд подготовки кадров. Основная задача проекта — экспериментальное внедрение инноваций с целью дальнейшего воспроизведения в системе образования. В частности, в рамках проекта решаются проблемы совершенствования преподавания дисциплин экономического, социологического и политологического циклов, разрабатываются более 700 новых учебных курсов, обеспеченных учебниками и учебно-методическими пособиями, создаются 4 центра переподготовки преподавателей в ведущих вузах, ведется масштабная дополнительная подготовка ППС. Разрабатываются новые формы независимой академической оценки учебных материалов.Значительное внимание уделяется системному решению проблем управления современным вузом. Разрабатываются вопросы: совершенствования структуры вуза, в том числе через создание университетских комплексов; внедрения современных систем управления качеством, ресурсами, персоналом; использования новых информационно-коммуникационных технологий в управлении; эффективного взаимодействия с рынком труда. Ведутся работы по созданию современных вузовских библиотек.

В рамках компонента «Учебное книгоиздание» осуществляется комплекс мероприятий по развитию устойчивой и работоспособной рыночной системы  обеспечения школ учебниками и повышению качественного уровня учебной литературы.

4 января 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Минобразованием России и МНС России, одним из направлений которого является взаимодействие по вопросам налогообложения организаций и учреждений системы образования Российской Федерации в части совершенствования налогообложения прибыли образовательных учреждений и деятельности благотворительных организаций.Во исполнение данного Соглашения направлены предложения в МНС России о выводе из налогооблагаемой базы средств, полученных за сдачу в аренду закрепленных за бюджетными учреждениями объектов собственности, при условии, что право сдачи в аренду установлено законодательством Российской Федерации, законодательствами субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления. Внесение данного предложения вызвано имеющимися разночтениями между отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Минобразованием России подготовлено и Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 01.04.2003 № 181, распространившее Правила оказания платных образовательных услуг на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также научные организации.

Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводят работу по реализации программ дополнительного профессионального образования, предоставляемых юридическим и физическим лицам. За последние годы значительно расширились виды и формы предоставляемых образовательных услуг. Дополнительные профессиональные образовательные программы формируются на основе потребности заказчика. В настоящее время востребованными являются освоение информационных и телекоммуникационных технологий, инновационного менеджмента, программы, связанные с появлением новых профессий и повышением требований к квалификации различных категорий работников.

Образовательные учреждения получили возможность реализовывать  дополнительные профессиональные образовательные  программы с присвоением квалификации в связи с введением нового вида профессиональной переподготовки. Это позволило привлечь дополнительные источники финансирования.

 

 

Заключение

 

На современном этапе  в новых экономических условиях российская система образования  находится еще в стадии разработки.

В настоящее время  не во всех регионах России накоплен определенный опыт по формированию новой нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, переходу на нормативный метод планирования и финансирования.

Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических  механизмов функционирования системы  образования. Вместе с тем на всех уровнях управления требуется серьезный  анализ результатов нововведений, их экономической эффективности и социальных последствий, и на этой основе – поиск новых решений в создании финансово-хозяйственных механизмов деятельности образовательных учреждений, позволяющих последовательно наращивать материальное обеспечение учреждений, повышать качество их работы.

Реформа в сфере образования, разграничение полномочий между бюджетами разных уровней имеет как свои плюсы, так и свои минусы.  Межбюджетные отношения рассматриваются со стороны экономической эффективности. В связи с этим требуется применять взвешенный подход к реструктуризации образовательных учреждений, чтобы не получить катастрофический результат, так как общеобразовательное учреждение несет в себе векторы социального развития территории. Нужен четкий порядок реализации новых законодательных актов и система доведения решений с федерального и муниципального уровней управления с постоянным мониторингом полученного результата. Проведение государственной политики в сфере образования на основе тесного взаимодействия и согласования интересов Федерации, решающе обеспечит сохранение единого образовательного пространства на территории России.

 

Список литературы

 

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Закон РФ «О государственном  стандарте общего образования».

3.Федеральный Закон РФ от 13.01.96 №12-ФЗ О внесении изменений и

дополнений в Закон РФ «Об образовании (ст.41)»

  1. Абалкин А.И. Вопросы экономики .- 2000г. - №1.
  2. Ахулкова Е.Н. Изд. «ЭКАР» № 8 (80), №12(94) 2005, №6 (90) 2006.
  3. Баршай А. О реформе системы образования //Вести. 2004.
  4. Беляков С.А. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов /– М. : МАКС Пресс, 2008. - 193 с.
  5. Вифлеемский А.Б. Финансово-хозяйственная деятельность. образовательных учреждений // Экон. образования. - 2007. - № 3 (40).
  6. А.Ф. Векслер, Г.Л Тульчинский Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. - Изд. «Лань» Нижний Новгород. 2002.
  7. Гражданский кодекс РФ (ст. 582 1,3,4; ст. 574)
  8. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994
  9. Леднев В.С. Научное образование. М.: 2002.
  10. Маклин Р. Среднее образование на распутье //Переспектива, 2001, №3.
  11. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. М.: 2002.
  12. Налоговый кодекс РФ (ст. 251.2)
  13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) М.: 2004.
  14. Образование в РФ:Статистический сборник.М.:2003.
  15. Олешков М.Ю. Содержание образования: проблема формирования и проектирования //Педагогика, 2004. №5.
  16. Помяков В.А., Кузнецов А.П. Научно-методическое обеспечение развития российского образования //Педагогика, 2004 №5.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений