Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

На современном этапе в новых экономических условиях российская система образования находится еще в стадии разработки. В настоящее время не во всех регионах России накоплен определенный опыт по формированию новой нормативно-правовой базы финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, переходу на нормативный метод планирования и финансирования. Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования.

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм ОУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Данная проблема решается в Федеральном законе от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» следующим образом – для малокомплектных школ должны разрабатываться специальные нормативы, учитывающие их особенности. Однако даже в случае, когда конкурентная борьба между образовательными учреждениями невозможна, нормативное подушевое финансирование обеспечивает рост эффективности функционирования образовательной системы за счет повышения прозрачности процесса доведения бюджетных средств до образовательного учреждения.

Будучи более эффективной  по сравнению со сметным финансированием  нормативная система финансирования образовательных учреждений установлена в Законе «Об образовании» как основной метод распределения бюджетных ресурсов. Согласно п.п. 2 и 3 ст. 41 Закона «Об образовании» финансирование образовательных учреждений должно осуществляться на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Тем не менее, на практике применение системы нормативного бюджетного финансирования вызывает ряд затруднений. Некоторые из них связаны с методологическими проблемами, возникающими при расчете нормативов. Другие – с проблемами внедрения новой системы в практику финансирования образования, сложившуюся в регионах России.

 

2.5 Особенности финансирования образования

 

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования  все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций. Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.В данной модели (см. Таблицу 1), помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.

 

Таблица1 Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений

Бюджетное

Внебюджетное

Текущие расходы

нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы  программно-целевое финансирование:

- финансирование расходов  по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития;

- целевое финансирование  эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

- юридических лиц:

- физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов

Деятельность, связанная  с образовательным процессом

- организация дополнительных  образовательных услуг;

- организация учебно-производств.  деятельности

Деятельность, не связанная  с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и посреднические  операции;

- операции с банковскими  вкладами и ценными бумагами;

- производство товаров  и услуг.


 

Любая образовательная организация  имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом  от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет  оказания дополнительных платных  образовательных услуг;

- добровольные пожертвования и  целевые взносы физических и  юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным  учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом  РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств родителей  (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних организаций:

- частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

- реализации одной  или нескольких образовательных  программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление научно-методической  деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

- обеспечении и обслуживании  образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

- обучение по дополнительным  образовательным программам (за  пределами государственных образовательных стандартов):

- тестирование школьников;

- репетиторство;

- обучение на курсах  по отдельным дисциплинам;

- дополнительное образование,  включая кружки, секции, клубы;

- прочие образовательные  услуги.

Научно-методическая деятельность:

- создание и передача  научной (научно-методической) продукции,  объектов интеллектуальной собственности;

- выполнение научно-исследовательских  работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению  образовательного процесса:

- учебно-производственная  деятельность, реализуемая учебными  и учебно-производственными мастерскими,  предприятиями и подразделениями  общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг  библиотек, транспорта, спортивных  сооружений, вычислительной техники,  оргтехники;

- предоставление информационно-коммуникационных  услуг в рамках основной деятельности;

- проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:

- предоставление ресурсов  образовательного учреждения –  помещений, оборудования, земельных  участков, юридического адреса –  в аренду, пользования;

- взносы юридических  и физических лиц – благотворительные  и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением  выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими  направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная  база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Для успешного осуществления  внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная  обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа  преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

 

 

Глава 3.Формирование эффективных  экономических отношений в образовании

 

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;

выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

обеспечение целевого использования  средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

Информация о работе Финансовый механизм деятельности образовательных учреждений