Фирма и рынок (концепции Р. Коуза и О. Уильямсона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Величайший вопрос для философов-экзистенциалистов: «Why is there something rather than nothing?» Для теоретиков менеджмента он звучит следующим образом: «Почему существуют фирмы? Почему экономика не может функционировать только за счет рынка?»
В современном мире большинство людей живет в условиях рыночной экономики, и административное планирование воспринимается нами как серьезная катастрофа 20-го века.

Файлы: 1 файл

к.р. Фирма и рынок (Коуз и Уильямсон) Толлю Е.Л. ЗЛ-13-1.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Кафедра политической экономии

 

 

 

 

 

 

 

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по институциональной экономике

 

Тема: Фирма и рынок (концепции Р. Коуза и О. Уильямсона)

 

 

 

 

  Исполнитель: студентка гр. ЗЛ-13-1

  Толлю Е.Л.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Величайший вопрос для философов-экзистенциалистов: «Why is there something rather than nothing?» Для теоретиков менеджмента он звучит следующим образом: «Почему существуют фирмы? Почему экономика не может функционировать только за счет рынка?»

В современном мире большинство людей живет в условиях рыночной экономики, и административное планирование воспринимается нами как серьезная катастрофа 20-го века. При этом большое количество людей проводят свое рабочее время в бюрократических организациях с системой центрального планирования, которые называются «фирмы». Эти люди трудятся на одного работодателя долгие годы и не занимаются поиском новых вакансий для себя. Они работают для того, чтобы выполнять стратегические планы своих корпоративных менеджеров. Фирмы ежегодно нанимают тысячи сотрудников, и внутри этих самых фирм происходит движение товаров и услуг, которые стоят миллиарды.

Развитие современной экономики характеризуется ростом специализации, увеличением асимметрии информации, общей неопределенности, характерной для экономики и, как следствие, увеличением контрагентов и посредников. Это ведет к увеличению доли трансакционных издержек в стоимости продукта (услуг, работ).

Теория трансакционных издержек является составной частью достаточно нового течения в современной экономической науке – неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов, лауреатов Нобелевской премии по экономике Рональда Коуза и Оливера Уильямсона.

Актуальность работы. В экономической теории есть два подхода к вопросу о том, что управляет распределением ресурсов в экономической системе: первый – ресурсы в экономике распределяются и координируются посредством изменения цен, которыми управляет потребитель, второй – ресурсы в экономике распределяются посредством координирования предпринимателями (фирмами). Но в действительности наблюдается и то, и другое: за пределами фирмы производство подчинено движению уровня цен, а координация оказывается результатом последовательных операций обмена на рынке. Внутри фирмы данные рыночные сделки устранены, а роль сложной рыночной структуры со всеми операциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство. Важно понять, почему в одних случаях координация происходит посредством изменения уровня цен, а в других – посредством координирования фирмами, и также понять, что влияет на этот выбор.

Значительный вклад в понимание природы фирмы и особенностей ее функционирования в условиях рынка внесли Р. Коуз и О. Уильямсон.

Цель работы: исследовать теории фирмы Р. Коуза и О. Уильямсона.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:

  • изучить понятие о фирме, формы фирм в рыночной экономике;
  • рассмотреть теорию фирмы Рональда Коуза;
  • охарактеризовать неоинститутциональную теорию фирмы Оливера Уильямсона.

Объект исследования: новая институциональная теория.

Предмет изучения: теории фирмы Р. Коуза и О. Уильямсона.

 

 

 

 

 

1. Понятие о фирме, формы фирм в рыночной экономике

 

Ранее предприятия существовали самостоятельно. И сегодня существуют просто предприятия. Когда они объединяются, то возникают фирмы. Теорию фирм разработал Коуз в 1930-х гг. Он исходил из трансакционных издержек – расходов на организацию сотрудничества предприятий1. В условиях свободной конкуренции они равны нулю, а по мере роста размеров предприятий они растут. Для их минимизации предприятия объединяются, что уменьшает издержки на организацию сотрудничества.

Фирма – это система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Изначально любой товар на рынке (в натуральном хозяйстве) имеет определенные производственные издержки, предприниматель находит некий способ производства, который может уменьшить эти производственные издержки. Так же существуют трансакционные издержки – издержки на заключение контрактов по найму рабочих, заключению договоров на поставки, сбору и анализу информации о конъюнктуре рынка, юридическому сопровождению. Без трансакционных издержек невозможно было бы образование фирмы, поскольку без составления долгосрочных и краткосрочных контрактов на сбыт и производство товаров предприниматель никогда бы не пошел на риск по созданию фирмы. И если сумма производственных издержек, при которых предприниматель способен осуществлять производство, вместе с трансакционными издержками меньше рыночных издержек изготовления этого товара, то ресурсы экономической системы переходят под координацию и контроль к предпринимателю. Так и рождается фирма. Ну и конечно если данная сумма издержек больше рыночных, то распределение ресурсов отходит под контроль уровня цен, вытесняя предпринимателя.

Также существует мнение, что фирма явилась следствием желания индивида к управлению другими, но если бы данное утверждение было верным, то управляющий платил бы за право управлять, а в действительности наблюдается иное – управляющему платят за то, что он управляет, поэтому данное утверждение является неверным.

Если фирма способна нести издержки меньше рыночных, то почему в экономике не существует единая фирма-монополист, производящая все товары данной отрасли? И что определяет размер фирм?

Экономисты дают несколько вариантов ответа на данный вопрос2.

1) По мере расширения  фирмы происходит процесс «убывающей  отдачи» – с увеличением объема производства издержки на производство каждой последующей единицы товара постоянно возрастают. Параллельно с определенной точки происходит удорожание трансакционных издержек фирмы. В итоге в определенной точке производственной кривой совокупные издержки фирмы начинают превышать совокупные издержки рынка. Данная точка и определяет размер фирмы.

2) По мере расширения  с определенного размера фирмы  предприниматель становится управленчески  не способен использовать производственные  и транзакционные факторы с  наивысшей выгодой.

3) Есть определенные  отрасли, где максимально эффективное  производство с минимальными  трансакционными издержками способны  обеспечить лишь малые фирмы (например  пищевая промышленность).

Естественно выше перечисленные факторы могут действовать одновременно.

Также на размер фирмы влияют изобретения, которые позволяют пространственно сблизить факторы производства. Новшества, подобные телефону и телеграфу, сокращают издержки на преодоление пространства, способствуют увеличению размеров фирмы. Все новшества, которые улучшают технику управления, также способствуют увеличению размеров фирмы.

Вышеописанные факторы показывают ситуацию, когда фирма способна производить лишь один продукт. Но в реальном мире бывают ситуации, когда эффективнее организовать производство нового продукта, чем направлять ресурсы на развитие уже существующего продукта.

Предприниматель занимается производством продукта B, но по мере расширения ему иногда может быть проще заняться производством смежных товаров А и С, чем направлять ресурсы на развитие товара В. Причем производство смежных товаров А и С может сделать более эффективным производство его изначального товара В. Таким образом, утверждение, что кривая совокупных издержек накладывает границы на размер фирмы является неверным. Объединения фирм бывают:

  • горизонтальные – у них одинаковая продукция;
  • вертикальные – на разных стадиях производственной кооперации: руда – чугун – сталь – прокат – машиностроение;
  • конгломераты – объединение не взаимосвязанных отраслей. Это обычно крупные фирмы.

Признаки фирм:

1) производят  товары или услуги;

2) покупают или  арендуют факторы производства;

3) товары продают  на рынке;

4) цель – прибыль.

Сейчас фирмой называют любое предприятие.

Существует много форм фирм (предприятий):

– производственные;

– коммерческие;

– финансовые;

– посреднические;

– страховые и др.

Выделяют следующие их формы:


 

 

 

Рис. 1. Формы фирм3

Достоинства и недостатки каждой из них.

1. Индивидуальные (личные) предприятия – самостоятельное  ведение дел в личных интересах. Его легко учредить – сделать  легальным, не нужны расходы на  юридические услуги, относительно  низкий первоначальный капитал, собственник является менеджером  и легко контролирует деятельность  фирмы.

Индивидуальные фирмы бывают семейными. Из 16 млн фирм США 10 млн имеют доходы менее 50 тыс. долл. в год, т. е. являются индивидуальными (в них часто занят один работник).

В нашей стране их называли индивидуальная трудовая деятельность (ИТД), индивидуальное частное предприятие (ИЧП), а сейчас индивидуальные предприниматели (ИП). ИП является формой малого бизнеса, но может быть и крупным бизнесом, на котором заняты тысячи работающих. Соответственно, растут расходы по управлению им, и собственник нанимает менеджеров и т. п.

Их недостатки:

– капитал ограничен, и трудно получить кредит;

– собственник не обязательно профессионал;

– большой риск.

2. Совместные  организации – главная форма  фирм. Они многообразны, к ним  относят кооперативы, артели, товарищества, партнерства (эти слова в целом  синонимы, хотя имеются различия  между ними в разных странах). Это обычно объединения физических  лиц с полной ответственностью  за деятельность предприятия  и ее результаты.

Их преимущества: легко учредить, объединение капиталов разных лиц, легче получить кредит в банке, имеется возможность специализации в управлении.

Недостатки: интересы партнеров не всегда совпадают, неограниченная ответственность, недолговечность существования, опасность мошенничества некоторых его членов.

Корпорации – главная форма фирм. Это – объединение юридических лиц, имеющих ограниченную ответственность за результаты деятельности объединения. Корпорациям присуще обособление юридического лица от физических лиц, участвующих в них.

Фирмы – юридически оформленный бизнес. В них имеют место неполноправные и даже неправовые действия, а поэтому фактически существует и теневой рынок. Теневая экономика охватывает все формы рыночной деятельности, которые не зарегистрированы.

По различным оценкам она достигает 1/4 рыночной экономики в некоторых странах.

Акционерные фирмы в ХIХ веке называли трестами, а в настоящее время в Англии их называют компаниями, а в США – корпорациями. В России корпорациями считают ОАО и ЗАО.

Объединяются капиталы разных лиц, выпускаются ценные бумаги – акции. Они указывают на долю акционера в собственности фирмы.

На акции платят дивиденды и на их основе определяют цену акций.

Элементы организации акционерных фирм:

  • акционеры – собственники капитала, создавшие фирму;
  • акции – долевая ценная бумага;
  • облигация – долговая ценная бумага;
  • дивиденды – прибыль на акции.

Курс акций = дивиденд: ставка банковского процента · 100.

Например: 10 долларов: 5% · 100 = 200 долларов.

Капитализация – определение цены фирм на основе курса их акций.

Золотое правило акционера – «не хранить яйца в одной корзине».

Портфель акций – такой набор акций разных предприятий, ценность которого растет в любых условиях. Контрольный пакет акций – доля акций, дающая право решающего голоса. Многообразие акций – простые, привилегированные. Собственники простых акций участвуют в управлении и несут большую ответственность.

Корпорации привлекают капитал также с помощью облигаций. По ним выплачивают в первую очередь гарантированный фиксированный доход. Их выпускают на ограниченный срок и выкупают.

Преимущества корпораций: легко привлекают капитал и кредит. При банкротстве корпорации акционеры теряют свои акции, но не рискуют другим своим капиталом. Они существуют долго.

Недостатки: трудно зарегистрировать, возможность злоупотреблений менеджерами, двойное налогообложение, разделение функций собственности и управления, конфликты между ними. Возможность оппортунистического поведения менеджеров – их махинации как инсайдеров, т. е. служба не акционерам, а себе.

Общественные, публичные, унитарные фирмы принадлежат органам власти – муниципалитетам (МУПы) и государству (ГУПы и ФГУПы). Они не собственники имущества. Выделяют две их формы:

– на правах хозяйственного ведения – государство не отвечает по обязательствам государственных фирм, например ОАО РЖД;

Информация о работе Фирма и рынок (концепции Р. Коуза и О. Уильямсона)