Фирма в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Чистая монополия……………………………………………….................4
1.1. Характерные черты чистой монополии……………………………4
1.2. Рыночная власть……………………………………………………..5
1.3. Показатели монопольной власти…………………………………...6
1.3.1. Коэффициент Бэйна………………………………………….7
1.3.2. Коэффициент Лернера……………………………………….8
1.3.3. Коэффициент Тобина………………………………………...9
1.3.4. Коэффициент Папандреу…………………………………...10
1.3.5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана ………………………..11
2. Определение цены и объема для максимизации прибыли……………….13
3. Естественная монополия и ее регулирование…………………..................17
4. Ценовая дискриминация……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

монополия.docx

— 214.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский  государственный университет»

Региональный центр повышения  квалификации

 

Кафедра «Мировая экономика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Фирма в условиях чистой монополии»

Выполнил:____________________________________ студент гр. Б760712

Петренко В.В.

Проверил: ___________________________________    доц. Шишлова С.Е.

 

 

 

 

 

Тула 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Чистая монополия……………………………………………….................4
    2. Характерные черты чистой монополии……………………………4
    3. Рыночная власть……………………………………………………..5
    4. Показатели монопольной власти…………………………………...6
      1. Коэффициент Бэйна………………………………………….7
      2. Коэффициент Лернера……………………………………….8
      3. Коэффициент Тобина………………………………………...9
      4. Коэффициент Папандреу…………………………………...10
      5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана ………………………..11
  1. Определение цены и объема для максимизации прибыли……………….13
  2. Естественная монополия и ее регулирование…………………..................17
  3. Ценовая дискриминация……………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы ……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными  правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как  заданную, решая, сколько производить  и продавать, а потребители принимают  ее как заданную, решая, сколько купить. 

Предметом моей работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. В этой работе я рассмотрю факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование. Власть монополий - это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

 

 

 

 

 

  1. Чистая монополия

1.1. Характерные черты чистой монополии

В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает следующим классификационным признакам:

1. В отрасли функционирует только  одна фирма, поэтому понятия  «фирма» и «отрасль» равнозначны.

2. Поскольку произведенная фирмой  продукция представляет собой  все предложение товаров отрасли,  фирма обладает полным и абсолютным  контролем над ценами, или рыночной  властью. Это означает, что фирма  может поднять цены на свою  продукцию и не потерять при  этом спроса на нее.

3. Доступ в отрасль для всех  прочих фирм блокирован. Это достигается  как административно-правовыми,  так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров  могут служить: патенты, дающие  исключительное право одному  производителю выпускать данный  продукт или применять некоторую  технологию; государственные лицензии; владение редким сырьевым ресурсом; большая капиталоемкость и экономия  масштаба.

4. Продукт фирмы/отрасли не имеет  близких заменителей и в некотором  роде уникален. Бриллианты являются  наиболее типичным примером.

5. Кривая спроса фирмы/отрасли  имеет отрицательный наклон. Исследуя  поведение фирмы-монополиста, сделаем  следующие допущения: фирма стремится  максимизировать прибыль; монополист-производитель  покупает ресурсы на конкурентных  рынках; фирма не может проводить  ценовую дискриминацию, т.е. всем  потребителям продукция фирмы  продается по одной и той  же цене; фирма обладает достаточной  информацией, чтобы предсказать  реакцию потребителей на изменение  цены товара.

Зная кривую спроса, монополист может  определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему  максимальную прибыль. Монополист не может  назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке  соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает  объем выпуска, кривая спроса подскажет  ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает  цену, он должен ограничить предложение  тем объемом, которое ему диктует  потребительский спрос. Поэтому  в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение  по объему выпуска и цене, т.е. выбрать  некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

Таким образом, у монополиста нет  своей кривой предложения, независимой  от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.[3, с.255].

1.2. Рыночная власть

Рыночная власть – это способность экономического субъекта (фирмы, покупателя) воздействовать на параметры рыночного равновесия (цену и объем продаж) в собственных интересах.

Рыночная власть всегда ограничена, даже если это власть фирмы-монополиста, поскольку ее решение зависит  от параметров спроса, величины издержек производства, достигнутого уровня развития технологии, вследствие чего рыночная власть еще не гарантирует высокие  прибыли. Величина такой власти не является статичной, а постоянно меняется в зависимости от изменения источников рыночной власти, к которым относятся следующие: 
1. Источники со стороны спроса: а) эластичность рыночного спроса на продукцию фирмы – чем она меньше, тем больше ее рыночная власть; б) доступность товаров-заменителей и величина перекрестной эластичности спроса на них – чем меньше товаров-заменителей, тем больше рыночная власть фирмы (фирм); в) темпы роста и временные колебания спроса; г) метод осуществления покупок потребителем (по прейскуранту, на закрытом аукционе, на открытых торгах и т.д.); д) рыночные характеристики продукта (предметы роскоши, товары повседневного спроса, товары длительного пользования). 
2. Источники со стороны предложения: а) особенности технологии, предопределяющие достижение экономии на масштабе производства при больших объемах выпуска, так что производство в размере отраслевого спроса может с наименьшими средними издержками осуществляться одной (естественная монополия), двумя (дуополия) или несколькими (олигополия) крупными фирмами; б) юридические барьеры на вхождение в отрасль конкурентов (авторское право, патенты, лицензии, внешнеторговые барьеры); в) размещение и собственность на основные виды сырья, ресурсов; г) обладание специфическими факторами производства, характерными только для данной фирмы, предложение которых на рынке ограничено (уникальные специалисты и менеджеры, ноу-хау); д) барьеры, создаваемые самими фирмами, такие, как политика лимитирующего ценообразования, демпинг, сговор, картель, создание искусственного дефицита и другие методы «нечестной» конкуренции; е) наличие безвозвратных издержек проникновения на рынок, например, на рекламу, стимулирование сбыта, оборудование, очистные сооружения, систему качества и т.д.; ж) случайные причины, по которым одни фирмы в отрасли начинают расти быстрее конкурентов и становятся лидерами.[5]

1.3 Показатели монопольной  власти

 Подход к вычислению  показателей монопольной власти  основан на сравнении реальных  рынков с рынком совершенной  конкуренции. Насколько рынок  приближается к идеалу свободной  конкуренции, можно судить по  поведению фирм в отношении  цены и издержек: чем больше  назначаемая фирмой цена отклоняется  от предельных издержек, тем большей  рыночной властью обладает фирма,  и тем в большей степени  рынок становится несовершенным.  Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности капитала, используемого фирмой.  В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал служит эквивалентом нормальной прибыли. Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: 

1. норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна);

2.коэффициент Лернера;

3. коэффициент Тобина;

4. коэффициент Папандреу;

5. индекс Херфиндаля-Хиршмана [2,103].

1.3.1. Коэффициент Бэйна. Этот коэффициент показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины, по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти. При вычислении и использовании показателя нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанных с такими факторами, как: оценка стоимости капитала и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. Бухгалтерское определение капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации. Адекватное сравнение норм доходности требует учета рискованности вложений капитала, поскольку различия в нормах могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях. Для компании, чьи акции котируются на бирже, в странах с развитым финансовым рынком существует возможность оценки риска на основе различных показателей ценных бумаг. Для компаний, не являющихся акционерными обществами, или чьи акции не обращаются на бирже, оценка параметров риска инвестиций гораздо сложнее.

1.3.2 Коэффициент Лернера.  Коэффициент Лернера как показатель  степени конкурентности рынка  позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы  доходности. При условии максимизации  прибыли цена и предельные  издержки связаны друг с другом  посредством эластичности спроса по цене:  (P-MC)/P=-(1/E) (1.3.1) где МС - предельные издержки, Еd - ценовая эластичность спроса. Коэффициент Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции. Сложность вычисления коэффициента Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах:  MC=AVC+(r+d)K/Q (1.3.2) где AVC - средние переменные издержки, r - нормальная норма прибыли, d - норма амортизации, К - величина капитальных активов, Q - объем выпуска. Однако прямое использование средних переменных издержек вместо предельных для определения значения коэффициента Лернера ведет к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины от коэффициента Лернера тем выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость используемого капитала, и чем ниже общая выручка.  Значение индекса Лернера можно прямо связать с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, предположив, что он описывается моделью Курно. Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным. Для рынков олигополии, где n фирм взаимодействуют по Курно, показатель Лернера для фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной - от показателя эластичности спроса:  L=Y/E (1.3.3). 

1.3.3 Коэффициент Тобина. Данный  коэффициент связывает рыночную  стоимость фирмы (измеряемой рыночной  ценой ее акций) с восстановительной  стоимостью ее активов:  q=P/C (1.3.4) где Р - рыночная стоимость активов фирмы; С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.  Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.  Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.  

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии