Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:00, курсовая работа
Предметом работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Чистая монополия……………………………………………….................4
1.1. Характерные черты чистой монополии……………………………4
1.2. Рыночная власть……………………………………………………..5
1.3. Показатели монопольной власти…………………………………...6
1.3.1. Коэффициент Бэйна………………………………………….7
1.3.2. Коэффициент Лернера……………………………………….8
1.3.3. Коэффициент Тобина………………………………………...9
1.3.4. Коэффициент Папандреу…………………………………...10
1.3.5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана ………………………..11
2. Определение цены и объема для максимизации прибыли……………….13
3. Естественная монополия и ее регулирование…………………..................17
4. Ценовая дискриминация……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..28
Кафедра «Мировая экономика»
на тему: «Фирма в условиях чистой монополии»
Петренко В.В.
Тула 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………..28
Введение
Любой рынок, независимо от
его конкретного вида, базируется
на трех основных элементах: цене, спросе
и предложении, конкуренции. Известно,
что наиболее эффективно рыночный механизм
действует в условиях свободной,
или совершенной конкуренции. На
совершенном конкурентном рынке
действует достаточно продавцов
и покупателей товара, и поэтому
ни один продавец или покупатель в
отдельности не может повлиять на
цену товара. Цена определяется рыночными
правилами предложения и
Предметом моей работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. В этой работе я рассмотрю факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование. Власть монополий - это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
1.1. Характерные черты чистой монополии
В современной экономической
1. В отрасли функционирует
2. Поскольку произведенная
3. Доступ в отрасль для всех
прочих фирм блокирован. Это достигается
как административно-правовыми,
4. Продукт фирмы/отрасли не
5. Кривая спроса фирмы/отрасли
имеет отрицательный наклон. Исследуя
поведение фирмы-монополиста,
Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.
Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.[3, с.255].
1.2. Рыночная власть
Рыночная власть – это способность экономического субъекта (фирмы, покупателя) воздействовать на параметры рыночного равновесия (цену и объем продаж) в собственных интересах.
Рыночная власть всегда ограничена,
даже если это власть фирмы-монополиста,
поскольку ее решение зависит
от параметров спроса, величины издержек
производства, достигнутого уровня развития
технологии, вследствие чего рыночная
власть еще не гарантирует высокие
прибыли. Величина такой власти не является
статичной, а постоянно меняется
в зависимости от изменения источников
рыночной власти, к которым относятся
следующие:
1. Источники со стороны спроса: а)
эластичность рыночного спроса на продукцию
фирмы – чем она меньше, тем больше ее
рыночная власть; б) доступность товаров-заменителей
и величина перекрестной эластичности
спроса на них – чем меньше товаров-заменителей,
тем больше рыночная власть фирмы (фирм);
в) темпы роста и временные колебания спроса;
г) метод осуществления покупок потребителем
(по прейскуранту, на закрытом аукционе,
на открытых торгах и т.д.); д) рыночные
характеристики продукта (предметы роскоши,
товары повседневного спроса, товары длительного
пользования).
2. Источники со стороны предложения: а)
особенности технологии, предопределяющие
достижение экономии на масштабе производства
при больших объемах выпуска, так что производство
в размере отраслевого спроса может с
наименьшими средними издержками осуществляться
одной (естественная монополия), двумя
(дуополия) или несколькими (олигополия)
крупными фирмами; б) юридические барьеры
на вхождение в отрасль конкурентов (авторское
право, патенты, лицензии, внешнеторговые
барьеры); в) размещение и собственность
на основные виды сырья, ресурсов; г) обладание
специфическими факторами производства,
характерными только для данной фирмы,
предложение которых на рынке ограничено
(уникальные специалисты и менеджеры,
ноу-хау); д) барьеры, создаваемые самими
фирмами, такие, как политика лимитирующего
ценообразования, демпинг, сговор, картель,
создание искусственного дефицита и другие
методы «нечестной» конкуренции; е) наличие
безвозвратных издержек проникновения
на рынок, например, на рекламу, стимулирование
сбыта, оборудование, очистные сооружения,
систему качества и т.д.; ж) случайные причины,
по которым одни фирмы в отрасли начинают
расти быстрее конкурентов и становятся
лидерами.[5]
1.3 Показатели монопольной власти
Подход к вычислению
показателей монопольной
1. норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна);
2.коэффициент Лернера;
3. коэффициент Тобина;
4. коэффициент Папандреу;
5. индекс Херфиндаля-Хиршмана [2,103].
1.3.1. Коэффициент Бэйна. Этот коэффициент показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины, по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти. При вычислении и использовании показателя нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанных с такими факторами, как: оценка стоимости капитала и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. Бухгалтерское определение капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации. Адекватное сравнение норм доходности требует учета рискованности вложений капитала, поскольку различия в нормах могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях. Для компании, чьи акции котируются на бирже, в странах с развитым финансовым рынком существует возможность оценки риска на основе различных показателей ценных бумаг. Для компаний, не являющихся акционерными обществами, или чьи акции не обращаются на бирже, оценка параметров риска инвестиций гораздо сложнее.
1.3.2 Коэффициент Лернера.
Коэффициент Лернера как
1.3.3 Коэффициент Тобина. Данный
коэффициент связывает