Фирма в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Чистая монополия……………………………………………….................4
1.1. Характерные черты чистой монополии……………………………4
1.2. Рыночная власть……………………………………………………..5
1.3. Показатели монопольной власти…………………………………...6
1.3.1. Коэффициент Бэйна………………………………………….7
1.3.2. Коэффициент Лернера……………………………………….8
1.3.3. Коэффициент Тобина………………………………………...9
1.3.4. Коэффициент Папандреу…………………………………...10
1.3.5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана ………………………..11
2. Определение цены и объема для максимизации прибыли……………….13
3. Естественная монополия и ее регулирование…………………..................17
4. Ценовая дискриминация……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

монополия.docx

— 214.50 Кб (Скачать файл)

- гарантировали бы производство  и потребление продукции в  экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был  бы при совершенной конкуренции;

- обеспечивали бы самофинансирование  предприятия.

С точки зрения взаимосвязи  с объемом производства цены можно  разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы  потребителя можно рассматривать  как линейную функцию от цены и  объема покупки) и нелинейные (фирма  взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские  расходы становятся функцией вида F + P · Q).

Цены Рамсея. Подход к определению "идеальных" цен на продукцию естественных монополистов был предложен Ф. Рамсеемв 1927 г. Разработанный им принцип ценообразования имеет ключевое значение также при нахождении оптимальных ставок потоварных налогов и в современной макроэкономической теории. Здесь мы ограничимся только описанием возможного применения ценообразования по Рамсею в случае многопродуктовой естественной монополии, когда линейное ценообразование по предельным затратам ведет к убыткам предприятия.

Ценами Рамсея называются линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что  общая выручка предприятия равна  его общим затратам. Отклонение от ценообразования по предельным затратам неизбежно приводит к появлению  чистых потерь, но цены Рамсея позволяют  их минимизировать, не прибегая при  этом к дотациям со стороны государства.

2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Воздействие предельных цен на

условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рис. 3.1.

Здесь D и MR — кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm — установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или

максимально допустимая, цена (англ. price ceiling — потолок цены).[1,322]

После установления предельной цены, Рm кривая спроса монополиста  изменяется.

Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста (соблюдающего введенное ограничение!) исчезает. Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломаной. Она состоит из горизонтального сегмента РmА и сегмента обычной кривой спроса BF, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q' , цена продукции не должна превышать Рm, хотя условия спроса и позволяют продавать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, «не работает». [1,123-130]

                             

     Рис. 3.1. Установление предельной цены на продукцию монополиста и модификация кривых спроса и предельной выручки.

Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов — горизонтального сегмента РmА и имеющего отрицательный наклон сегмента BF.

Действительно,

                   (3.1)            

Пока Q < Q' и действует  предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q)= Рm. При Q > Q' дополнительный объем  продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Pm, и, следовательно, dP/dQ < О. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmА, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < ОR', а при малом сокращении MR=OPm.

3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России.

 

 

 

 

 

 

4. Ценовая дискриминация

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления  ценовой дискриминации имеются  на рынке услуг или на рынке  материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или  высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой  дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация  первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает  единую цену Р*, то как видно из рис. 4.1 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC. (4.1)

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда  все единицы товара продаются  по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная  единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой  она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного  дохода, как в модели совершенной  конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором  существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую  дискриминацию, расширяется до точки  оптимума Q** совершенно конкурентного  рынка. В этих условиях совокупная прибыль  монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 4.1. Совершенная  ценовая дискриминация

На практике совершенная  ценовая дискриминация почти  невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей  продукции. Некоторое приближение  к ценовой дискриминации данного  вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при  индивидуальной предпринимательской  деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении  нелинейного ценообразования доход  увеличивается и становится равен  площади фигуры 0Р'ABCQ**.

Рис. 4.2. Ценовая  дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей  степени данная ценовая дискриминация  приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая  дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации  называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей  степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой  дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей  на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих  цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и  для большего числа сегментов). Его  цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции  на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка  может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с  коэффициентом эластичности спроса по формулеMR=P(1+1/Ed) (4.2), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2), (4.3)

или

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).(4.4)

Из данного равенства  видно, что в основе ценовой дискриминации  третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,

если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.

Р1/P2=(1-1/4)/(1-1/2)=(3/4)/(1/2)=1,5

Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения работы я  выяснила характерные черты чистой монополии, ее показатели: коэффициент  Бэйна, коэффициент Лернера, коэффициент  Тобина, коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля-Хиршмана, способы регулирования деятельности естественной монополии.

Я выяснила, что кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.

Так же сделала вывод, что рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Она существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии