Фирма в условиях чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом работы является монопольная власть, ее показатели, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Чистая монополия……………………………………………….................4
1.1. Характерные черты чистой монополии……………………………4
1.2. Рыночная власть……………………………………………………..5
1.3. Показатели монопольной власти…………………………………...6
1.3.1. Коэффициент Бэйна………………………………………….7
1.3.2. Коэффициент Лернера……………………………………….8
1.3.3. Коэффициент Тобина………………………………………...9
1.3.4. Коэффициент Папандреу…………………………………...10
1.3.5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана ………………………..11
2. Определение цены и объема для максимизации прибыли……………….13
3. Естественная монополия и ее регулирование…………………..................17
4. Ценовая дискриминация……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

монополия.docx

— 214.50 Кб (Скачать файл)

1.3.4 Коэффициент Папандреу.  Коэффициент монопольной власти, который основывается на концепции  перекрестной эластичности остаточного  спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.  Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю.  Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка нашей фирмы.  Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так:  С=l (1.3.5) где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью, Pj - цена конкурента (конкурентов), l – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1).  Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Перекрестная эластичность спроса на товар фирмы свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Другой сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.  Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более сложное понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.  Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти – способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном – барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм. [2,105-110].

1.3.5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. HHI=++…+, (1.3.6) где  и — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной  фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с  равными долямиH=+=5000, для 100 фирм с долей в 1% H=100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен  сверху 10000 (причем это значение достигается  только в случае чистой монополии  одной фирмы) и  снизу, где   — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли) [1, 168-169].

С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовского» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при   — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100.

Коэффициент Херфиндаля —  Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям  коэффициентов концентрации (CR) и  индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

  • I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 1800 < HHI < 10000
  • II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 1800
  • III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000
  1. Определение цены и объема для максимизации прибыли.

 

Прибыль монополии как  разность между общей выручкой TR (total revenue) и общими затратами представляется формулой  (Q) = P(Q)Q - TC(Q). Необходимым условием ее максимизации является равенство

 

 

(2.1)


Выражение, стоящее в левой части формулы (2.1), показывает, насколько возрастет общая выручка монополии при увеличении выпуска продукции на единицу, и называется предельной выручкой MR (marginal revenue). Следовательно, чтобы прибыль монополии была максимальной, нужно производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равна предельным затратам.

Достаточным условием максимизации монопольной прибыли является неравенство

 

 

(2.2)


На языке экономики  это означает, что в точке пересечения  кривых MR и МС предельная выручка должна снижаться быстрее предельных затрат. Когда предельные затраты постоянны или возрастают, тогда условие (2.2) выполняется, так как предельная выручка всегда убывает.

 
 

 

 

 

 

 

                               Рис. 2.1. Предельная выручка

 

Поскольку при отрицательном  наклоне кривой отраслевого спроса dP/dQ < 0, то MR < P, т.е. при любом объеме выпуска предельная выручка монополии меньше цены реализации (рис. 2.1).

Общая выручка при продаже Qединиц продукции равна площади P0AQ00, а при продаже на единицу больше - площади P1BQ10. В результате увеличения выпуска на единицу выручка возросла на площадь Q0CBQ1, равную цене, и уменьшилась на площадь P0ACP1. Следовательно, при продаже каждой единицы продукции приращение общей выручки монополии меньше цены. Более того, после определенного объема выпуска «приростаемая» площадь оказывается меньше вычитаемой, т.е. общая выручка начинает уменьшаться из-за того, что предельная выручка становится отрицательной.


При прямолинейной функции  отраслевого спроса график предельной выручки - это прямая, имеющая вдвое  более крутой наклон, чем прямая спроса. Это следует из того, что  ; тогда общая выручка равна (gQ - hQ2), а предельная - (g - 2hQ).

Решение уравнения (2.1) относительно Q дает величину выпуска, обеспечивающую максимум прибыли. Подставив ее в уравнение отраслевого спроса, получим цену, максимизирующую прибыль монополии. Так, если отраслевой спрос представлен функцией P = g - hQ, а затраты монополии на производство функцией TC = m + nQ, то условием максимизации прибыли является следующее равенство: g - 2hQ = n, из которого следует, что

 

.

(2.3)


Определение цены, максимизирующей  прибыль монополии, показано на рис. 2.2. Точку пересечения линий MR и MC, определяющую сочетание PM,QM, называют точкой Курно. Площадь заштрихованного прямоугольника представляет прибыль монополии.

Графическое представление. Определение цены, максимизирующей прибыль монополии, показывают рис. 2.2 и  2.1.

 

Специфическая ситуация возникает  при ломанной линии рыночного  спроса (D) из-за того, что соответствующая ей кривая предельной выручки (МR) имеет разрыв при выпуске, соответствующем точке перегиба. В этом случае кривая предельных затрат (МС) может пересечь кривую предельного дохода (МR) сразу в трех точках а, в, с, как показано на рис. 2.3.

Чтобы определить, какая  из трех точек Курно соответствует  максимальной прибыли, нужно сопоставить  площади двух образованных пересечением MC и MR треугольников. Площадь треугольника, расположенного ниже МС, представляет убытки, возникающие при увеличении выпуска с Qдо Qb, так как в этом интервале выпуска MR < MC.


 
 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Максимизация прибыли 
при ломанной линии спроса

 

Площадь треугольника, расположенного выше МС, соответствует прибыли (MR > MC), образующейся при увеличении выпуска с Qдо Qc. Если площадь треугольника, лежащего выше линии МС, больше площади треугольника, расположенного ниже линии МС, то максимуму прибыли соответствует точка с, так как убытки, возникающие при увеличении выпуска в интервале Qa,Qb, полностью компенсируются прибылью, образующейся при расширении выпуска с Qдо Qc. Когда площадь треугольника, расположенного над кривой МС, меньше, чем треугольника, находящегося под ней, тогда максимуму прибыли соответствует точка а.

Из проведенного анализа  следует, что из двух крайних точек  максимальной прибыли соответствует  та, которая принадлежит треугольнику с большей площадью.


Монополия, максимизирующая  прибыль, всегда выбирает цену на участке  эластичного спроса, т.е. при 
eD  > 1. Для доказательства этого положения представим предельную выручку в следующем виде:

 

.

 

Тогда необходимое условие  максимизации прибыли принимает  вид

 

.

(2.4)


При  eD  = 1 цена оказывается неопределенной величиной, а при  eD  < 1 она меньше нуля. То и другое не имеет экономического смысла. Следовательно, монополия максимизирует прибыль только при  eD  > 1.

Поскольку знаменатель в формуле (2.4) меньше 1, то цена, максимизирующая прибыль монополии, всегда превышает предельные затраты. При линейной функции спроса это превышение равно hQ: если P = g - hQ, то MR = g - 2hQ, следовательно, MR - Р = hQ.

Превышение рыночной цены товара над предельными затратами  на его производство свидетельствует  о неэффективном использовании  производственных ресурсов в монополизированной отрасли.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Естественная монополия и ее регулирование

 

 Монополия, основанная на подавляющем  преимуществе в издержках для  присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными  природными ресурсами, например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого, или благодаря вложениям капитала в прошлом, которые должны были бы быть продублированы конкурентом, например в национальную систему электроснабжения. Естественную монополию следует  отличать от закрепленной законом статутной  монополии (statutory monopoly), где позиции  присутствующей на рынке фирмы основаны на законах в целях устранения возможных конкурентов. Если преимущество присутствующей на рынке фирмы вытекает лишь из имеющегося у нее доступа  к необходимой технологии, если она  основана на неспособности других фирм сравняться с ней в ноу-хау, то это и есть естественная монополия, но она не является таковой, если основана лишь на исключительном обладании патентами (patents)[словарь].

Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые  можно условно разбить на три  группы.

1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время в России. Мы не будем рассматривать практику регулирования цен, поскольку она в большой степени зависит от неэкономических факторов, а ее процедуры нелегко формализовать. Нас будет интересовать так называемое идеальное ценообразование; слово "идеальное" здесь означает рассмотрение ценообразования только с точки зрения экономической эффективности и в предположении, что деятельность фирмы - естественного монополиста осуществляется исключительно в общественных интересах и что ее функция затрат известна. Задача ценообразования на продукцию естественных монополий - установить цены, которые:

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии