Фискальная политика государства: цели, содержание, виды, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание работы

Введение
1. Сущность фискальной политики, ее виды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат макроэконом.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Указанные зависимости используются в дискреционной  фискальной политике для воздействия  на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла [3, с 343].

В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая  фискальная политика, которая складывается из динамичного сочетания уменьшения налогов с увеличением государственных  расходов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но сокращает падение  производства. [10, с 74] При увеличении государственных расходов возникает  «эффект вытеснения» - инвестиционная конкуренция между государством и частным сектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению  факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок  повышает ставки процента, что ведет  к сокращению частных инвестиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень  жизни. Эффективность экономики  достигается оптимальным ограничением государственных расходов. [9, с 48].

В условиях избыточного спроса и инфляционного  роста дискреционная фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное  сальдо бюджета. [10, с 74].

Анализ равновесного объема национального продукта и  манипулирования государственными расходами позволяет с позиций  роста совокупных расходов выявить, что включение в них государственных  расходов вызывает сдвиг кривой C+I вверх  и ведет к росту национального  продукта, причем здесь срабатывает  эффект мультипликатора (мультипликатор – это коэффициент, показывающий во сколько раз возрастает конечный результат при увеличении исходных параметров [6, с 286] Мультипликатор государственных  расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода (Y) превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг (G). [6, с 659] Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:

 

Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC), (1)

 

где Mg – мультипликатор государственных расходов;

ΔY – прирост  доходов;

ΔG – прирост  государственных расходов;

MPC – предельная  склонность к потреблению.

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это  сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления  и сбережения на каждом уровне национального  продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:

 

Mt=ΔY/ΔT (2)

 

Где ΔT –  изменение ставки налога

Потребительские расходы уменьшаются на величину ΔT*MPC и соответственно уменьшают  равновесный объем производства на ΔY (ΔY=(-ΔT:MPC)/(1 – MPC)), где налоговый  мультипликатор будет равен

 

Mt=ΔY/ΔT=-MPC/(1 – MPC), (3)

 

В дискреционной  фискальной политике есть понятие «мультипликатор  сбалансированного бюджета»: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к  росту равновесного национального  продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 [6, с 286, 287].

Схема разновидностей дискреционной фискальной политики представлена в приложении 1.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относится прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях. [6, с 288]

Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. [9, с 49] Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Изменение налоговых поступлений относится  к основным встроенным стабилизаторам. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период активного  роста ВНП налоговые поступления  автоматически возрастают (при прогрессивной  системе налогообложения), что обеспечивает снижение покупательной способности и сдерживание экономического роста. И наоборот. Таким образом, прогрессивная налоговая система может привести к потере потенциальной покупательной способности либо обеспечивать минимальную ее потерю. И то, и другое желательно с точки зрения экономической стабильности [10, с 74].

По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых  поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов  на доходы корпораций, налогов с  оборота, с акцизов. В случае падения  национального производства эти  виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада  возрастают [6, с 288].

Встроенные  стабилизаторы, представляющие собой  инструменты фискальной политики, которые  автоматически смягчают колебания  совокупного выпуска и занятости (например: прогрессивное налогообложение  доходов, пособия по безработице) [6, с 645], как, правило, смягчают тяжесть  экономических колебаний, но не устраняют  нежелательные изменения в объемах  национального производства, что  необходимо учитывать при построении фискальной политики. [6, с 288].

Действие  автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы  при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита/профицита бюджета. [9, с 49] Схема воздействия встроенных стабилизаторов на экономику приведена в приложении 2.

При наличии  системы встроенных стабилизаторов, например при пропорциональном налогообложении, все мультипликаторы расходов меняются. Величина мультипликатора снижается, что ослабляет воздействие первоначального  импульса (изменение расходов) на объем  производства и совокупный доход. Например, налоговый мультипликатор при наличии  встроенных стабилизаторов принимает  вид:

 

Mt=-MPC/[1 – MPC(1 - T)], (4)

 

Рассмотренные дискреционная и недискреционная политика являются видами фискальной политики, которые выделяются в зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов регулирования экономики, используемым инструментам.

Эффективность фискальной политики на практике может  снижаться в результате возможного ее временного запаздывания по отношению  к потребностям текущей экономической  ситуации, ее использования в политических целях, а также в результате непредвиденных международных шоков совокупного  спроса и эффекта чистого экспорта, если экономика носит открытый характер. [9, с 75] Поэтому для правильного  выбора того или иного вида фискальной политики необходимо изучение механизмов ее функционирования, возможного воздействия на экономику, а также знание экономической конъюнктуры. 

2. Инструменты  фискальной политики.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные  субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем  изменения налоговых ставок или  аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного  подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает  различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие  влияние на экономический рост и  эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов. [10, с.75]

В зависимости  от фазы цикла, в которой находится  экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей  фискальной политики выступают:

увеличение  государственных закупок;

снижение  налогов;

увеличение  трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

сокращение  государственных закупок;

увеличение  налогов;

сокращение  трансфертов.

Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика»  академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами  дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение  трансфертных платежей, манипулирование  налоговыми ставками.

К инструментам автоматической фискальной политики автор  данного учебника относит изменения  в налоговых поступлениях, пособия  по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам. [5, с. 404]

Анализируя  источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами  фискальной политики являются изменение  налогов и трансфертных платежей.

Одним из главных  инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно  изымаемые государством или местными властями средства с физических и  юридических лиц, необходимые для  осуществления государством своих  функций. [5, с. 405].

Налоги выполняют  три основные функции [5, с. 394]:

фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной  экономике существуют различные  виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество  налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на

реальные, которые  получили наибольшее распространение  в первой половине XIX в., и к которым  относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов  на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости  от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают  государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости  от использования налоги делятся  на:

общие, предназначенные  для финансирования текущих и  капитальных расходов бюджета, без  закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

специальные налоги, имеющие целевое назначение

В зависимости  от характера ставок различают налоги [5, с. 394, 395]:

твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения  независимо от различных экономических  показателей, связанных с деловой  активностью;

регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

Информация о работе Фискальная политика государства: цели, содержание, виды, инструменты