Фискальная политика государства: цели, содержание, виды, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,
роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание работы

Введение
1. Сущность фискальной политики, ее виды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат макроэконом.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

На рисунке 3 представлена динамика и структура  просроченной задолженности.

 

Рис.3 Динамика задолженности по налогам и сборам [12].

 

Рассмотрим  теперь какое место налоги занимают в формировании бюджета РФ.

В приложении 4 дана структура бюджета по поступлениям и расходам. Из данной таблицы видно, что налоги составляют 73 % всех поступлений  в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долю налоговых  поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.

Исходя из вышеприведенных значений, можно  сказать, что Россия во многом зависит  от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.

В этой связи  хотелось бы выделить основные направления  налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.

К настоящему времени в Российской Федерации  в целом закончено формирование основ современной налоговой  системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Введенные в  действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой  политики. Вместе с тем эффективность  и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью  адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным  условиям российской экономики, примером чего является успешное использование  в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность  налоговой системы связана с  недостаточной эффективностью системы  применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

В среднесрочной  перспективе будет продолжено совершенствование  системы администрирования налогов  в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) Совершенствование  подходов к проведению налоговых  проверок;

б) Повышение  уровня информационного обеспечения  и автоматизации налоговых органов;

в) Обеспечение  информационного взаимодействия между  налоговыми, таможенными, правоохранительными  и иными органами;

г) Совершенствование  системы государственной регистрации  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать  в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой  политики:

1) Отказ от  увеличения номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы

2) Унификация  налоговых ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию,  пересмотра налоговых льгот и  освобождений, интеграции российской  налоговой системы в международные  налоговые отношения.

Среди основных направлений, в которых предполагается развивать налоговую политику в  среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления.

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.

Еще одним  негативным эффектом использования  трансфертного ценообразования  группами компаний в условиях российской налоговой системы является перемещение  мобильной налоговой базы между  регионами страны, в результате чего за счет выгод, получаемых отдельными регионами, потери несет не только бюджетная  система в целом, но бюджеты прочих субъектов Российской Федерации.

В данный момент для России актуальным является вопрос противодействия использованию  подобных трансфертных цен связанными или контролируемыми компаниями в целях минимизации своих  налоговых обязательств. Основной задачей  налоговых органов является не предотвращение использования трансфертных цен, а  недопущение бюджетных потерь какого-либо государства от их использования.

2. Налогообложение  дивидендов, выплачиваемых российским  лицам. В целях повышения конкурентоспособности  российской налоговой системы  и создания благоприятного инвестиционного  климата предполагается применять  нулевую ставку налога на прибыль  организаций при получении дивидендов  российскими лицами.

3. Регулирование  налогообложения контролируемых  иностранных компаний. Разработка  законодательства, регулирующего налогообложение  контролируемых иностранных компаний, является важным средством борьбы  с укрывательством доходов российскими  компаниями с помощью оффшорных  компаний и стран, имеющих низкий  уровень налогообложения.

4. Проблемы  определения налогового резидентства юридических лиц. В среднесрочной перспективе крайне актуальным является внесение в налоговое законодательство понятия резидентства юридических лиц на основе нескольких критериев: критерия «места управления» и критерия резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.

5. Совершенствование  различных видов налогов.

6. Налогообложение  организаций при совершении операций  с ценными бумагами. В связи с развивающимся характером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правил налогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянно совершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие проблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершении организациями операций с ценными бумагами.

7. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный  обмен. Налоговая конкуренция  между странами за привлечение  налогоплательщиков в условиях  глобализации мировой экономики,  с одной стороны, препятствует  одностороннему увеличению налогового  бремени отдельным странами (например, интенсивному применению прогрессивных  ставок налогов), а с другой  стороны, создает стимулы к  использованию противозаконных  и сомнительных схем по минимизации  налоговых обязательств и «отмыванию»  денежных средств. Россия является  частью мировой экономической  системы, при этом ускоренная  интеграция страны в мировую  экономику, присоединение к международным  организациям заставляет принимать  меры в области налоговой политики, направленные как на гармонизацию  российского налогового законодательства  с законодательством стран.

Заключение

 

Фискальная  политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание  циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного  уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

Различают дискреционную  и автоматическую политики. Дискреционная  финансовая политика сопряжена с  манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия  на различные сферы хозяйственной  деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической  конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Инструментами  фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.

И дискреционная  и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

В России фискальная политика была превращена во вспомогательное  средство реализации денежно-кредитной  политики по оздоровлению денежного  хозяйства. Однако, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

Список использованной литературы

 

«Налоговый  Кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 №117-ФЗ

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. –  М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с.

Вечканов  Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»)

Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 416 с.

Курс экономической  теории: Общие основы экономической  теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное  пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с.

Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с.

Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – М.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).

Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. И доп. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. – 656 с.

Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета  при снижении налогового бремени  налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы  и кредит. – 2005

Едронова В.Н. Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. – 2005. - №8.

Сидорова  Н. Экономические последствия налоговой  политики/Н. Сидорова//Экономист. – 2003. - №1.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks


Информация о работе Фискальная политика государства: цели, содержание, виды, инструменты