Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Введение.....................................................................................3
1. Сущность фискальной политики, ее виды..........................5
2. Инструменты фискальной политики...................................14
3. Особенности фискальной политики в России....................23
Заключение................................................................................31
Список использованной литературы......................................33
В период спада, как
правило, осуществляется стимулирующая
фискальная политика, которая складывается
из динамичного сочетания
В условиях избыточного спроса и инфляционного роста дискреционная фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
Анализ равновесного
объема национального продукта и
манипулирования
Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC), (1)
где Mg – мультипликатор государственных расходов;
ΔY – прирост доходов;
ΔG – прирост государственных расходов;
MPC – предельная склонность к потреблению.
Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровождается снижением объемов потребления и сбережения на каждом уровне национального продукта. Размер сокращения определяется величиной MPC и MPS. Изменение величины национального продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:
Mt=ΔY/ΔT (2)
Где ΔT – изменение ставки налога
Потребительские расходы уменьшаются на величину ΔT*MPC и соответственно уменьшают равновесный объем производства на ΔY (ΔY=(-ΔT:MPC)/(1 – MPC)), где налоговый мультипликатор будет равен
Mt=ΔY/ΔT=-MPC/(1 – MPC), (3)
В дискреционной
фискальной политике есть понятие «мультипликатор
сбалансированного бюджета»: равные
увеличения государственных расходов
и налогообложения ведут к
росту равновесного национального
продукта на ту же величину, то есть мультипликатор
сбалансированного бюджета
Недискреционная фискальная
политика предполагает автоматическое
изменение чистых налоговых поступлений
в государственный бюджет в периоды
изменения объемов
Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
Изменение налоговых
поступлений относится к
По мере роста
объема национального продукта идут
пропорциональные приросты налоговых
поступлений. Так, увеличиваются поступления
(при прогрессивных ставках) от налогов
на доходы корпораций, налогов с
оборота, с акцизов. В случае падения
национального производства эти
виды налоговых поступлений
Встроенные стабилизаторы, представляющие собой инструменты фискальной политики, которые автоматически смягчают колебания совокупного выпуска и занятости (например: прогрессивное налогообложение доходов, пособия по безработице) , как, правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
Действие автоматических
стабилизаторов влияет на изменение
объема производства, уровня цен и
ставок процента. Стабилизаторы при
изменении спроса обеспечивают более
плавное изменение выпуска
При наличии системы
встроенных стабилизаторов, например
при пропорциональном налогообложении,
все мультипликаторы расходов меняются.
Величина мультипликатора снижается,
что ослабляет воздействие
Mt=-MPC/[1 – MPC(1 - T)], (4)
Рассмотренные дискреционная и недискреционная политика являются видами фискальной политики, которые выделяются в зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов регулирования экономики, используемым инструментам.
Эффективность фискальной
политики на практике может снижаться
в результате возможного ее временного
запаздывания по отношению к потребностям
текущей экономической
2. Инструменты фискальной политики
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.
Набор инструментов
фискальной политики включает государственные
субсидии, манипулирование различными
видами налогов (личный подоходный налог,
налог на корпорации, акцизы) путем
изменения налоговых ставок или
аккордных налогов. Кроме этого,
к инструментам фискальной политики
относятся трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Различные инструменты по-
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
- увеличение государственных закупок;
- снижение налогов;
- увеличение трансфертов.
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
- сокращение государственных закупок;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Налоги выполняют три основные функции :
– фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
– экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
– социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В современной экономике существуют различные виды налогов.
Прямыми являются налоги
на доход или имущество
– реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
– личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от
органа власти, в распоряжение которого
поступают те или иные налоги, различают
государственные и местные
В зависимости от использования налоги делятся на:
– общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
– специальные налоги, имеющие целевое назначение
В зависимости от характера ставок различают налоги :
– твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
– регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
– пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
– прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Группа американских
специалистов во главе с А. Лаффером
изучила зависимость суммы
Рис. 1 Кривая Лаффера
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [2].
Однако во многих
государствах ставки налогов значительно
выше оптимального уровня, и это
объясняется действием других факторов,
не учитываемых в теоретической
модели. Например, в странах, тяготеющих
к сильному государственному регулированию,
будет преобладать стремление к
увеличению бюджета через доходную
часть. Налоговые ставки в таких
странах высоки. И наоборот, если
страна тяготеет к либеральному рыночному
устройству, к минимальному государственному
вмешательству в экономику, налоговые
ставки будут ниже. Кроме того, стремление
иметь социально