Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание работы

Введение.....................................................................................3
1. Сущность фискальной политики, ее виды..........................5
2. Инструменты фискальной политики...................................14
3. Особенности фискальной политики в России....................23
Заключение................................................................................31
Список использованной литературы......................................33

Файлы: 1 файл

ФП.docx

— 79.65 Кб (Скачать файл)

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет  располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут  стимулировать либо тормозить экономическое  развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в  виде налогов, идут в государственный  бюджет, впоследствии расходуясь на различные  цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть  бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических  лиц.

В настоящее время  получила распространение точка  зрения о необходимости дополнительного  существенного сокращения налоговых  ставок по основным налогам. В обоснование  этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых  поступлений, в долговременной перспективе  улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и  услуг, повысится занятость населения  и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства .

Под государственными или правительственными расходами  понимаются расходы на содержание института  государства, а также государственные  закупки товаров и услуг.

Государственные закупки  товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета школ, медицинских  учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный  признак всех этих закупок заключается  в том, что потребителем выступает  само государство. Обычно говоря о государственных  закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления  государства, которые более или  менее стабильны, и закупки для  регулирования рынка.

Государство увеличивает  свои закупки в период спада и  кризиса и сокращает во время  подъема и инфляции в целях  поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания  на нем равновесия между спросом  и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы  играют значительную роль в социально-экономическом  развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы  выступают в форме:

-  государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

-  строительства за счет капитальных вложений;

-  расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть  государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства  и местных властей.

Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия (доходов). В современных  условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную  коңюнктуру, а также осуществления  антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных  сил, а также выполнения необходимых  социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных  ассигнований и выполняют функции  политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят  целевой и, как правило, безвозвратный  характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета  на целевое развитие называется бюджетным  финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского  кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при  применении финансирования государство  разрабатывает порядок и условия  использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения  жизни населения.

Структура государственных  расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями  экономики, развитием оборонных  отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты  государственных органов, не связанные  с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через  пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую  ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение  налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны  и их роль в реализации той или  иной политики государства велика.

 

3. Особенности  фискальной политики в России

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень  важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой  фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и  экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный  анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан  государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. поступило  налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд.рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2012г. поступления  в консолидированный бюджет составили 1031,7 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем  на 17,8%.

Подробно поступление  налогов представлено в таблице 1

Если мы рассмотрим таблицу и построим диаграмму поступления налогов (рис.2), то увидим, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,0%, налога на доходы физических лиц - 19,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,4%.

Таблица 1.

 

Январь-июль  
2012г.

В % к  
январю-июлю 2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

6488,3

3025,1

3463,3

114,7

118,4

111,6

из них:  
налог на прибыль организаций

1482,8

208,0

1274,9

104,3

109,0

103,6

налог на доходы физических лиц

1230,9

-

1230,9

114,9

-

114,9

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1190,6

1190,6

-

108,8

108,8

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1134,0

1134,0

-

108,7

108,7

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

451,9

197,9

254,0

133,9

в 1,5р.

121,2

налоги на имущество

482,2

-

482,2

115,0

-

115,0

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1440,8

1419,9

20,9

124,9

125,2

107,1

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

1425,2

1405,7

19,5

126,2

126,4

108,5



 

Однако в России существуют проблемы, связанные с  просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 августа 2012г. составила 723,6 млрд.рублей.

По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 7,2%, в том  числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 42,8%, акцизам в целом - на 34,8%, налогу на прибыль организаций - на 13,6%, налогу на добавленную стоимость - на 5,6%.

 

Рис. 2 Структура поступивших налогов

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2012г. составила 321,1 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,5%.

Рассмотрим теперь какое место налоги занимают в  формировании бюджета РФ.

Структура бюджета по поступлениям и расходам показывает, что налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долю налоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.

Исходя из вышеприведенных  значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной  фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета  РФ.

В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2013-по 2015 гг.

В перспективе 2013 - 2015 годов  содержание налоговой политики будет  заключаться в снижении налоговой  нагрузки на труд и капитал, ее повышение  на потребление, а также в переходе на новые системы налогообложения.

Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013 г., а также на 2014 - 2015 гг. Документ был подготовлен в рамках составления  проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его  основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое  законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут  ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.

Авторы Основных направлений  составили следующий перечень планируемых  мер налогового стимулирования:

- поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала;

- совершенствование механизмов  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях;

- совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса;

- развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе  приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

- налогообложение природных  ресурсов;

- акцизное налогообложение;

- введение налога на  недвижимость;

- сокращение неэффективных  налоговых льгот и освобождений;

- совершенствование налога  на прибыль организаций;

- совершенствование налогового  администрирования;

- противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций;

- страховые взносы на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала авторы Основных направлений предлагают следующие меры. В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения  некоторые социально значимые выплаты  физическим лицам (гранты, выплаты безработным  гражданам, суммы оплаты медицинских  услуг отдельными категориями работодателей  и др.). Кроме того, планируется  скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается учесть недавно принятые постановления Конституционного Суда РФ о получении имущественного вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность  с несовершеннолетними детьми, и  пришел к выводу о необходимости  установить порядок предоставления такого вычета в части долей несовершеннолетних детей. По мнению финансового ведомства, следует предусмотреть правила  получения вычета при оформлении родителями имущества в собственность  несовершеннолетнего ребенка. Авторы Основных направлений указали, что  процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества  в общую долевую либо совместную собственность также должна быть уточнена.

Предлагается также ввести налог на недвижимость физических лиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн руб. Создание единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, на данный момент не планируется, однако для владельцев жилья будут предусмотрены стандартные и социальные налоговые вычеты, ставки и размеры которых предстоит определить только после проведения массовой оценки принадлежащего физическим лицам недвижимого имущества. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.

Информация о работе Фискальная политика государства