Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Введение
1. Виды и понятие фискальной политики
1.1 Недискреционная политика
1.2 Дискреционная политика
1.3 Стимулирующая фискальная политика
1.4 Сдерживающая фискальная политика
2. Налоги
2.1 Сущность налога и налоговой системы
2.2 Виды и группы налогов
2.3 Основные налоги
2.4 Стабилизирующая роль налогов
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
3.1. Бюджетная политика государства
3.2. Эффект вытеснения
Заключение
Список используемой литературы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
В г. МИНСКЕ
Кафедра
теории и истории
государства и
права
РЕФЕРАТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Экономика»
Тема:
«Фискальная политика.
Налоги»
Подготовила:
Студентка 1 курса
Специальность «Юриспруденция»
Очной формы обучения, 2 группы
Петрова
Юлия
Минск 2011
Содержание:
Введение
1. Виды и понятие фискальной политики
1.1 Недискреционная политика
1.2 Дискреционная политика
1.3
Стимулирующая фискальная
1.4 Сдерживающая фискальная политика
2. Налоги
2.1 Сущность налога и налоговой системы
2.2 Виды и группы налогов
2.3 Основные налоги
2.4 Стабилизирующая роль налогов
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
3.1. Бюджетная политика государства
3.2. Эффект вытеснения
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема
фискальной политики на сегодняшний
день весьма актуальна, так как экономика
переживает далеко не самые лучшие дни,
и от того, как правительство будет осуществлять
бюджетно-налоговую политику зависит
судьба каждого человека, живущего в нашей
стране и судьба всей страны в целом.
1. Виды и понятие фискальной политики
1.1 Недискреционная политика
Недискреционная
политика основана на том, что налоговые
поступления и значительная часть
правительственных расходов связаны
с активностью частного сектора
и изменения экономической
Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать. Расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.
Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику.
Аналогичное
воздействие на экономику оказывают пособия
по безработице. Когда занятость высока,
фонд занятости не расходуется, и оказывает
сдерживающее влияние на совокупные расходы,
в период низкой занятости средства фонда
интенсивно расходуются, поддерживая
потребление и смягчая падение производства.
Таким образом, стабилизаторы работают
в обоих направлениях – и в сторону повышения,
и в сторону понижения.
1.2 Дискреционная политика
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Ее еще называют активной фискальной политикой.
Основными
инструментами дискреционной
В
зависимости от состояния экономики
и стоящих перед правительством
целей фискальная политика может носить
стимулирующий или сдерживающий характер.
1.3 Стимулирующая фискальная политика
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
В период спада возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике. Рассмотрим рис.1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от AD1 до AD2. Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд. дол,– величины, близкой к уровню производства при полной занятости, - до 485 млрд. дол. Это падение реального производства на 20 млрд. дол. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей.
У
федерального правительства, чтобы
оздоровить экономику, есть три основные
возможности проведения фискальной
политики:
Если федеральный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.
Увеличение государственных расходов
При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо от AD2 до AD1 как показано на рис.1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5млрд. дол. Государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос, становится на 5 млрд. дол. больше, чем до увеличения государственных расходов.
Но
кривая совокупного спроса смещается
вправо до AD1, то есть спрос увеличивался
больше чем на 5 млрд. дол. дополнительных
государственных расходов. Это происходит
потому, что эффект мультипликатора приумножает
первоначальное изменение спроса с каждым
следующим циклом новых потребительских
расходов. Если ПСП в экономике составляет
0,75, то простой мультипликатор равен 4.
Кривая совокупного спроса сдвигается
вправо на расстояние, в 4 раза превышающее
длину отрезка, который представляет увеличение
государственных расходов на 5 млн. дол.
Данное увеличение совокупного спроса
происходит в пределах горизонтального
отрезка кривой совокупного предложения,
поэтому мультипликатор действует в полную
силу и реальный объем производства возрастает
в 4 раза. Заметьте, что реальный объем
производства увеличился до 505 млрд. дол.,
то есть возрос на 20 млрд. дол. по сравнению
с уровнем в 485 млрд. дол., наблюдавшимся
во время спада. Одновременно сокращается
безработица, так как фильм вновь нанимают
работников, уволенных в период спада.
[5, 254]
1.4 Сдерживающая фискальная политика
Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка, бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
Когда возникает инфляция спроса, для контроля за ней необходима ограничительная, или сдерживающая, фискальная политика. Рисунок 2 привлекает наше внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Предположим, что сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4 на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с P3 до P4 . Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может: