Фискальная политика. Налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

Содержание работы

Введение
1. Виды и понятие фискальной политики
1.1 Недискреционная политика
1.2 Дискреционная политика
1.3 Стимулирующая фискальная политика
1.4 Сдерживающая фискальная политика
2. Налоги
2.1 Сущность налога и налоговой системы
2.2 Виды и группы налогов
2.3 Основные налоги
2.4 Стабилизирующая роль налогов
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
3.1. Бюджетная политика государства
3.2. Эффект вытеснения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Фискальная политика.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)
 

    Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, то есть на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

    Сокращение  государственных  расходов

    Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 2, где горизонтальный отрезок между AD4 и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд. дол. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD4 до  AD3 , если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что цены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень P3 , то есть на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей – 515 млрд. дол.

    В реальной экономике цены «устойчивы»  к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня. Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной политики – остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее, рис. 2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфляцию спроса.

    [5, 259] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Налоги

    2.1 Сущность налога  и налоговой системы

    Под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

    Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

    Налоги  как специфическая форма производственных отношений оказывают влияние на все основные факторы общественного производства: рабочую силу, предметы и средства труда. Что касается рабочей силы, то это воздействие осуществляется по следующим направлениям: 

  1. Налоги  влияют на уровень и структуру  совокупного спроса. Доходы трудящихся почти полностью идут на потребление, поэтому изменение в налогообложении сразу скажется на их спросе и в целом на платежеспособном спросе страны, который зависит, прежде всего, от этой социальной группы.
  2. Размер налогов определяет в определенной степени и цену рабочей силы – заработную плату, которая включает налоговые платежи.
  3. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.
 

    На  орудия и средства труда налоги влияют через амортизацию.

    Размер  амортизационного фонда как источника обновления капитала в значительной мере определяется величиной налога. Государство, изменяя норму амортизации, воздействует на инвестиционную политику в стране, регулируя этот процесс. Под налоговым контролем находятся накопление капитала, техническое перевооружение и темпы экономического развития в целом. [3, 213]

    Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

    Первый  этап становления налоговой системы в России проходил в условиях преобладающей тенденции децентрализации государства. В результате на региональном уровне сконцентрированы большие полномочия по вопросам налоговой политики, которые использовались недостаточно эффективно. Второй этап совпадал с тенденцией централизации, что привело к снижению налогового бремени за счет региональных и местных налогов. Результатом явился рост зависимости территориальных бюджетов от трансфертов со стороны федерального бюджета.

    В ходе реформирования экономики налоговая система, выступающая составной частью общей финансово – экономической системы страны, менялась. Можно выделить два этапа. Прежде всего – формирование новой налоговой системы, ориентированной на условия рыночной экономики и развитие форм собственности. Важным итогом этого этапа было оформление новых законодательных основ налогообложения и его организации, адекватных новым рыночным условиям. [6, 69]

    В 2003-2004 гг. большинство налогов, имеющих  преобладающую роль в доходах бюджетной системы, уплачивалось в соответствии с новым законодательством, связанным с введением Налогового кодекса РФ. [7, 56] 

    2.2 Виды и группы  налогов

    Налоги  бывают двух видов.

    Первый  вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

    Второй  вид – налоги на товары и услуги; налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходился на прямые налоги, другая – на косвенные. 

    2.3 Основные налоги

    1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожим, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога – в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

    В последние десятилетия заметна  тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее, в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

    2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят: они, а не их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах – до 35%. Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по разному. Полученные дивиденды попадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

    В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом: 

  • Классическая  система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале  налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо облагается по низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • Система полного освобождения распределяемой прибыли корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
 

    3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату, и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т. д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

    4. Поимущественные налоги – это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

    5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предмета труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчислений добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов.

    Налог на добавленную стоимость взимается  в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах  по основной (стандартной) ставке, которая колеблется. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога. [1, 593] 

    2.4 Стабилизирующая  роль налогов

    В рыночной экономике налоги автоматически  выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению понятие «автоматического стабилизатора» представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.

Информация о работе Фискальная политика. Налоги