Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Введение
1. Виды и понятие фискальной политики
1.1 Недискреционная политика
1.2 Дискреционная политика
1.3 Стимулирующая фискальная политика
1.4 Сдерживающая фискальная политика
2. Налоги
2.1 Сущность налога и налоговой системы
2.2 Виды и группы налогов
2.3 Основные налоги
2.4 Стабилизирующая роль налогов
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
3.1. Бюджетная политика государства
3.2. Эффект вытеснения
Заключение
Список используемой литературы
Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.
Однако
для того, чтобы имел место процесс
автоматического
Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся. Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.
Степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюнктурно – стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов.
Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения.
Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «Эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике.
На степень регулирующей роли налогов влияет еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком систем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний.
Высокая
степень встроенной гибкости финансовой
системы считается желательной
для экономики. Встроенные финансовые
стабилизаторы обладают тем позитивным
моментом, что делают не столь необходимым
точный диагноз и прогноз конъюнктурного
положения. Вместе с тем достоинства встроенных
стабилизаторов не должны приводить к
переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы,
как правило, смягчают конъюнктурные колебания,
но не могут им полностью помешать. [4, 470]
3. Влияние фискальной политики на государственный бюджет
3.1. Бюджетная политика государства
Под
бюджетной политикой
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.
Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.
Особая проблема, возникающая при реализации данной концепции, - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Целью налоговой политики становится дальнейшее снижение номинального налогового бремени. Так, с 1 января 1996 г. были отменены спецналог, налог на превышение фонда оплаты труда над его нормируемой величиной, отдельные местные налоги. Одновременно предусматриваются поэтапная отмена ряда неэффективных налоговых льгот и конкретные меры по повышению собираемости налогов.
Фискальные
органы должны предпринять конкретные
шаги, которые позволяют установить справедливый
налоговый порядок, а именно: для крупных
предприятий в сфере материального производства,
которые надлежащим образом платят налоги,
налоговое бремя необходимо ослабить,
в то же время для юридических и физических
лиц, уклоняющихся от налогообложения,
- увеличить налоговый пресс. Практика
подоходного налогообложения с физических
лиц свидетельствует о том, что несовершенство
отдельных льгот по уплате этого налога
приводит к возможности необоснованного
уменьшения размера налоговых обязательств
перед государством гражданами, получающими
высокие доходы. [4, 406]
3.2. Эффект вытеснения
Теперь давайте переключим наше внимание с практических проблем применения фискальной политики на основные недостатки фискальной политики как таковой. Критика в основном строится на эффекте вытеснения. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя ими полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики.
Предположим,
что экономика находится в состоянии
спада и правительство прибегает к дискреционным
фискальным мерам, увеличивая государственные
расходы. Для этого правительство выходит
на денежный рынок с целью финансирования
дефицита. Следующее за этим возрастание
спроса на деньги повышает процентную
ставку, то есть цену заимствованных денег.
Поскольку расходы изменяются обратно
пропорционально процентной ставке, некоторые
инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.
(В числе вытесненных могут оказаться
также некоторые чувствительные к уровню
процента потребительские расходы, например,
кредиты на покупку автомобилей.) [5, 262]
Заключение
Подводя итоги рассмотрения фискальной политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время фискальная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Всестороннее
изучение этого вопроса, а также
грамотное использование
Подводя
итоги, хочу отметить, что проблема
госбюджета, независимо от места и
времени, будет оставаться актуальной.
Но грамотно сформированная и последовательно
проводимая фискальная политика, как
правило, характеризуется достижением
макроэкономической стабильности.
Список
литературы