Федеральное агентство
по образованию
Бурятский государственный университет
Факультет экономики и управления
Фискальная политика: сущность
и ее проявление в РФ
(курсовая работа)
Выполнил:
ст. ВПО
5 курс
Проверил:
Балдаева И.Б.
Улан-Удэ
2008
Оглавление:
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретико-методологические аспекты
фискальной политики…………………………………………………………….
1.1. Понятие и инструментарий фискальной политики
1.2. Типы фискальной
политики
Глава II. Фискальная политика в современной
российской экономике.
2.1. Механизм реализации
фискальной политики в переходной
экономике России
2.2. Проведение фискальной
политики в России
Заключение……………
Список литературы……………
Введение
Актуальность. В условиях рыночной экономики
государственное регулирование осуществляется
как денежно-кредитной, так и фискальной
политикой.
Фискальная политика государства
представляет собой формирование государственного
бюджета через систему налогообложения
и манипулирование средствами государственного
бюджета для достижения поставленных
целей (рост производства, занятости, снижения
темпов инфляции).
Бюджет играет важную
роль в жизни каждого государства. Функционирование государственного
бюджета происходит посредством особых
экономических форм – доходов и расходов,
выражающих последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта, концентрируемого
в руках государства. Доходы служат финансовой
базой государства, а расходы – удовлетворению
общественных потребностей. Доходы бюджета
выражают экономические отношения,
возникающие у государства с организациями, предприятиями
и гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны.
Фискальная политика является
ключевым элементом государственного
финансового регулирования.
Конкретными инструментами
проведения государственной экономической
политики выступают, прежде всего, такие
фискальные рычаги воздействия, инструменты
фискальной политики, как налоги, государственные
расходы, трансферты. С помощью фискальных
инструментов государство способно изменять
величину и направленность денежных потоков
в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми
для их осуществления мерами.
Разработанность темы. При написании работы использовался
материал из периодических изданий, научной
и научно-методической литературы. Таких
авторов как Агапова Т.А., Серегина С.Ф.,
Бугаян И.Р., Бункина М.К., Дорнбуш Р., Ханкевич
Л.А., Вахрин П.И., Фишер С., Горский И.В. и
др.
Цель работы - рассмотреть сущность и проявление
фискальной политики в РФ.
Задачи:
- Определить понятие и инструментарий фискальной политики;
- Раскрыть типы фискальной политики;
- Выявить механизмы реализации фискальной политики в переходной экономике России;
- Рассмотреть проведение фискальной политики в России.
Объект исследования – фискальная политика в РФ.
Предмет исследования – проявление и реализация фискальной
политики в РФ.
Структура работы – данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой
литературы.
Глава I. Теоретико-методологические
аспекты фискальной политики
Понятие и инструментарий фискальной политики
Фискальная политика, называемая также
финансовой и финансово-бюджетной, распространяет
свое действие на основные элементы государственной
казны (фиска). Она непосредственно связана
с государственным бюджетом, налогами,
государственными денежными доходами
и расходами. В условиях рыночной экономики
это стержневая часть государственной
экономической политики. Фискальная политика
объединяет в себе такие крупные виды,
формы финансовой политики, как бюджетная,
налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется
в совокупности государственных мероприятий
по организации управления финансовыми
ресурсами государства, их использовании
в целях решения социально-экономических
проблем страны. Фискальная политика распространяется
на мобилизацию, привлечение необходимых
государству денежных средств, их распределение,
обеспечение применения этих средств
по назначению.
Цели фискальной политики:
- сглаживание колебаний
экономического цикла;
- стабилизация темпов экономического
роста;
- достижение высокого
уровня занятости и умеренных
темпов.
Одна из важнейших задач фискальной политики
состоит в поиске источников и способов
формирования централизованных государственных
денежных фондов, средств, позволяющих
реализовать цели экономической политики.
Посредством проведения финансово-бюджетной
политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране, поддерживает
устойчивость финансов, денежного обращения,
обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует
лучшему использованию производственно-экономического
и научно-технического потенциала. Инструменты
фискальной политики используются государством,
чтобы оказать влияние на совокупный спрос
и совокупное предложение, воздействуя
тем самым на общую экономическую конъюнктуру,
способствовать стабилизации экономической
ситуации, проводить антициклические
меры, противодействующие чрезмерным колебаниям
экономических параметров, угрожающим
возникновением кризисных явлений.
Инструментарий
фискальной политики
В период экономического бума, резкого
подъема деловой активности, бурного экономического
роста фискальная политика носит ограничительную
направленность, сдерживает параметры
роста в допустимых пределах. В более опасные
периоды экономического кризиса, обусловленного
нарастающим спадом производства, затуханием
экономической активности, государственная
фискальная политика носит расширительный
характер, то есть, направлена на расширение
производства и других видов экономической
деятельности, преодоления спада, депрессии,
постепенный переход от спада к подъему.
Между этими двумя курсами, соответствующими
и противоположными фазам экономического
цикла, пролегает третий курс действий,
именуемый стабилизационной фискальной
политикой.
Политика стабилизации — это действия
правительства по регулированию финансовых
потоков, денежного обращения с целью
приблизить объем валового национального
продукта страны к его возможному в данных
условиях, потенциальному уровню и с целью
удержать при этом в допустимых пределах
инфляцию, обеспечить высокий уровень
занятости. Политика стабилизации — наиболее
типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая
более или менее устойчивому состоянию
экономики. Она призвана, с одной стороны,
предотвратить переход в неустойчивое
кризисное состояние, для чего надо удерживать
экономические параметры в определенных
пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию,
стремясь приблизить макроэкономические
показатели к оптимальным.
Принято различать автоматическую
и регулируемую стабилизацию. Автоматические
(встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие
в экономике правила, нормы, позволяющие
автоматически, без вмешательства правительства
реагировать на отклонения от устойчивого
положения и приводить хозяйство страны
в стабильное состояние. Автоматические
стабилизаторы предусмотрены, задуманы
заранее, введены в законодательные акты,
регулирующие экономическую деятельность,
отражены в действующих положениях, нормативных
документах.
Однако встроенные в экономическую систему
внутренние стабилизаторы, уменьшающие
возможные колебания в экономике, не обеспечивают
требуемого уровня стабилизации, в ряде
случаев они просто не способны гасить
возникающие колебания, предотвращать
потерю устойчивости. Так что заранее
вписать в законодательные акты и другие
нормативные документы правила и нормы,
гарантирующие от выхода экономики из
стабильного состояния, не удается. На
помощь приходит оперативное регулирование,
текущая реакция правительственных органов
на возникающие отклонения в виде инструментов
дискреционной политики.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики
ориентируется в основном на достижение
уравновешенного бюджета, сбалансированного
по государственным доходам и расходам
на протяжении всего бюджетного периода.
Иногда осуществляется ориентация на
построение бюджета полной, высокой или
структурной занятости, при которой может
даже иметь место выпуск избыточной продукции
и превышение доходов бюджета над его
расходами.
В условиях высокой экономической конъюнктуры
потенциальный избыток бюджета (превышение
государственных доходов над расходами)
может быть направлен на погашение предыдущих
долгов, создание компенсационных резервных
фондов, осуществление дополнительных
социальных мероприятий. В периоды спада
деловой активности органы государственной
власти должны увеличивать совокупный
спрос даже ценой бюджетных дефицитов,
чтобы преодолеть спад и стабилизировать
затем экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной
бюджетной политики становится преодоление
бюджетных дефицитов, достигающих критического
уровня. Бюджетные дефициты в пределах
5% общего объема государственного бюджета
и до 1-2% валового внутреннего продукта
не считаются опасными. Так что в большинстве
случаев бюджетная политика может быть
ориентирована на поддержание и даже разработку,
принятие подобного бюджета. Но если дефицит
бюджета достигает десяткой процентов
его величины, приближается к 10% ВВП, это
свидетельствует о крупнейших промахах
в бюджетной политике и острой необходимости
стабилизации бюджета. Наличие крупного
бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего
государственного долга, что дестабилизирует
денежную систему государства, приводит
к инфляции.
Стремление государства погасить дефицит
бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции,
а выпуск и продажа государственных ценных
бумаг как средство преодоления бюджетного
дефицита порождает будущий долг, ведь
бумаги придется погашать и платить по
ним проценты. Поэтому для достижения
сбалансированности государственного
бюджета бюджетная политика должна теснейшим
образом сопрягаться с политикой доходов
и расходов государства.
Политика государственных
расходов призвана прежде всего удовлетворять
спрос государственного сектора, то есть
удовлетворять потребности в расходах
на неотложные государственные нужды, отражаемые в
расходных статьях бюджета. Вместе с тем
приходится учитывать, что многие государственные
(общественные, социальные) потребности
растут непрерывно, поэтому необходимо
ограничивать их с учетом настоятельности
и приоритетов других потребностей. Государственная
политика расходов может находиться на
грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных
расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных
доходов исходит из имеющихся и потенциальных
источников поступления денежных средств
в государственный бюджет с учетом ограниченных
возможностей использования этих источников,
превышение которых способно подорвать
экономику и, в конечном счете, привести
к истощению каналов получения доходов.
Так как государственный бюджет наполняется
в основном налоговыми поступлениями,
то политика формирования доходов государства
тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики,
проявляющаяся в установлении видов налогов,
объектов налогообложения, налоговых
ставок, условий взимания налогов, налоговых
льгот. Все эти параметры государство
регулирует таким образом, чтобы поступление
денежных средств за счет уплаты налогов
обеспечивало финансирование государственного
бюджета. Но при этом приходится встречаться
с главным противоречием налоговой и всей
фискальной политики.
Налоговая политика государства
связана не только с обеспечением
поступлений в бюджет, но и с
проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги,
налоговые ставки, налоговые льготы, государство
способно стимулировать тем самым развитие
определенных видов производств, оказывать
воздействие на структуру потребления,
поощрять вложение средств в развитие
экономики. [4; с.361-365]
Налоги и государственные расходы являются
основными инструментами фискальной политики.
Фискальная политика может как благотворно,
так и достаточно болезненно воздействовать
на стабильность национальной экономики.
1.2 Типы фискальной
политики