Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность и проявление фискальной политики в РФ.
Задачи:
Определить понятие и инструментарий фискальной политики;
Раскрыть типы фискальной политики;
Выявить механизмы реализации фискальной политики в переходной экономике России;
Рассмотреть проведение фискальной политики в России.
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретико-методологические аспекты фискальной политики…………………………………………………………….
1.1. Понятие и инструментарий фискальной политики
1.2. Типы фискальной политики
Глава II. Фискальная политика в современной российской экономике.
2.1. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России
2.2. Проведение фискальной политики в России
Заключение……………
Список литературы……………
Направление расходов |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|||||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % | |
Расходы, всего |
472,2 |
100 |
666,9 |
100 |
141,2 |
1029,2 |
100 |
154,3 |
1342,2 |
100 |
130,4 |
в том числе: процентные расходы (обслуживание государственного долга) |
148,7 |
31,5 |
162,9 |
24,4 |
109,5 |
257,8 |
25,1 |
158,3 |
231,7 |
17,1 |
89,8 |
непроцентные расходы |
323,5 |
68,5 |
504 |
75,6 |
115,8 |
771,4 |
74,9 |
153,1 |
1110,5 |
82,9 |
144 |
Погашение внешних долгов обеспечивается тем, что с 1999г. Бюджет сводится с профицитом и, кроме того, с 2001 г. Накапливается финансовый резерв. Если страна справится с обязательствами 2003 г., несмотря на предстоящие крупные платежи и при условии поддержания на рынках приемлемой цены на нефть, погашение внешнего долга перестанет занимать основную долю в расходах федерального бюджета. Впору подумать о политике заимствований на перспективу.
В 1999-2001гг. произошел опережающий рост (увеличение доли в расходах) расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Доля этих статей с 20,3% в 1998г. возросла до 29,5% в 2001 г. Данная тенденция продолжится: в 2003 г. по этим двум статьям предполагается рост расходов на 33,8% при общем увеличении расходов на 11,4%. Приоритет силовых структур в расходах, несмотря на острые проблемы в данной сфере, вызывает по меньшей мере сомнение, поскольку значимых реформ здесь не проводится.Таблица6
Структура расходов федерального бюджета в 2001-2003гг.
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
||||||
млрд. руб. |
млрд. руб. |
прирост к 2001 г., % |
млрд. руб. |
прирост к 2001 г., % | ||||
Расходы, всего |
1342,4 |
2106 |
56,8 |
2345,6 |
11,4 | |||
Процентные расходы |
231,7 |
258 |
23 |
277,5 |
-2,7 | |||
Государственное управление |
42 |
56,7 |
35 |
66,5 |
17,3 | |||
Национальная оборона |
246,7 |
273,5 |
10,9 |
345,7 |
26,4 | |||
Правоохранительная |
148,7 |
167,7 |
12,8 |
244,6 |
45,8 | |||
Фундаментальная наука и содействие НТП |
23,7 |
32,9 |
38,8 |
40,2 |
22,2 | |||
Промышленность, энергетика, строительство |
44,2 |
62,2 |
40,7 |
62,9 |
1,1 | |||
Сельское хозяйство и рыбаловство |
23,7 |
26,8 |
13 |
30 |
11,9 | |||
Образование |
54,5 |
80,9 |
48,4 |
97,6 |
21 | |||
Здравоохранение и физическая культура |
23,1 |
31,9 |
38,1 |
39,3 |
23,2 | |||
Социальная политика |
112,3 |
98 |
-12,8 |
150,7 |
53,8 | |||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
248,3 |
597,7 |
140,7 |
711,4 |
19 | |||
На основе анализа структуры расходов федерального бюджета в 2001-2003гг. можно сделать следующий вывод: хотя экономический рост и модернизация поставлены в качестве главной задачи экономической политики, в федеральном бюджете этот приоритет пока просматривается слабо. Он мог бы быть отражен либо в росте расходов на инвестиции и государственные услуги отраслям народного хозяйства, либо в снижении расходов и налогового бремени. Первый вариант не реализуется. Второй вариант, к счастью, осуществляется - снижение подоходного налога, налога на прибыль, отмена оборотных налогов. Но пока и доходы, и расходы только росли, если не считать заминку со сбором налогов в первом полугодии 2002г. Но остается открытым вопрос о том, имело ли место реальное сокращение бюджетных расходов, если учесть и отмену всех льгот, и изменение правил вычета расходов из налогооблагаемой базы.
На 2003год Минфин планирует сокращение налогового бремени на 0,7% ВВП в целом по бюджетной системе. Предусматривается также снижение доли в ВВП и доходов, и расходов. Можно констатировать, что федеральный бюджет не стал инструментом политики развития. Начиная с 2003г. и до 2005г. расходы федерального бюджета в реальном исчислении необходимо сократить на6-7%, в том числе в первый год – на 1,5-2%, снизить долю федерального бюджета в ВВП до 16-17% (с учетом единого социального налога).
Финансовая помощь регионам из центра в последние годы возросла: в 1999г. к 1998г.– на 44,4%; в 2000г. к 1999г.-на 53%; в 2001г. к 2000г.-на 125%. К тому же ее структура становилась все более сложной и определить четко, по какому принципу расходы отнесены к тому или иному фонду, довольно трудно. В ней выделяются: дотации; субвенции; трансферты; Фонд регионального развития, аккумулирующий инвестиционную составляющую федеральных целевых программ и т.д. В таблице приведены данные об объемах и структуре финансовой помощи регионам.
Структура финансовой помощи регионам в целом по России
Виды финансовой помощи |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | ||
Всего |
43209,7 |
100 |
62411,9 |
100 |
95979 |
100 |
216004,4 |
100 | |
Дотации |
3179,3 |
7,36 |
2580,5 |
4,13 |
6050 |
6,3 |
37113,2 |
17,18 | |
Субвенции |
563,5 |
1,3 |
6538,7 |
10,48 |
2252,1 |
2,35 |
71216,7 |
32,97 | |
Взаимные расчеты |
9799,8 |
22,68 |
8779,6 |
14,07 |
19635,8 |
20,46 |
4464,6 |
2,07 | |
Трансферты |
29667,2 |
68,66 |
44513,1 |
71,32 |
68041,1 |
70,89 |
103209,9 |
47,78 |
Начиная с 1999г. в межбюджетных отношениях произошли существенные позитивные сдвиги, особенно связанные с устранением субъективизма в распределении средств помощи между регионами, с повышением уровня научного обоснования методов ее определения. Само разнообразие вновь появившихся каналов можно трактовать как стремление придать финансовой помощи целевой характер. И тем не менее ситуацию нельзя признать нормальной. Число дотационных регионов сокращается очень медленно: в 2003 г. 70 регионов из 88 (без Чечни) останутся дотационными.
В 22 субъектах Федерации трансферты и другие виды финансовой помощи составляют 50% и более всех ресурсов их бюджетов. Но главная цель – выравнивание бюджетной обеспеченности – практически не достигается. И это неудивительно, поскольку принципиально финансовая помощь не решает никаких проблем. Это не инвестиции, в результате которых регионы наращивают собственные доходы, расширяют налоговую базу и становятся самодостаточными. Такая финансовая помощь порождает иждивенчество регионов, снижает их ответственность за собственную самостоятельность.
База налогообложения и ставки большинства налогов, являющихся источниками формирования региональных и местных бюджетов, определяются федеральным законодательством, вследствие чего региональные и местные власти практически лишены легальных рычагов проведения самостоятельной налоговой политики. То, что сегодня называется собственными доходами субъекта Федерации или муниципалитета, на самом деле таковыми не являются. Это все те же отчисления от федеральных налогов, которые каждый год могут пересматриваться, то есть по сути – та же финансовая помощь.
В течение 2003-2004 гг. необходимо реализовать принцип «один налог – один бюджет», предоставить право регионам самим определять виды и ставки налогов по перечню, утвержденному федеральным законодательством, расширениями своих законодательных органов.
Реализация этих предложений приведет к снижению зависимости регионов от центра. Надо четко осознать, что дальнейшее движение в направлении централизации – это путь в тупик. Временная задача устранения самовластия губернаторов, важная в свое время, не может быть самоцелью, к тому же в основном она решена. Сейчас федерализм, децентрализация, демократизация становятся важными факторами развития страны.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:
Информация о работе Фискальная политика: сущность и ее проявление в РФ