В зависимости от характера
использования прямых и косвенных
финансовых методов экономическая
наука различает два типа фискальной
политики государства:
- дискреционную;
- недискреционную.
Дискреционная фискальная политика
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное
манипулирование налогами и правительственными
расходами с целью изменения реального
объема национального производства и
занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Выделяют
два вида дискреционной политики:
- стимулирующую;
- рестриктивную.
Стимулирующая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
экспансия) осуществляется в период
спада, депрессии, включает повышение
государственных расходов, понижение
налогов и приводит к дефициту бюджета.
В краткосрочной перспективе имеет своей целью
преодоление циклического спада экономики
и предполагает увеличение государственных
расходов, снижение налогов или комбинирование
этих мер.
В более долгосрочной перспективе
политика снижения налогов может
привести к расширению предложения факторов производства
и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано
с проведением комплексной налоговой
реформы, сопровождающейся ограничительной
кредитно-денежной политикой Центрального
Банка и изменением оптимизации структуры
государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая
политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции,
включает снижение государственных расходов,
повышение налогов и приводит к избытку
госбюджета.
Имеет своей целью ограничение циклического
подъема экономики и предполагает снижение
госрасходов, увеличение налогов или
комбинирование этих мер.
В краткосрочной перспективе эти меры
позволяют снизить инфляцию спроса ценой
роста безработицы и спада производства.
В более долгом периоде растущий налоговый
клин может послужить основой для спада
совокупного предложения и развертывания
механизма стагфляции (спад, или значительное
замедление экономического развития),
особенно в том случае, когда сокращение
государственных расходов осуществляется
пропорционально по всем статьям бюджета
и не создается приоритетов в пользу государственных
инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного
управления государственными расходами
создает предпосылки для разрушения экономического
потенциала, что нередко встречается в
экономиках переходного периодов, том
числе и в России.
В рамках дискреционной политики рассматриваются
различные социальные программы, государственная
программа занятости, изменения налоговых
ставок.
Главная задача этих программ состояла
в том, чтобы стимулировать совокупный
спрос и снять социальное напряжение в
обществе в условиях массового роста безработицы.
Поскольку эти программы довольно затратны,
гораздо эффективнее проводить регулярную
антициклическую политику, чем бороться
с последствиями кризиса не самым эффективным
способом.
В условиях нормального экономического
развития правительство должно иметь
стратегическую и четкую программу в области
занятости, чтобы эффективно использовать
ее в условиях спада, когда люди теряют
работу. Программы занятости обычно носят
довольно гибкий характер. Весьма эффективны
они в том плане, что в отличие от программ
общественных работ требуют меньше затрат
и могут применяться местными властями
на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают
в себя выплаты пенсий, различные программы
помощи малоимущим слоям населения, расходы
на образование, медицину и т. д. Эти программы
позволяют стабилизировать экономическое
развитие, когда сокращаются доходы населения.
Главным недостатком всех
этих программ является то, что они вводятся
в условиях спада и их тяжело отменить,
когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки
зрения, является более эффективным инструментом
в стремлении стабилизировать экономику.
Так, снижение ставок подоходного налога
в условиях кратковременного спада может
удержать доходы от сокращения, предотвращая
тем самым нарастание кризисов, увеличивая
потребительские расходы.
Но есть здесь и недостаток. Временное
снижение налогов не всегда приемлемо
для борьбы со спадом, так как в демократическом
обществе, как правило, сложнее повысить
налоги после преодоления спада, гораздо
проще бывает организовать политические
настроения на борьбу с безработицей,
чем на борьбу с инфляционным разрывом
и чрезмерной занятостью.
Эффективная дискреционная фискальная
политика предполагает грамотную диагностику
происходящих экономических процессов,
на основе которой правительство настраивает
свои рычаги: налоги и государственные
расходы на прогнозируемую хозяйственную
конъюнктуру.
Недискреционная фискальная
политика
Второй вид фискальной политики – недискреционная,
или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Ограниченные возможности
дискреционной фискальной политики адаптироваться
к потребностям, вызванным новыми хозяйственными
пропорциями, делает необходимым дополнить
ее иным видом фискальной политики, способной
непрерывно корректировать налоговые
поступления. Это осуществляется автоматически
с помощью, так называемых встроенных
стабилизаторов.
"Встроенный" (автоматический)
стабилизатор - экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний
уровней занятости и выпуска, не прибегая
к частым изменениям экономической политики
правительства. В качестве таких стабилизаторов
в индустриальных странах обычно выступают
прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов
(в том числе страхование по безработице)
и система участия в прибылях. Встроенные
стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных
лагов дискреционной фискальной политики,
так как эти механизмы "включаются"
без непосредственного вмешательства
парламента.
Их суть заключается в увязке
ставок налогов с величиной получаемого
дохода. Почти все налоги построены
таким образом, что позволяют
обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением
чистого национального продукта. Это касается
подоходного налога на физических лиц,
который имеет прогрессивный характер;
налога на прибыль; на добавленную стоимость;
налога с продаж, акцизов.
Рис.1 Встроенные стабилизаторы, где:
G – государственные расходы, Т – налоговые
поступления.
На графике размеры государственных
расходов постоянны. На самом же деле они
меняются. Но эти изменения зависят от
решений парламента и правительства, а
не от роста ВНП (валового национального
продукта). Поэтому график не показывает
прямой связи государственных расходов
от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления
во время подъема растут. Это происходит
потому, что увеличиваются продажи и доходы.
Изъятие же части доходов налогами сдерживает
темпы экономического роста и инфляции.
В результате действующих сил, помимо
усилий правительства, предотвращается
перегрев экономики из-за диспропорций
во время подъема.
В этот период налоговые
поступления превышают государственные
расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного
бюджета, который позволяет расплатиться
по долговым государственным обязательствам,
взятым в депрессивный период экономики.
График отображает и падение налоговых
поступлений в период, когда ЧНП уменьшается,
т. е. падает производство, что ведет к
образованию дефицита государственного
бюджета (G>T). Если бы объем налоговых
поступлений сохранился на прежнем уровне
во время экономического кризиса, хозяйственная
конъюнктура для бизнеса означала бы более
высокие экономические риски, что спровоцировало
дальнейшее свертывание производства.
Значит, уменьшение налоговых поступлений
в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет
падение производства.
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек)
государственного бюджета, вызванный
автоматическим сокращением (увеличением)
налоговых поступлений и увеличением
(сокращением) государственных трансфертов
на фоне спада (подъема) деловой активности.
Встроенные стабилизаторы не устраняют
причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг
его потенциального уровня, а только ограничивают
размах этих колебаний.
На основании данных о циклических
бюджетных дефицитах и излишках
нельзя оценивать эффективность мер фискальной
политики, так как наличие циклически
несбалансированного бюджета не приближает
экономику к состоянию полной занятости
ресурсов, а может иметь место при любом
уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы
экономики, как правило, сочетаются с мерами
дискреционной фискальной политики правительства,
нацеленными на обеспечение полной занятости
ресурсов.
В результате возникает структурный
дефицит (излишек) государственного бюджета
- разность между расходами (доходами)
и доходами (расходами) бюджета в
условиях полной занятости. Циклический
дефицит нередко оценивается
как разность между фактической величиной бюджетного
дефицита и структурным дефицитом.[5; c.263-267]
Группа американских
специалистов во главе с А. Лаффером
изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от
ставок подоходного налога. Эта зависимость
отражена кривой Лаффера.
Ставка налога (К),
в процентах 100
50 |
|
(общая сумма налогов) |
Рис.2 Кривая Лаффера
Согласно кривой А. Лаффера,
увеличение налоговых ставок приводит
к росту налоговых поступлений лишь до определенных
пределов (точка R0). Дальнейшее увеличение
налоговой ставки приведет к чрезмерности
налогового бремени. Оно ведет к уходу
многих производителей с рынка из-за банкротств
и к уклонению от налогов. Результатом
указанных действий становится нежелательное
уменьшение налоговых поступлений в казну.
Россия сегодня по налоговым
поступлениям явно находится не в оптимальной
позиции, превышающей точку R0. В
результате запланированная величина
налоговых поступлений, превышающая 50
% ВВП, оказалась нереальной. Фактически
государство не может получить и 30-35% ВВП,
что повлечет за собой задержку выплаты
заработной платы работникам бюджетных
организаций, усилению напряженности
с ростом неплатежей предприятий друг
другу.[13;с.36]
Кривая Лаффера показывает,
что при определенных условиях снижение
налоговых ставок может создать стимулы
для бизнеса, способствовать образованию
дополнительных сбережений и тем самым
содействовать инвестиционному процессу.
Уменьшение банкротств должно способствовать
расширению налогооблагаемой базы, так
как количество налогоплательщиков при
этом должно возрасти.
Однако не следует думать, что снижение
ставки налогов должно сразу же дать эффект
роста валового национального продукта.
Последний происходит только при расширении
инвестиционного процесса, особенно, когда
появляется спрос на основной капитал.
Спрос же на него варьируется в течение
цикла, а в стадии депрессии может вовсе
исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок
налогов в депрессивной ситуации могут
проявиться лишь через годы.
Наряду с
налогами важнейшим инструментом воздействия
государства на развитие экономики
являются государственные расходы.
Через систему расходов происходит
перераспределение значительной
части национального дохода, осуществляется
реализация экономической и социальной
политики государства.[2; c.315-340]
Глава II. Фискальная политика в современной
российской экономике.
2.1. Механизм реализации фискальной
политики в переходной экономике
России
Переход к рыночной экономике изменил
и структуру доходной части государственного
бюджета, которая в значительной мере
формируется за счет налоговых поступлений.
Поэтому главная задача в осуществлении
фискальной политики сводится к реформированию
налоговой системы и налогообложения.
Трудности в ее осуществлении состоят
в том, что эволюция налоговой системы
развивалась долгое время не в соответствии
с теми тенденциями, которые характерны
для экономики развитых рыночных стран.
В современных условиях наметились основные
вехи реформирования российской налоговой
системы. Для переходного периода становится
важной разработка концепции повышения
стимулирующей функции налогообложения
в развитии предпринимательства и формировании
инвестиций.
Стратегия усиления стимулирующей функции
налогообложения и количественного увеличения
инвестиций предполагает их программное
обеспечение. В состав этой программы
должны входить определенные меры органов
государственного и территориального
управления, реализуемые в логической
последовательности. В числе этих мер:
обеспечение стабильности налогового
законодательства, недопустимость любых
изменений в налоговой схеме в течение
всего хозяйственного года. Более того,
предполагается продолжительный по горизонту
мораторий на внесение поправок, усиливающих
налоговое бремя; отказ от неоправданной
множественности налогов, число которых
только в России с учетом местных налогов
приблизилось к ста. Устранение имеющейся
дискриминации в дифференциации налогоплательщиков
в зависимости от форм собственности;
установление низких налогов на производителей
и «удешевление» кредита; усиление целенаправленности
налоговой системы. В условиях спада производства
важно поставить в привилегированное
положение предприятия (фирмы), реально
увеличивающие объемы производства и
осуществляющие инвестирование средств
в его рост. Сделать это можно разными
способами, например, освободив от налогов
часть прибыли, полученной от увеличения
объема реализации в сопоставимых ценах.
Желательно также полностью освободить
от налогообложения вклады инвесторов и
прибыль предприятий, направляемых на
развитие производства, НИОКР, содержание
объектов социальной сферы;