Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

«Фиск» означает казна. «Фискал» - сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.
В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а так же другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.
Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь государство стремиться регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на производящие в стране социально- экономические процессы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ

 

 

      1.  Содержание фискальной политики, её цели и инструменты

 

 

«Фиск» означает казна. «Фискал» - сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая  политика. Однако это далеко не так.

В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и  другие, а не только налоговые поступления  в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а так  же другие поступления, получаемые с  «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.

Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь  государство стремиться регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие  на производящие в стране социально- экономические процессы.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется  правительством, в первую очередь  министерством экономики и министерством  финансов.

Известно, что основные задачи экономической  политики государства - это обеспечение  полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платежного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного  экономического роста. Поэтому фискальная политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния  государственного бюджета, которые  направлены на достижение соответствующих  задач социально-экономического развития.

Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят  от:

  1. Состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
  2. Принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
  3. Имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правого коридора;
  4. Степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Кроме того, важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает  отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета. [1,с.358-359]

Под фискальной политикой  понимается система регулирования  экономики посредством формирования величины и структуры государственных  расходов и налоговых платежей.

Ее основными целями, как  любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний  экономики, являются: обеспечение устойчивого  экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно государственные  закупки, налоги, трансферты. Воздействие  инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Рост государственных  закупок увеличивает спрос, а  их сокращение ведет к его уменьшению, так как государственные закупки  является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает  совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается  личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает  потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности  внутреннего финансирования фирм, возможности  расширения производства, что ведет  к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает  совокупный спрос. Рост налогов действует  в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается  нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает его. [4, с. 82]

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для  стабилизации экономики на разных фазах  экономического цикла, в которой  находится экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Виды фискальной политики

 

 

Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как  за счет изменения порядка налогообложения  и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных  расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов. Ее инструментами выступают:

а) увеличение государственных  закупок;

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов [2, с. 91].

Если страна переживает депрессию  или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять  решение о проведении стимулирующей  фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях. [3]

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции. Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных  закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Согласно классической концепции  фискальная политика рассматривается  лишь как инструмент финансового  обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

Согласно кейнсианской концепции  фискальная политика является основным инструментом макроэкономического  регулирования, так как по мере роста  государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост  последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо  эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.[2, с. 93]

Пусть экономика находится в  состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется  следующим:

• предложение благ высокоэластично  по цене, поэтому кривая совокупного  спроса AD пересекает кривую совокупного  предложения АS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая АD0 имеет кривой наклон ( см. приложение А, рис. А.1, D)

•уровень безработицы высок, поэтому  предложение труда не эластично  по его цене и равновесие на рынке  труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS (см. приложение А, рис.А.1, С, где NS - предложение труда, ND) - спрос на труд, W - номинальная заработная плата).

Предположим, что государство в  целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ∆G. В результате эффективный спрос возрастает с Yо до Y1]. Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N) (см. приложение А, рис.А.1, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с АD0 до АD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (см. приложение А, рис.А.1).

Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается  оживление экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво  только в краткосрочном периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будет корректировать предложение труда с учетом роста  цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.

В теории монетаризма, как в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое  оказывают на экономику решения  экономических субъектов по оптимизации  портфелей своих активов. Принципиальное отличие монетаристского подхода  от кейнсианского заключается не в количественном увеличении элементов  портфеля активов с двух до пяти, а в том, что в монетаристском портфеле предоставлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал). [2, с.94]

Кроме того, различают фискальную политику: дискреционную и недискреционную. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Недискреционная фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности [1, с. 128].

К достоинствам фискальной политики можно отнести:

  • Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  • Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов её изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  • Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

К недостаткам  фискальной политики можно отнести:

  • Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством фискальной политики.
  • Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решение об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решением законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что ещё больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к «перегреву» и спровоцировать инфляцию. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага, могут усугубить спад.
  • Неопределенность. Она касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики, ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики, исходя из такой оценки, может привести к дестабилизации экономики.
  • Дефицит бюджета. Противники кейсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий, считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Не случайно рецепты государственного регулирования «дефицитного финансирования», а проблема финансирования дефицита государственного бюджета, превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. [2, с. 158]

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь