Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

«Фиск» означает казна. «Фискал» - сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.
В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а так же другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.
Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь государство стремиться регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на производящие в стране социально- экономические процессы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С  ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и  достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая  система Республики Беларусь подвергалась 1998—1999 гг. Однако этого оказалось  недостаточно для достижения высоких  и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Тем  не менее, пока действующая белорусская  система налогообложения построена  на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий  удельный вес косвенных налогов  в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния  на динамику ВВП.

Прямые налоги являются автоматическими  стабилизаторами экономики, гибче  реагируют на проведение того или  иного типа фискальной политики. Такая  теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное  перемещение налогового бремени  на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны). Основные направления дальнейшей реформы  налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение  темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы  социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта.

Республика сохранила имидж  надежного финансового партнера у внешних кредиторов. Своевременно и полностью выполнены обязательства  по наступившим срокам по всем внешним  долгам, а это около 100 млн. долл. США. В 2005 году в значительной степени  высокие темпы ежегодного прироста ВВП были обеспечены опережающим  ростом промышленности и инвестиций в реальном секторе экономики, а  также ростом реальной заработной платы, позволившей увеличить объемы розничного товарооборота. [9, с. 15]

На современном этапе социально-экономического развития бюджетная политика направлена на оптимизацию государственных  обязательств, повышение эффективности  и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и  процедур их финансирования. При этом создание эффективной системы управления государственными финансами

предусматривает следующие меры:

• совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

• расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора;

• оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств.

За состояние государственных  финансов Республики Беларусь следит Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским  органом государственного управления и подчиняется Совету Министров  Республики Беларусь. Минфин в своей  деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, а так же Положением о Министерстве финансов утвержденное 31.10.2001№ 1585 и  редактированное от 28.04.2010 № 640.

Основными задачами Министерства финансов являются:

• проведение государственной политики, осуществление управления в сфере финансовой деятельности и координации действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

• разработка предложений по формам финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

•  эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;

•  финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;

•  участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;

• контроль, за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.[8]

 Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться,  исходя из необходимости существенного  упрощения налоговой системы,  поэтапного снижения налоговой  нагрузки, качественного улучшения  налогового администрирования, повышения  рациональности, прозрачности, справедливости  и стабильности налоговой системы.  Справедливость и нейтральность  налоговой системы обеспечивается  в основном за счет прекращения  практики налогового льготирования  и предоставления преференциальных  режимов налогообложения, отмены  имеющих негативное влияние на  экономический рост и неэффективных  налоговых платежей. Формирование  прозрачного и стабильного механизма  налогообложения будет обеспечено  за счет законодательного закрепления  по каждому налоговому платежу  всех обязательных элементов  налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой  базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Реализация бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных  обязательств, повышения эффективности  и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и  процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными  обязательствами бюджетов. Предусматривается  обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов. Повышение эффективности использования  бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему  прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных  ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных  органов и бюджетных организаций. Предусматривается обеспечить переход  к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной  финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности  при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов. Будет  завершена работа по приведению бюджетной  классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных  финансов, что позволит получать необходимые  для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой  других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран. Упорядочение государственной  поддержки реального сектора  экономики будет реализовано  за счет оптимизации ее форм и сокращения объема.

Снижение налогового бремени будет  осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать  бюджет на перспективу, более рационально  расходовать его средства для  выполнения программ экономического и  социального развития территорий, что  должно обеспечить конституционное  право граждан на равный доступ к  основным бюджетным услугам и  социальным гарантиям, независимо от места  их проживания. Важным направлением бюджетной  политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде  до уровня, приемлемого для запланированных  темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и  внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных  ограничений при повышении эффективности  управления им в целях снижения стоимости  обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации. [8]

Важным элементом совершенствования  бюджетной политики является повышение  эффективности использования бюджетных  средств посредством постепенного перехода к программно-целевым методам  бюджетного планирования. Они позволяют  установить прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением  конкретных результатов государственными органами и бюджетными организациями, а так же перейти к среднесрочному бюджетному планированию.

 


Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь