Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

«Фиск» означает казна. «Фискал» - сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что фискальная политика в лучшем случае есть только налоговая политика. Однако это далеко не так.
В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а так же другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.
Таким образом, у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь государство стремиться регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на производящие в стране социально- экономические процессы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В МОДЕЛИ МАНДЕЛА-ФЛЕМИНГА ПРИ ФИКСИРОВАННОМ И ПЛАВАЮЩЕМ ОБМЕННОМ КУРСЕ

 

 

Фискальная политика может использоваться для увеличения совокупного спроса в краткосрочном периоде. Она  увеличивает ставку процента, что  ведет к вытеснению.

Во-первых, при наличии потоков  капитала изменение внутренней ставки процента окажет влияние на счет движения капитала в платежном балансе. При  этих условиях может оказаться невозможным  удерживать внутреннюю ставку процента на уровне, который существенным образом  отличается от ставки процента в других странах. Во-вторых, оказывая влияние  на обменные курсы, потоки капитала воздействуют на внутренний спрос, поскольку реальный обменный курс является важным фактором внутреннего спроса, оказывая воздействие  на экспорт и инвестиции. Это воздействие  отсутствует при фиксированных  обменных курсах. Но в этом случае следует  рассмотреть последствия изменения  ставки процента на предложение денег, поскольку интервенции центрального банка для поддержания определенного  обменного курса делает предложение  денег неподвластным контролю центрального банка.

Далее представлена фискальная политика при режимах фиксированного и  плавающего обменного курса. Для  анализа предполагается, что капитал  обладает совершенной мобильностью во всем мире. Это означает, что внутренняя ставка процента не может отклоняться  от мировой ставки процента (т.е. не существует контроля за обменом и, таким  образом, внутренние и иностранные  активы являются совершенными субститутами, и поэтому должны приносить одинаковый доход). Очевидно, что такая предпосылка  сделана только для аналитических  целей. Если совершенная мобильность  капитала отсутствует, то результаты будут  несколько иными, но общие выводы будут сохранятся до тех пор, пока есть хоть какая-то степень мобильности  капитала. Чтобы проанализировать эффекты  фискальной политики при фиксированном  и плавающем обменных курсах, используется вариант модели IS-LM, известный как  модель Манделла-Флеминга. [5, с. 158]

Эта модель проясняет движение капитала в ответ на разницу учетных  ставок и реакцию чистого экспорта на соотношение цен на местные  и иностранные товары – реальный обменный курс. Анализ обманчиво прост, с многочисленными и далеко идущими  выводами. Манделл показал, что результаты стабилизационной политики зависят  от международной мобильности финансовых активов. В частности, он показал, что  эффект экономической политики зависит  от режима обменных курсов: при плавающих  курсах фискальная политика становится бессильной, тогда как при фиксированных курсах наблюдается обратное. Для иллюстрации модели и ее результатов рассмотрим два случая: фискальная политика при фиксированном обменном курсе и при плавающем обменном курсе.

      1. Фискальная политика при фиксированном обменном курсе

 

 

Чтобы поддержать фиксированные обменные курсы центральный банк время  от времени должен проводить интервенции  на валютном рынке. Когда наблюдается  избыточное предложение, например, фунтов, центральный банк Англии будет покупать фунты и продавать иностранную  валюту, чтобы предотвратить падение  стоимости фунта. Предложение фунтов в обращении упадет, и резервы иностранной валюты сократятся. Предложение денег уменьшится. И наоборот, когда центральный банк продает фунты, чтобы остановить удорожание (рост курса) валюты, предложение денег увеличится. Если, например, имеет место «излишек» платежного баланса, иностранная валюта притекает в центральный банк, который в обмен будет предлагать фунты. Поэтому предложение денег – это количество фунтов в обращении во внутренней экономики (известное как внутренний кредит) плюс резервы. Большие резервы увеличат предложение денег. Именно в этом смысле говорится, что предложение денег является величиной эндогенной (неподвластным контролю центрального банка). Власти не могут одновременно фиксировать и предложение денег, и обменный курс [5, с. 159].

Рассмотрим рисунок (см. приложение Б, рис. Б.1). Исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Горизонтальная линия ВР = 0 означает внешнее равновесие. Это означает, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и иностранная ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые потоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*.

Рост государственных расходов, финансируемый путем займов, сдвинет  кривую IS от IS0 до IS1 , так как совокупный спрос во внутренней экономике увеличился в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат  более высокого дохода, и экономика  двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r1 . Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на фунты повысится, поскольку  иностранцы постараются купить больше английских финансовых активов. При  данном фиксированном обменном курсе  центральный банк должен обеспечить дополнительное количество фунтов и  принимать иностранную валюту. Воздействие  состоит в том, чтобы увеличить  предложение английских денег и  снизить ставку процента. На рисунке  это показано как сдвиг кривой LM от LM0 до LM1 . Экономика будет снова  в равновесии в точке С.

Приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но приток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, потому что они увеличивают предложение  английских денег. Когда ставка процента снова равна r* , приток капитала прекращается. Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Великобритании, потому что они получают ту же самую ставку процента, которую они могли бы получать в любой другой стране мира, т.е. они не будут брать назад свой капитал, когда английская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1 при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала, но так как равновесие снова находится на линии ВР = 0, платежный баланс будет снова сбалансирован. Рост дохода определяется размером фискальной экспансии. Но фискальная политика является очень эффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами [4, с. 154].

Фиксированный валютный курс эффективен:

- при значительных резервах  иностранной валюты у центрального  регулирующего органа;

- при отсутствии неожиданных  ценовых шоков;

- в случае привязки  к корзине валют.

Таким образом, фискальная политика в условиях фиксированного валютного курса оказывается действенной, так как приводит к росту совокупного спроса и реального национального дохода при сохранении тройного равновесия. Кроме того, аналогичных результатов можно достичь и за счет введения протекционистских мероприятий, ограничивающих импорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Фискальная политика при плавающем обменном курсе

 

 

Когда обменные курсы свободно плавают, нет необходимости иметь резервы, поскольку центральный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Центральный банк не имеет обязательство обеспечивать иностранной валютой людей, которые  хотят купить иностранные товары или иностранные финансовые активы[5, с. 158].

Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (так, что дефицит государственного бюджета увеличивается) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1(см. приложение Б, рис. Б.2), повышая  ставку процента до r1 . Происходящий в  результате этого приток капитала приведет к удорожанию (росту) обменного курса  от е0 до е1 . Это повышает реальный обменный курс от е0 Р / Р* до е1 Р / Р*. Спрос на внутренне  произведенные товары упадет, так  как импорт становится дешевле, а  экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется  влево обратно к исходной кривой IS0 , так как спрос на экспорт  падает. Причина, по которой экономика  движется обратно к точке исходного  равновесия, состоит в том, что  пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка процента, будет  продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может  прекратиться только, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента – это сокращение спроса, особенно спроса на экспорт.

Плавающий обменный курс наиболее эффективен:

- в странах со стабильной  экономикой с многосторонними  внешнеторговыми отношениями и  прогнозируемой фискальной и  денежно-кредитной политикой;  - в  условиях гиперинфляции;

- при системе управляемого  плавания;

-для урегулирования кризиса  платежного баланса.

Таким образом не происходит изменения  выпуск, и чистый эффект заключается  только в торговом дефиците, который  в точности равен размеру дефицита государственного бюджета. Проведенный  анализ означает, что фискальная политика совершенно не эффективна для увеличения выпуска, когда обменные курсы свободно плавают и капитал совершенно мобилен. Эти выводы основаны на строгих  предпосылках. На практике внутренние и иностранные активы не являются совершенными субститутами и поэтому  может быть некоторое отклонение между внутренней и иностранной  ставками процента. В соответствии с рисунком видно, что линия ВР = 0 имеет положительный наклон. Фискальная политика в этом случае не будет совершенно неэффективной [4, с. 156].

 

 

 

 

    1.  ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

    1. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

 

 

Современная бюджетно-налоговая система переживает период становления. Правовую основу ее функционирования формируют следующие нормативные акты:

• Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. (с дополнениями и изменениями). Кодекс устанавливает систему налогов и сборов (пошлин), взимаемых в бюджет республики, основные принципы налогообложения в стране, а так же права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством;;

• О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Респ. Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-3. Закон определяет основы функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, отношения между республиканскими и местными бюджетами, а так же между бюджетами и юридическими и физическими лицами по уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений и использованию бюджетных ассигнований, устанавливает общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;

• О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. В законе представлена классификация доходов и расходов (в том числе функциональная, ведомственная, экономическая и программная), источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита, а так же видов внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;

• Бюджет Республики Беларусь на текущий год, утверждаемый в качестве закона..[4, с. 89 - 91]

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой  политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита на достаточно низком уровне - в пределах 2% ВВП. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен  для государства. По состоянию на 1 апреля 2010 г. внешний государственный  долг страны составил 16 322,4 млн дол. США.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 годы направлениями бюджетно-налоговой  политики являются создание макроэкономического  условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения. Целями осуществления налоговой реформы, обеспечивающей упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени, являются закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения, повышение эффективности налоговой системы в целом, ее ориентация на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. [4, с.91]

В программе фискальной политики предусмотрена реализация следующих мероприятий:

• улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

• снижение нагрузки на фонд заработной платы;

• оптимизация ставок и совершенствование  механизма уплаты страховых взносов  в Фонд социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

• повышение стимулирующей роли налоговой политики; •Выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

• совершенствование системы налогового администрирования с целью снижения издержек по исполнению налогового законодательства как для государства, так и  для плательщиков;

• оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей. [4, с 91-92]

На протяжении переходного периода  стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. Проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличивало темпы роста ВВП. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. имел место профицит госбюджета. [7, с.123]

Фискальная политика призвана оказывать  позитивное воздействие на темпы  экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой  безработицы, сокращению «теневого  сектора» национальной экономики, не допускать  чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП  в течение 2003— 2005 гг. колебался в  пределах 3—8 % .

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь