Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и его место в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
─ изучить историю возникновения фонда;
─ определить сущность, цели, задачи, структуру управления фонда;
─ проанализировать бюджет фонда;
─ рассмотреть перспективы развития фонда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………..4
1.1 Основные этапы развития и причины создания ФСС…………………...4
1.2 Цели, задачи, структура и управление ФСС……………………………..8
2. БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2009-2010 ГОДАХ………..16
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ….16
2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ………………………………………………….17
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ НА 2011 – 2013 ГОДЫ…………………………..……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

соц страх.docx

— 100.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1 Фонд социального  страхования……………………………..4

1.1 Основные  этапы развития и причины создания  ФСС…………………...4

1.2 Цели, задачи, структура и управление  ФСС……………………………..8

2. Бюджет фонда социального  страхования РФ в 2009-2010 годах………..16

2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ….16

2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ………………………………………………….17

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА  СОЦИАЛЬНОГО   СТРАХОВАНИЯ РФ НА 2011 – 2013 ГОДЫ…………………………..……22

Заключение…………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………..27

приложения………………………………………………………………….29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление  новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

Актуальность  данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования  и его место в бюджетной  системе России.

Исходя  из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

─  изучить  историю возникновения фонда;

─  определить сущность, цели, задачи, структуру управления фонда;

─ проанализировать бюджет фонда;

─ рассмотреть  перспективы развития фонда.

Объектом  исследования данной курсовой работы  являются – изучение фонда социального  страхования РФ.

В данной работе в качестве информационной базы были использованы:  нормативно-правовые акты, учебная литература, экономические  журналы, материалы периодической  печати, интернет ресурсы, статистическая отчетность за 2006-2010 годы.

 

1 Фонд социального  страхования

1.1 Основные этапы развития и  причины создания ФСС

 

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения  императора Николая II в Российской  империи были введены «Правила  о вознаграждении потерпевших  вследствие несчастных случаев  рабочих и служащих, а равно  членов их семейств в предприятиях  фабрично-заводской, горной и  горнозаводской промышленности».  Этот день считается официальной  датой рождения государственного  социального страхования в России.

Первое  послереволюционное положение о  социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование  обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики  заболеваемости». Начато строительство  советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование  перешло под управление советских  профсоюзов.

В течение  всего советского периода средствами государственного социального страхования  управляли профсоюзы. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования РСФСР, председателем которого выступал заместитель  Председателя профсоюзного объединения  России (ФНПР), Правление Фонда состояло из представителей региональных и отраслевых профсоюзов. Указом Президента РСФСР от 07.08.1992г. «О Фонде социального страхования » Фонд социального страхования России был передан в управление Правительству РФ. Более поздним Указом Президента РФ от 28.09.1993г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в РФ» было установлено, что Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ, а члены правления Фонда им утверждаются.

В 1994г. на основе Фонда социального страхования  РСФСР был создан Фонд социального  страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. N 101 "О Фонде социального  страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому  акту Фонд социального страхования  РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в  оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его  исполнении утверждаются федеральными законами.

С 1994 г. Фонд социального страхования РФ управляет  средствами обязательного социального  страхования, которые расходуются  на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, единовременного  пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия  на погребение либо возмещение стоимости  гарантированного перечня услуг  по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу  за ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.

В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали  возмещение вреда пострадавшим в  случае тяжелого финансового положения  работодателя или его ликвидации, была создана новая система обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работа  по введению обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний началась еще в 1996г. в соответствии с распоряжением  Правительства РФ от 18.07.1996г. № 1149-р. Указанным распоряжением был  утвержден план подготовительной работы по введению данного вида страхования, а также определено, что ответственным  за разработку федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является Фонд социального  страхования РФ. Фонд начал работу по сбору и анализу полученной от работодателей информации о числе  пострадавших и затратах на возмещение им вреда, чтобы получить необходимые  данные для установления размера  страховых тарифов; проводил работу по предварительной регистрации  страхователей, учету лиц, которым  должно быть предоставлено право  на получение обеспечения по страхованию.

Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших. Кроме  того, Фонд финансирует санаторно-курортное  обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную  кампанию.

С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан  получателей социальных услуг путевками  на санаторно-курортное лечение, а  также их бесплатного проезда  к месту лечения и обратно  за счет средств федерального бюджета. В этом же году в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении  Правил обеспечения в 2005 году инвалидов  техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан  из числа ветеранов протезами (кроме  зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена  задача по обеспечению инвалидов, отдельных  категорий граждан из числа ветеранов  техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета.

Одной из целей образования в начале 90-х  годов государственных внебюджетных социальных фондов (Пенсионного фонда  Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования), а также реорганизации  Фонда социального страхования  Российской Федерации было достижение долгосрочной финансовой обеспеченности каждого из видов обязательного  социального страхования на основе собственных доходов, не входящих в  бюджеты всех уровней.

Постановка  данной задачи была обусловлена рядом  причин.

Во-первых, с появлением негосударственных  форм собственности и коренным изменением трудовых отношений финансовые возможности  государственного обеспечения резко  сужались.

Во-вторых, на фоне рыночных преобразований существенно  возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, частично занятые, бездомные, не говоря уже о  большой численности граждан  с размерами заработной платы, пенсий и пособий, которые существенно  ниже прожиточных минимумов работающих и пенсионеров.

В этой связи  резко повысилась необходимость  активно и широко применять механизмы  обязательного социального страхования, с которым в рыночной экономике  связывается управление типичными  и наиболее массовыми видами социальных рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости  нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание и т.д.

Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование  средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования  между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются  и реализуются государственные  программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

 

1.2 Цели, задачи, структура и управление  Фонда социального страхования

 

Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, Постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения  деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

Информация о работе Фонд социального страхования