Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и его место в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
─ изучить историю возникновения фонда;
─ определить сущность, цели, задачи, структуру управления фонда;
─ проанализировать бюджет фонда;
─ рассмотреть перспективы развития фонда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………..4
1.1 Основные этапы развития и причины создания ФСС…………………...4
1.2 Цели, задачи, структура и управление ФСС……………………………..8
2. БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2009-2010 ГОДАХ………..16
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ….16
2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ………………………………………………….17
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ НА 2011 – 2013 ГОДЫ…………………………..……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

соц страх.docx

— 100.96 Кб (Скачать файл)

При Фонде  образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия  на погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в  разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда  и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений  о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства  Фонда образуются за счет: страховых  взносов работодателей (администрации  предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности); страховых  взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных  уплачивать взносы на социальное страхование  в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение  по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при  условии уплаты ими страховых  взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда  в банковские вклады производится в  пределах средств, предусмотренных  в бюджете Фонда на соответствующий  период; добровольных взносов граждан  и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или  военного назначения и их последствий, а также в других установленных  законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых  взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной  нетрудоспособности вследствие трудового  увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных  законодательством; уплаченных в установленном  порядке сумм за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других

Средства  Фонда направляются на:

– выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

– выплаты женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности;

– выплаты при рождении ребенка, при усыновлении ребенка;

– выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– выплаты социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

– оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

– оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

– частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

– частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

– оплату проезда к месту лечения и обратно;

– создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

– финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

– осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

– участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Страхователь  не вправе приостанавливать выплату  пособий по государственному социальному  страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают  сумму начисленных страховых  взносов. Если сумма фактических  расходов по социальному страхованию  превышает сумму начисленных  страховых взносов, недостающая  сумма возмещается в десятидневный  срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного  органа Фонда на расчетный или  текущий счет страхователя.

Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем  в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда  на календарный год.

Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные и оздоровительные  лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых  они приобретены.

Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных  лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом  Фонда, в котором зарегистрирован  страхователь, согласно представленным сметам.

Страхователи  ведут учет:

  • сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
  • сумм произведенных расходов по их видам;
  • сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
  • расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

Финансовые  отчеты об исполнении бюджета фонда  составляются ежеквартально.

Для обеспечения  контроля за правильным начислением  и своевременной выплатой пособий  по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию  из представителей администрации и  профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному  страхованию.

Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств  Фонда, рассматривают спорные вопросы  по обеспечению пособиями по социальному  страхованию.

С 1 января 2010 года:

– единый социальный налог заменяется страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– за Фондом социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– контроль за их уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения осуществляется Фондом социального страхования РФ.

Переход с 2010 года на уплату страховых взносов  в Фонд социального страхования  Российской Федерации не повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф страховых взносов  в Фонд – 2,9 % (ставка ЕСН в 2009 году также была равна 2,9%). Для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов сохранены действующие тарифы страховых взносов.

При этом законодательством вводится предельная сумма, на которую начисляются страховые  взносы, – 415 000 рублей в год. На доход  работника свыше этой суммы страховые  взносы в Фонд начисляться не будут.

В 2010 году Фонд социального страхования РФ не только продолжает выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и осуществляет контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.

В 2011 году по закону ставка страховых взносов  возрасла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% – в Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования соответственно.

Помимо  этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые  взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.

В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов  установлена и ответственность  работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов  в Фонд. Например, за неуплату или  неполную уплату работодателем страховых  взносов в установленный срок будет производиться взыскание  недоимки по страховым взносам, пеней  и штрафов.

Соответственно, повышена также ответственность  Фонда перед страхователями, к  примеру, за излишнее перечисление с  работодателей страховых взносов, пеней и штрафов Фонд выплачивает  страхователю проценты на сумму излишне  взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

 

 

2 Бюджет фонда социального  страхования РФ в 2009-2010 ГОДАХ

2.1 Структура доходов и  расходов Фонда социального страхования  РФ

 

Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования  подлежат зачислению следующие доходы:

Налоговые доходы:

- единый  социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части,  зачисляемой в Фонд социального  страхования РФ

- доходы  распределяемые органами Федерального  казначейства между бюджетами  бюджетной системы РФ, поступающие  от уплаты следующих налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами: налога, взимаемого в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, - по нормативу  5%; налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального  налога, взимаемого в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения, - по нормативу  20%; единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности – по нормативу  5%; единого  сельскохозяйственного  налога – по нормативу 6,4%;

Информация о работе Фонд социального страхования