Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда социального страхования и его место в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
─ изучить историю возникновения фонда;
─ определить сущность, цели, задачи, структуру управления фонда;
─ проанализировать бюджет фонда;
─ рассмотреть перспективы развития фонда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………..4
1.1 Основные этапы развития и причины создания ФСС…………………...4
1.2 Цели, задачи, структура и управление ФСС……………………………..8
2. БЮДЖЕТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В 2009-2010 ГОДАХ………..16
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ….16
2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ………………………………………………….17
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ НА 2011 – 2013 ГОДЫ…………………………..……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29
Неналоговые доходы:
- страховые
взносы на обязательное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы
от размещения временно
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные
трансферты из федерального
- прочие поступления.
Расходы
бюджета Фонда социального
2.2 Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
налоговые доходы:
- единый
социальный налог – по ставке,
установленной НК РФ в части,
зачисляемой в Фонд
- доходы,
распределяемые органами
Неналоговые доходы:
- страховые
взносы на обязательное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы
от размещения временно
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные
трансферты из федерального
- прочие поступления.
Таблица 1 Доходы бюджета ФСС
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение |
Отклонение % пп | |||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% | ||
Налоговые и неналоговые доходы |
291 946 732,2 |
66 |
337 194 721,40 |
72,7 |
45 247 989,20 |
15,5 |
6,36 |
Безвозмездные поступления |
148 098 999,5 |
34 |
126 581 943,20 |
27,3 |
(21 517 056,30) |
(14,5) |
(6,36) |
Итого |
440 045 731,7 |
100 |
463 776 664,60 |
100 |
23 730 932,90 |
5,39 |
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию; – в 2009 году – 320 941 310,5 тыс. рублей; в 2010 году- 319 404 090,тыс. рублей (что на 0,5% ниже, чем в 2009году).
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
– в 2009 году - 52 905 716,3 тыс. рублей. , а в 2010- 62 788 294,3тыс.рублей (на 18,7% выше чем в 2009 году)
Согласно данным общий объем доходов бюджета Фонда на 2009год равен 440 045 731,7 тыс. рублей, включая межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 131 098 999,5 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей, возврат остатков средств субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в сумме 118 415,6 тыс. рублей и поступление в Фонд неправомерно использованных в 2008 году средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 34 891,9 тыс. рублей.
А общий объем доходов
бюджета Фонда 2010года равен
463 776 664,6 тыс. рублей, включая межбюджетные
трансферты из федерального
В 2010 году Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432,3 млн руб. Это на 19 384,9 млн руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 г., и на 26 213,2 млн руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22,3% и составили 343 425,2 млн руб
Доходы от налогов на совокупный доход на 2010 год составили 11 762,3 млн руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2009 г. на 1 886,5 млн руб. (или на 19,1%).
Таблица 2 Расходы бюджета ФСС
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение |
Отклонение % пп | |||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% | ||
Общегосударственные вопросы |
4 685,7 |
0 |
4 366,4 |
0 |
(319,3) |
(6,8) |
(0) |
Образование |
19 535 263,4 |
4,4 |
40 716,3 |
0,1 |
(19 494 547,1) |
(99,8) |
(4,3) |
Социальная политика |
428 960 868,0 |
95,6 |
491 154 212,5 |
99,9 |
62 193 344,5 |
14,5 |
4,3 |
Итого |
448 500 817,1 |
100 |
491 199 295,2 |
100 |
42 698 478,2 |
9,5 |
Общая сумма расходов на 2009 год 448 500 817,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 57 819 098,6 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 834 691,7 тыс. рублей. По обязательному социальному страхованию в сумме 320 941 310,5 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 52 905 716,3 тыс. рублей. общий объем дефицита бюджета Фонда в сумме 8 455 085,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в сумме 16 603 336,9 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 488 595,2 тыс. рублей.
На 2010 год
объем расходов бюджета Фонда
в сумме 491 199 295,2 тыс. рублей, из них
за счет межбюджетных трансфертов, полученных
из федерального бюджета в сумме
65 736 211,9 тыс. рублей и бюджета Федерального
фонда обязательного
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 353 610 741,7 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 54 905 348,6 тыс. рублей.
И так общий объем расходов в2009г. Ниже, чем в 2010 на 42 698 478,2 тыс. рублей(или на 9,5%).
Структура расходов Фонда на 2009-2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:
- по разделу «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют, на 2009 год - 4 685,7. рублей, на 2010 год - 4 366,4 тыс. рублей. В 2009 и 2010 году произошли не значительные изменения в этой статьи.
- по разделу «Образование» на 2009 год - 19 535 263,4тыс. рублей; на 2010 год - 19 535 263,4тыс. рублей. На 2010 год статья расходов на образование уменьшилась на 99,8% по сравнению с 2009годом.
- по разделу «Социальная политика» - на 2009 год - 428 960 868,0
тыс. рублей; а в 2010 год сумма увеличилась на 9,5% - 491 199 295,2тыс. рублей.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ НА 2011-2013 ГОДЫ
Переход
в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного,
социального и обязательного
медицинского — на страховые принципы
прошел практически незаметно. За два
последних года произошла заметная
«разбалансировка» бюджета
Во-первых, вводится начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходило, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.
Во вторых— оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, а с четвертого. Эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов.
А вот , распространить обязательное социальное страхование от несчастных случаев на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам не удалось. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволила бы повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получил бы на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб.
Но даже принятые меры по оптимизации системы социального страхования позволили сформировать бездефицитный бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011-2013 годы. Предельный объем профицита бюджета ФСС в 2011 год составит 1 млрд 944,9 млн руб., в 2012 году — 4 млрд 152,4 млн руб., в 2013 году — 7 млрд 517,5 млн руб.
Кроме того в будущем году Фонд социального страхования Российской Федерации запускает пилотный проект, который должен изменить систему выплаты больничных.
Для всех внебюджетных государственных фондов предполагается казначейское обслуживание исполнения бюджета. Планировалось, что оно будет введено уже с этого года, но сроки были перенесены. Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда социального страхования, целям и задачам введения кассового обслуживания не соответствует, т.к значительная часть бюджета исполняется не кассовым способом и о реальных расходах бюджета фонда можно узнать лишь из отчетности страхователей.
Но это не главная причина модернизации зачетного принципа, который, конечно, имеет свои плюсы для работников, – больничные выплачиваются вместе с зарплатой. Зачетная система была хороша для советского периода, когда все предприятия были государственными. В рыночных условиях она не срабатывает в тех организациях, которые испытывают проблемы финансового характера, а на сегодняшний день 37% предприятий являются убыточными. Это означает, что на таких предприятиях несвоевременно выплачивается заработная плата, задерживается выплата больничных по беременности и родам. Есть случаи, когда эти пособия работодателем не выплачиваются вовсе.
Права работника при этом нарушаются вдвойне. Он не получает не только плату за работу от нанимателя, но еще и выплату, призванную страховать утрату заработка в период временной нетрудоспособности. Кроме того, зачетный принцип не позволяет фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты простоя побуждают работников пользоваться страховыми средствами. Логика известна – нет здоровых работников, есть недообследованные.
Поэтому принято решение зачетную систему изменить, возложив на фонд его прямую обязанность предоставления выплат и оставив за работодателем лишь обязанность своевременно платить положенные взносы. Модернизация пройдет поэтапно, а не сразу по всей территории страны. Начнется она с отдельных регионов, на них планируется отработать и решить все проблемы, которые могут возникнуть в том числе и с выплатами.
Заключение