Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Что производить? Общество не может произвести все желаемые товары и услуги в неограниченном количестве. Необходимо решать проблему распределения ограниченных ресурсов между необходимыми товарами. Увеличение производства любого товара возможно при сокращении другого. Например, наращивание военной продукции возможно при сокращении гражданской.

Файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

В теоретико-методологическом плане  понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать  как идеальный тип. В связи  с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, "мысленными конструкциями". Это прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Маркс называл такие конструкции "чистым" типом, М.Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.

Экономическая формация у Маркса будто  бы ограничена рамками антагонистических  обществ, а таковыми, как известно, выступают рабовладение, феодализм  и капитализм. В итоге получается пять формационных укладов.

Социальная статика. В формационной теории К.Маркса можно выделить две составные части - статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем.

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы  следующие структурные и динамические элементы:

1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может  составлять общественную формацию, но только совокупность многих  стран;

2. Тип формации определяется  не религией, искусством, идеологией  и даже не политическим режимом,  а ее фундаментом - экономикой;

3. В самой экономике надо выделить  центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит  ваша или соседняя страна;

4. Таким элементом выступают  производственные отношения, а  в них - отношения собственности;

5. Надстройка всегда вторична, а  базис первичен, поэтому политика  всегда будет только продолжением  экономических интересов страны (а внутри нее - экономических  интересов господствующего класса);

6. Все общественные формации, выстроенные  в последовательную цепочку, выражают  прогрессивное восхождение человечества  от низших ступеней развития  к высшим;

7. Если в жизнь страны не  вмешиваются чужеродные факторы,  то она, или представляемое  ею общество, в своем развитии  должны пройти все ступени,  не перепрыгивая и не пропуская  ни одной формации.

Позже русские марксисты внесли коррективы в эволюционную часть  теории Маркса таким образом, чтобы  оправдать социалистическую революцию и необязательность прохождения всех этапов. Согласно модернизированной версии теории формаций, отдельные страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их в ускоренном режиме. Существование определенных формаций, последовательно сменяющих друг друга в истории человечества, не означает, что каждый народ должен пройти их в своем развитии. Некоторые народы (славяне, германцы и другие) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму. В результате отдельные звенья исторической цепи развития - рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут не получить полного развития. Страны могут миновать их, переходя,например, непосредственно от родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь более развитых, построивших социализм, стран.

Согласно социальной статике К.Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Надстройка у Маркса представляет собой совокупность всех остальных  общественных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и  содержит самые разнообразные институты, такие как государство, право, семья, религия, наука, искусство и т.п.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что  экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся  над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальная политическая структура будет существенно отличаться от капиталистической - прежде всего, в силу того, что способы организации хозяйственной жизни в этих двух формациях существенно отличаются друг от друга.

Отношения между базисом и надстройкой  разворачиваются так. Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению  к базису обладает лишь относительной  автономией. Отсюда следует, что подлинной  реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика. А о религии Маркс вспоминал только со знаком минус.

Так и выстраивается незримая (ибо  явно Маркс нигде этот момент не прописывал) иерархия важности подсистем  общества. В самом верху, почти  за облаками, скрывается религия. За ней  вниз шкалы спускается искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается  идеология, совсем близко размещается  политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.

Маркс первым раскрыл истину, какой руководствует на практике большинство правительств мира. Или руководствовалось до недавнего времени. У них искусство финансируется по остаточному признаку, международная политика служит лишь иной формой выражения экономических интересов либо господствующего класса в целом, либо крупных монополий в стране. Только в последней четверти развитые страны отошли от прежних воззрений, осознав, что на дворе век информационной революции и интеллектуального капитала. В школах и вузах мгновенно увеличились часы, отводимые на гуманитарное знание, вслед за тем потянулась цепочка микрореволюций в других сферах общества. Сегодня интеллект, талант и квалификация ценятся превыше финансового капитала. Но на часах российского правительства все еще век минувший, для него политика суть продолжение интересов олигархов и мафиозных кругов, культура, образование и наука в загоне, а идеологии вообще нет никакой.

В «Капитале» Маркс доказывает, что  производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил, а то, насколько и как используются возможности, таящиеся в производительных силах, зависит от производственных отношений.

Под производительными силами он понимал 1) людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду, 2) землю, недра и полезные ископаемые, 3) здания и помещения, где осуществляется процесс производства, 4) орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, 5) технологию и оборудование, 6) конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории - личные и вещественные факторы производства.

Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор или рантье. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности.

Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социо-техническую систему производства, а производственные отношения - социально-экономическую.

Производительные силы играют в  развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль. По отношению  к обществу и господствующим в  них в этот момент времени производственным отношениям они выполняют такую  же функцию, какую выполняют природные  условия в развитии биологических  организмов.

Производительные силы являются той  внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения Маркс  называет также формой общения. К  производительным силам этот термин не подходит. Действительно, ни здания и станки, ни живых людей, рабочих  или инженеров, формой общения не назовешь. Правда, общение Маркс  понимает весьма своеобразно. Это не коммуникативный процесс, не разговор двух соседей, а способ, уклад или  тип социально-экономических отношений. Если рабочий вынужден идти на рынок  труда и продавать свою рабочую  силу, торгуясь за более высокую  цену, то он вступает в общение-отношение. Аренда и обмен - это производственные отношения и одновременно форма  общения их субъектов.

Производительные силы влияют и  определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. Если базис материален, то надстройка - духовная основа общества. Понятие "производительные силы" впервые было введено в  науку классиками английской политической экономии, которые применяли его  для характеристики сочетания рабочей  силы и орудий труда.

Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько  своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм - единственная форма социологической  теории, моральные установки которой  сразу же бросаются в глаза.Дж. Александер, американский социолог

Маркс не ограничился экономическим  пониманием производительных сил, включив  сюда многообразие способностей, квалификацию и профессиональный опыт человека. В соответствии с этим расширилось  и представление о производственных отношениях, которые он отличал от тех отношений между работниками, которые складываются вследствие технического, технологического и профессионального  разделения труда. Он сделал еще один шаг по сравнению с А.Смитом. Маркс добавил третий компонент: кто что получает, кто чем владеет, кто что присваивает. Иными словами, отношения собственности, которые лежат в основе производственными отношениями. При феодальном способе производства крепостные производили собственные средства существования, а прибавочный продукт (ренту) отдавали своему господину. При капитализме рабочие уже не производят средств своего существования, но продают свою рабочую силу капиталисту, дающему им работу и возвращающему им их труд в виде заработной платы - меньшей, чем стоимость рабочего. Здесь прибавочный продукт реализуется в форме прибыли.

Общественно-экономическая формация - это совокупность всех стран на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты  и учреждения, определяющие базис  и надстройку общества.

Социальная динамика. Каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитиичеловеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны для судьбы человечества. Три формации - рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - базируются на частной собственности и носят антагонистический характер. Три антагонистических формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предысторию человечества. "...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последующим.

Теория капитализма. Начало капиталистической эры Маркс относил к XYI столетию. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства при феодализме. Генезис капитализма Маркс исследовал на примере Англия, являвшейся родиной промышленной революции и получившей в 19 в. звание мастерской мира. Здесь лучше всего развивалась крупная промышленность, основанная на развитом машинном производстве. Среди основных характеристик капитализма можно назвать:

Информация о работе Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства