Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:32, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в изучении особенностей формирования доходной базы регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:
- исследовать теоретические основы региональных бюджетов: определить экономическую сущность и назначение региональных бюджетов; выявить роль региональных бюджетов бюджетной системе РФ, а также проанализировать законодательную базу функционирования региональных бюджетов;
- детально охарактеризовать бюджет Чувашской Республики: изучить состав и структуру доходов бюджета;
Введение……………………………………………….…………………………3
Глава 1.Теоретические основы формирования бюджета субъекта РФ………5
1.1. Экономическая сущность регионального бюджета………………………5
1.2. Состав и структура доходов региональных бюджетов…………………..11
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая формирование доходной части бюджета субъекта РФ…………………………………………………….13
Глава 2. Анализ бюджета Чувашской Республики……………………………17
2.1.Социально-экономическое развитие Чувашской Республики за 2012 г…17
2.2. Краткая характеристика бюджета Чувашской Республики за 2012 год...22
2.3.Анализ формирования доходной части бюджета ЧР………………..…….24
Глава 3. Совершенствование регионального бюджета……………………..…30
3.1. Пути укрепления доходной базы регионального бюджета………………30
3.2. Основные направления бюджетной политики ЧР……………………...…35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………...…………41
При переходе к рыночной экономике региональный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на территории субъекта РФ. Средства регионального бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики субъекта РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Региональный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
Региональный бюджет, являясь инструментом государственной социальной политики, должен обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
Региональный бюджет играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.
Региональный бюджет являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.
1.2. Состав и структура доходов региональных бюджетов
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
1) собственные налоговые доходы
бюджетов субъектов РФ от
2) регулирующие налоговые доходы
бюджетов субъектов РФ, поступающие
от федеральных налогов и
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.[20]
Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ на очередной финансовый год.
1.3.Нормативно-правовая база, регулирующая формирование доходной части бюджета субъекта РФ
Структура бюджетного законодательства Российской Федерации закреплена положениями Бюджетного кодекса. На рисунке 1.2. представлена структура бюджетного законодательства РФ.
Рис. 1.2. Структура бюджетного законодательства РФ
Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;
• составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;
• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;
• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Законодательные или представительные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, установленных налоговым законодательством.
Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с очередного финансового года, принимаются до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.
Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.
Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в регионе, на примере Чувашской Республики:
Глава 2.Анализ бюджета Чувашской Республики
Социально-экономическое положение Чувашской Республики в 2012 году характеризуется (таблица 2.1.) ростом основных макроэкономических показателей. Более быстрыми темпами по сравнению со среднероссийскими росли объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, розничной торговли и реальные располагаемые денежные доходы населения. [30]
Таблица 2.1.
Динамика макроэкономических индикаторов развития
Чувашской Республики, в % к предыдущему году
Показатели |
2011 год |
2012 год | ||
Чувашия |
Россия |
Чувашия |
Россия | |
Индекс потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю) |
106,2 |
106,1 |
105,8 |
106,6 |
Индекс промышленного производства |
112,4 |
104,7 |
107,2 |
102,6 |
Объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
140,5 |
123,0 |
104,1 |
95,3 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» |
103,5 |
105,1 |
99,3 |
102,4 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
101,3 |
106,6 |
91,6 |
104,7 |
Оборот розничной торговли |
108,8 |
107,0 |
108,7 |
105,9 |
Объем платных услуг населению |
101,9 |
103,0 |
102,8 |
103,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
99,4 |
100,4 |
106,1 |
104,2 |
Информация о работе Формирование доходной части регионального бюджета