Вместе с тем, необходимо помнить, что
лишь распродажей государственной собственности
вопросы эффективного управления ею не решить. В настоящее время не задействованными
остаются такие формы управления имуществом,
как трастовое доверительное управление,
выпуск акций под конкретный проект. То
есть продавать имущество нужно в крайних
случаях, когда его никак невозможно эффективно
использовать. Что касается унитарных
предприятий необходимо провести инвентаризацию
и выделить те из них, которые способны
приносить прибыль или являются социально
(стратегически) значимыми. После определения
оптимального количества унитарных предприятий
оставшиеся можно передать в частные руки.
Следует подчеркнуть, что реализация
мер по увеличению налоговых поступлений региональных бюджетов реально
укрепит их самостоятельность. Несмотря
на то, что многие шаги в области бюджетной
политики уже сделаны, остается немало
проблем, решить которые предстоит в ближайшие
годы, как на уровне федерации, так и на
уровне субъектов.
Налоговая форма поступления доходов
имеет ряд преимуществ перед неналоговой,
обладает наибольшей стабильностью, устойчивостью
и предсказуемостью. В то же время неналоговые
источники доходов могут стать своеобразным
«резервом устойчивости» доходной базы
регионального бюджета, так как их объем
полностью зависит от активности и предприимчивости
региональных органов власти.
3.2. Основные направления бюджетной политики
ЧР
Основу бюджетной политики Чувашской
Республики на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов составляют основные положения
Бюджетного послания Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2014–2016
годах, стратегические цели развития экономики
страны, сформулированные в указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г., основные
положения Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года.
Основные направления бюджетной политики
ЧР [10]:
- обеспечение в новых макроэкономических
реалиях долгосрочной сбалансированности
и финансовой устойчивости бюджетной
системы Чувашской Республики при безусловном
исполнении всех принятых на себя обязательств;
проведение ответственной бюджетной политики; повышение качества оценки эффективности новых принимаемых расходных обязательств Чувашской Республики с учетом сроков, механизмов реализации и их влияния на создание условий для экономического роста Чувашской Республики;
- переориентация бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, нацеленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры, прежде всего обеспечивающих решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., во взаимосвязи со структурными изменениями, достижениями целевых показателей в соответствующих сферах, зафиксированных в планах таких преобразований («дорожных картах»), реализацию мероприятий в рамках празднования 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, предусмотренных
в распоряжении Правительства Российской
Федерации от 28 января 2013 г. № 74-р;
- переход к формированию государственного
задания на оказание государственных
услуг физическим и юридическим лицам
на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов
их финансового обеспечения с целью обеспечения
качества и доступности государственных
услуг; обеспечение снятия барьеров и
ограничений, препятствующих доступу
негосударственных организаций к оказанию
государственных услуг;
- активное задействование средств частных
инвесторов, механизмов частно-государственного
партнерства для решения приоритетных
государственных задач и повышения эффективности
государственных инвестиций;
- проведение налоговой политики, направленной
на улучшение инвестиционного климата, повышение
предпринимательской активности, совершенствование
структуры экономики Чувашской Республики,
рост ее конкурентоспособности, прежде
всего на рынках высокотехнологичной
продукции;
- достижение максимального социального эффекта оказания социальной поддержки
гражданам исходя из критерия нуждаемости;
- эффективное управление государственным
долгом Чувашской Республики, направленное
на сохранение безопасного уровня долговой
нагрузки с учетом задач, обеспечивающих
бюджетные инвестиции в приоритетные отрасли экономики
республики; поддержание достигнутых
кредитных рейтингов Чувашской Республики
с перспективой их повышения;
- продолжение развития государственной
интегрированной информационной системы
управления общественными финансами «Электронный бюджет», позволяющей
перейти на качественно новый уровень
управления государственными финансами
и создать инструментарий для принятия
обоснованных управленческих решений
в целях повышения эффективности и результативности
бюджетных расходов, обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной
деятельности каждого участника бюджетного
процесса, гарантировать достоверность
и открытость их деятельности, предусматривать
возможность участия граждан, общественных
институтов, профессиональных сообществ, бизнеса в процессах формирования, утверждения
и исполнения республиканского бюджета
Чувашской Республики;
- совершенствование работы единого портала
бюджетной системы Чувашской Республики,
доступа для граждан и бизнеса в режиме
реального времени к информации о бюджетном процессе, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств;
- совершенствование межбюджетных отношений,
направленное на стимулирование органов
местного самоуправления к созданию условий
для предпринимательской и инвестиционной деятельности, являющейся основой
для наращивания собственной доходной
базы местных бюджетов. Усиление ответственности
органов местного самоуправления муниципальных
образований за неэффективную бюджетную
политику, приводящую к нарушению бюджетных
обязательств, образованию кредиторской задолженности;
- активная реализация новых подходов
в сфере государственного финансового
контроля, направленных на повышение качества
управления общественными финансами,
с переориентацией на оценку результативности
и эффективности использования бюджетных средств.
Заключение
По результатам проделанной работы следует
отметить, что региональный бюджет как
финансовая категория - это денежные отношения,
складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования,
распределения и использования централизованного
денежного фонда субъекта РФ, предназначенного
для удовлетворения потребностей социально-
экономического развития данного субъекта
и финансовой поддержки его административно-территориальных
единиц.
Важную роль в бюджетной системе РФ играют
региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые
ресурсы, сформированные при реализации
определенных нормами права финансово-экономических
отношений между органами власти субъектов
РФ, предприятиями, организациями и гражданами
относительно поступления денежных средств
в бюджет соответствующего региона с целью
создания финансовой базы для выполнения
функций и задач.
Формирование доходов как федерального
бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня
является основной задачей правительства,
так как в зависимости от уровня доходов,
поступивших в бюджет зависит развитие
страны, уровень благосостояния населения,
и многое другое.
В первой главе были даны теоретические основы формирования доходов бюджета,
определена экономическая сущность, назначение
региональных бюджетов и их законодательная
база функционирования, выявлена роль
региональных бюджетов бюджетной системе
РФ, определены особенности налоговых
и неналоговых доходов бюджета.
Во второй главе дан анализ состава и
структуры доходов республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009-2012гг.
Было выявило, что наибольший удельный
вес в составе доходов бюджета занимают
налоговые доходы, формируемые путем отчислений
от федеральных налогов, таких, как налог
на добавленную стоимость, налог на прибыль
организаций, налог на доходы физических
лиц и др. Установлено, что сохраняется
преобладающее значение прямых налогов
и налогов со статусом федеральных. Анализ
структуры неналоговых поступлений в
республиканский бюджет Чувашской Республики
показал, что эти финансовые средства
используется недостаточно эффективно.
Доля безвозмездных перечислений увеличилась.
В третьей главе предложены основные
направления развития бюджета Чувашской Республики и пути укрепления
доходной базы бюджета. Реализация данных
предложений способствует более эффективному
функционированию регионального бюджета.
Список использованной
литературы
"Бюджетный кодекс Российской Федерации"
от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и
доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
"Налоговый кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ
[Электронный ресурс]: Федеральный
от 6 октября 1999г., №184-ФЗ (ред. от 21.04.2011)
// Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Последнее обновление 03.05.2011.
- Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 06.10.2003 г., N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011)
// Справочно-правовая система «Консультант
Плюс». Последнее обновление 03.05.2011.
- Об утверждений указаний о порядке
применения бюджетной классификации в РФ [Электронный
ресурс]: Приказ Министерства финансов
РФ от 28.12.2011 г. №190н // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс». Последнее
обновление 03.05.2011.
- Закон Чувашской Республики
от 12 июля 2001 года № 36 о регулировании
бюджетных правоотношений в Чувашской
Республике (в ред. от 10.05.2012)
- Закон
Чувашской Республики от 28 февраля 2013
года № 1 «О внесении изменений в Закон
Чувашской Республики «О республиканском
бюджете Чувашской Республики
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015
годов»
- Закон Чувашской
Республики от 26 июля 2013 года № 31 "О внесении изменений
в Закон Чувашской Республики "О республиканском
бюджете Чувашской Республики на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов"
- Указ Главы Чувашской Республики № 87 от 27 июля 2012
года "Об основных направлениях бюджетной
политики Чувашской Республики на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов"
- Указу Главы Чувашской Республики № 78
от 06 августа 2013 г. «Об основных направлениях
бюджетной политики Чувашской Республики на 2014
год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В., Региональная экономика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения Питер, 2012
Березин М.Ю.Региональные
и местные налоги: правовые проблемы
и экономические ориентиры.- М: Волтерс
Клувер, 2009.
- Бюджетный процесс в РФ: учеб. пособие.
/ Под ред. Л. Г. Барановой, О. В. Врублевской.
- М: Перспектива; ИНФРА-М, 2010.
- Бюджетная система России: Учебник для
вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: Юнити-Дана, 2010.
- Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник. / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2009.
- Вельский К. С. Финансовое право. - М.: Юнити, 2009.
Видяпин В.И., Степанов М.В., Синдяшкин Н.И., Региональная экономика.
Учебник- М.: Инфра-М, 2009
Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. - М.: Финансы
и статистика, 2009.
- Дадашев А. 3. Финансовая система России. – М.: Зерцало, 2009.
Карчевский В.В.,Организация исполнения
бюджета. Учебное пособие - 2 изд. Инфра-М, 2013
Корчагин Ю.А., Региональная финансовая
политика и экономика – М.: Феникс, 2006
Пауль А.Г. Доходы бюджетов.
Бюджетно-правовое исследование. – М.: Инфотропик Медиа, 2012
Поляк Г.Б., Региональная экономика.
Учебник для вузов - 5 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
Родионова В. М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированном развитии экономики. - М.: Инфра-М,
2009.
- Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской // Финансы. - 2010. -
№ 4.
- Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству // Финансы. - 2010. - № 7.
Чапек В.Н., Калинин А.И., Лобов С.Н., Ильющенко В.А.,Региональная экономика. Учебное пособие – М.: Феникс, 2011
- Эйгелъ Ф. Перспективы роста доходов региональных бюджетов // Финансы и кредит. – 2009. - № 25. - С. 62-65
- http://cap.ru/ - Официальный портал органов власти ЧР
- www.chuvash.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по
Чувашской Республике