Формирование и использование ФСС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена значимостью и влиянием государственных социальных внебюджетных фондов на развитие социально-экономических процессов, и политическую стабилизацию в обществе. Главная причина создания Фонда – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Социальное страхование – объективная необходимость. На определенном этапе развития общества берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Теоретические основы ФСС…………………………………………6
1.1 История создания ФСС в России…………………………………………….6
1.2 Понятие, основные задачи и функции ФСС ………………………………10
Глава II. Анализ формирования и использования средств ФСС За 2010-2012 гг. …………………………………………………………………………..13
2.1 Формирование средств ФСС…………………………………………….…13
2.2 Расходование средств ФСС………………………………………………...16
ГЛАВА III Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России....……………………………………………………….21
3.1.Пути повышения эффективности системы социального страхования...…23
3.2.Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………...25
Заключение………………………………………………………………………26
Используемая литература…………………………………………….……...….29

Файлы: 1 файл

14_Formirovanie_i_ispolzovanie_fonda_sotsialno.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава I. Теоретические основы ФСС…………………………………………6

1.1 История создания ФСС в России…………………………………………….6

1.2 Понятие, основные задачи и функции ФСС ………………………………10

Глава II. Анализ формирования и использования средств ФСС За 2010-2012 гг. …………………………………………………………………………..13

 2.1 Формирование средств ФСС…………………………………………….…13

 2.2 Расходование средств ФСС………………………………………………...16

ГЛАВА III Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России....……………………………………………………….21

3.1.Пути повышения эффективности  системы социального страхования...…23

3.2.Прогноз развития  социального страхования в ближайшие  годы………...25

Заключение………………………………………………………………………26

Используемая литература…………………………………………….……...….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Актуальность  темы обусловлена значимостью  и влиянием государственных социальных  внебюджетных фондов на развитие  социально-экономических процессов,  и политическую стабилизацию  в обществе. Главная причина создания  Фонда – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

    Социальное  страхование – объективная необходимость.  На определенном этапе развития  общества берет под свою защиту  лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

    Обоснованная  система социального страхования  – одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создание  и поддержание политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. 

    Социальное  обеспечение народа во всех  государствах – одна из важнейших  задач парламентов и правительств. Экономические реформы в России  сопровождаются нарастанием проблем  в социальной области, падением  материального благосостояния народа, ростом бедности его слоев. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования.

    Статус внебюджетного  Фонда социального страхования  Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101.

    Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

    Один из  его основных принципов – обязательный  всеобщий характер и доступность  реализации социальных гарантий  для застрахованных лиц.

    Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создают системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой населения страны.

    Целью данной  курсовой работы является изучение  сущности и роли социального  страхования и социального обеспечения  на современном этапе, а также  провести анализ источников формирования, направления использования средств, Фонда социального страхования Российской Федерации.

    В соответствии  с поставленными целями для  написания курсовой работы были  поставлены следующие задачи:

  1. Изложить теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов Фонда социального страхования Российской Федерации;
  2. Изучить историю создания Фонда в России;
  3. Проанализировать деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010-2012 года;
  4. Анализ, источников формирования, средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  5. Анализ, расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  6. Рассмотрение, контроля, за поступлением средств.

    Объектом исследования  является Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Предметом  исследования являлась деятельность  Фонда социального страхования Российской Федерации формирование и использование ресурсов.

    Для решения  поставленных задач использовались  учебные пособия, материалы, федеральные  законы, различные сайты, информация регионального отделения.

    Курсовая работа  структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка  использованной литературы. Работа  изложена на страницах машинописного текста и включает 5 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы ФСС

 

1.1 История создания ФСС в России

 

    До 1917 г. социальное  страхование в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определяющиеся особенностями российской истории.

    В развитии  социального страхования в России можно выделить несколько периодов:

  1. XVII-XIX вв. Возникновение и развитие социального страхования как общественного института;
  2. вторая половина XIX в.-1917 г. – принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;
  3. с 1917 г. до начала 1930-х гг. – свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;
  4. с начала 1990-х гг. – формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики.

    Зарождение  добровольного пенсионного обеспечения  относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы. [1; 15 с.]

    Обязательное  устройство страховых касс в  России восходит к 1861 г., когда был принят Закон "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудниковых работах.

    Наряду с  городской и земской медициной  во второй половине XIX в. уже существовала фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866 г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г., устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях.

    Наряду с  развитием фабрично-заводской медицины  во второй половине XIX в. в России, как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

    В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых взносов: "Об утверждении страхования рабочих"; "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих"; "Об обеспечении рабочих на случай болезни"; "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве". Органам проведения страхования на случай болезни по закону являлось больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Наряду с помощью самим застрахованным по решению общих собраний больничных касс можно было оказывать помощь членам семьи. При этом максимальные расходы на все виды помощи последним, не должна была превышать 2/3 доходов кассы.

    30 октября 1917 г. была объявлена программа  страхования советского правительства.  Был издан ряд декретов, в корне  изменивших систему социального  страхования: 14 ноября 1917 г. – "О передаче больничным кассам лечебных учреждений"; 29 ноября – "О страховых присутствиях и страховом совете"; 11 декабря – "О страховании на случай безработицы"; 22 декабря – "О страховании на случай болезни".[1; 2 с.]

    В соответствии  с декретами началось создание  рабочей страховой медицины. Больничные  кассы развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную медицинскую помощь.

    Возрождение  социального страхования в России  началось в 1921 г. в связи  с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все виды выплат. [11; 421 с.]

    После окончания  периода НЭПа отдельные элементы  медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

    Данная система  социального обеспечения и социального  страхования существовала в бывшем  СССР с начала 30-х до конца  80-х и характеризовалась высокой  степенью централизации и интеграции  в государственный бюджет.

    Финансы социального  обеспечения и социального страхования  включали: государственный бюджет (расходы  на социальное обеспечение); бюджет  государственного социального страхования;  Союзный фонд социального обеспечения  колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%. Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.

    В течение  последних 30 лет в бывшем Советском  союзе численность и доля населения,  получающего пенсии и социальные  пособии, постоянно увеличивались  – с 10,1% в 1960 г. до 16,9% в 1970 г. и 18,8% в 1980 г., достигнув 20,4% в 1987 г. это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960 г. до 7,9% в 1970 г., 10,1% в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимальное значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4% в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков. [6; 166 с.]

    Таким образом,  в плановой экономической системе  социальное страхование существовало  в качестве подчиненного элемента  государственной системы социального  обеспечения, зависимого от общего  состояния бюджета страны. С ростом дефицита государственного бюджета, который достиг в 1991 г. 20% валового национального продукта, старая система социального обеспечения и страхования не могла существовать. Либерализация цен в 1992 г., кризис системы государственного здравоохранения (с общими расходами не менее 3,0% в ВВП) и развитие рынка труда с появлением безработицы потребовали радикальной реформы системы социального обеспечения и страхования в России. [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие, основные задачи и функции ФСС

 

    Социальное страхование – это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и иных предусмотренных законом случаях. [13; 244 с.]

Информация о работе Формирование и использование ФСС