Фонд государственного
социального страхования – это централизованный
фонд денежных ресурсов общегосударственного
назначения, распределяемый как в территориальном,
так и в отраслевом разрезах. Создается
он страховым методом с обязательным участием
средств предприятий и организаций разных
форм собственности и лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью. [17;
292 с.]
Фонд социального
страхования призван способствовать
материальному обеспечению лиц,
по ряду причин не участвующих
в трудовом процессе. Он действует
в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 г. №822 "О
Фонде социального страхования Российской
Федерации" и Положении о Фонде социального
страхования РФ, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 12.02.94 г. №101 "О Фонде
социального страхования Российской Федерации". http://www.constitution.ru/
Согласно Положению
о Фонде государственного социального
страхования он действует как самостоятельное государственное
некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Отделения Фонда созданы во всех субъектах
Федерации и в отдельных отраслях народного
хозяйства, имеющих межрегиональный характер
(железнодорожного, морского транспорта
и др.)
Управление
Фондом государственного социального
страхования возложено на правление
Фонда и его председателя. Председатель
Фонда и его заместители назначаются Правительством
РФ.
В Фонд социального
страхования Российской Федерации
имеет региональные отделения,
управляющие средствами государственного
социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные
отраслевые отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования
в отдельных отраслях хозяйства, филиалы
отделений, создаваемые региональными
и центральными отделениями Фонда по согласованию
с председателем Фонда.
Фонд социального
страхования выполняет следующие
функции:
- Концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
- Обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
- Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
- Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
- Частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей. [13; 245 с.]
Основными
задачами ФСС являются:
- Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- Разработка совместно с Федеральной службой по труду и занятости и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для смены государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
В Фонд социального
страхования РФ входят следующие
исполнительные органы:
- Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
- Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Таким образом, ФСС является внебюджетной
организацией и средства фонда изъятию
не подлежат, так как средства направлены
на социальные цели, обеспечение граждан
пособиями т.д. В следующей главе рассмотренные
основные источники формирования и использования
средств Фонда, сделан анализ за 2010, 2011,
и 2012 года.
Глава II. Анализ формирования и использования
средств ФСС
За 2010-2012 гг.
2.1 Формирование средств
ФСС
Денежные средства
фонда являются государственной
собственностью, не входят в состав
бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат. [15; 289 с.]
Средства Фонда социального
страхования формируются за счет:
- Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности). Общий доход в 2010 году составил 165722207,6 млн.рублей, а в 2011 году они выросли на 2923815,1 млн.рублей и в 2012 году на 48002445,2 млн.рублей.;
- Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством. В общем за 3 года доходы составили 7341964,7 млн.рублей.
- Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные, ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период. В 2010 году доходы составили 330000 млн.рублей. В 2011 году доходы составили 135000 млн.рублей и в 2012 году 212900 млн.рублей.;[ http://fss.ru/]
- Добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). [11; 458 с] (см.приложения)
Все организации и предприятия независимо
от форм собственности с 2001 г. вносят взносы
в Фонд государственного социального
страхования в виде единого социального
налога на счета, открытые органами Федерального
казначейства, а затем последние перечисляют
средства в Фонд социального страхования.
Размер взносов,
перечисляемых в Фонд социального
страхования, начисляется по тарифу,
размер которого устанавливается
федеральным законом.[12; 621 с.]
В соответствии
с действующим порядком формирования
бюджета Фонда социального страхования сумма
страховых взносов распределяется следующим
образом: [ http://fss.ru/]
- 74% страховых взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
- 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровне.
Ставки ЕСН
дифференцированы для различных
групп и категорий налогоплательщиков.
1) для работодателей,
производящих выплаты физическим
лицам:
А) организаций;
Б) индивидуальных предпринимателей;
В) физических лиц, не признаваемых
индивидуальными предпринимателями, применяются
следующие налоговые ставки: (см. приложение
табл.№1)
2) Для налогоплательщиков
– сельскохозяйственных товаропроизводителей,
организаций народных художественных
промыслов и родовых, семейных общин коренных
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
применяются следующие налоговые ставки:
(см. приложение табл.№2). [3; 311 с.]
В
2010 году общий доход составил
188 014 700,4 тыс.рублей в последующие годы
доходы составили в 2011 году 207 037 205,6 тыс.рублей
и в 2012 году 283 869 488,4 тыс.рублей.
Таким образом, основным
источником формирования средств Фонда
является страховые взносы предприятий
и организаций; средства государственного
бюджета; поступления на путевки в санатории
и дома отдыха, реализуемые по линии социального
страхования; прочие доходы. С каждым годом
доходы растут, это связана с тем, что увеличиваются
и расходы Фонда. Которые рассмотрены
в следующем под главе.
2.2 Расходование
средств ФСС
Средства государственного социального
страхования расходуются исключительно
на цели, установленные федеральными законами,
Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом
Фонда, бюджетами и сметами исполнительных
органов Фонда, утвержденными в установленном
порядке.
Распорядителями средств
Фонда являются председатель
и главный бухгалтер Фонда, а в
региональных и центральных отраслевых
отделениях Фонда – управляющий и главный
бухгалтер отделения Фонда. [18; 159 с.]
Средства государственного
социального страхования направляются
на:
- Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг. В 2010 году общие расходы составили 128443054,4 млрд.рублей, в 2011 году расходы уменьшились на 3845642,9 млн.рублей. В 2012 году расходы увеличились на 56074009,1 млн.рублей.;
- Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание.
- Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); [ http://fss.ru/]
- Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан. Расходы в общем за 3 года составили 81950565 млн.рублей.4
- Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- Оплату проезда к месту лечения и обратно. В 2010 году расходы составили 12069498,9 млн.рублей и в последующие годы расходы снизились в 2011 году на 2747917,9 млн.рублей и в 2012 году на 2244479,1 млн.рублей.
- Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
- Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда. В 2010 году расходы составили 7412627,2 млн.рублей, а в 2011 году они возросли на 2550985,8 млн.рублей и в 2007 году на 3479325,8 млн.рублей.
- Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда. В 2010 году 67600 млн.рублей, а в 2011 они составили 72392 млн.рублей и в 2012 году 75803,5 млн.рублей.;
- Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию. В 2010 году расходы равны 155143536,7 млн.рублей и в 2011 году расходы выросли на 543177,6 млн.рублей и в 2012 году на 62657379,7 млн.рублей.;
- Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. За 3 года расходы в общем составили 23442,5 млн.рублей. [10, 469 с.] (см. приложения)