Формирование и использование ФСС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена значимостью и влиянием государственных социальных внебюджетных фондов на развитие социально-экономических процессов, и политическую стабилизацию в обществе. Главная причина создания Фонда – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Социальное страхование – объективная необходимость. На определенном этапе развития общества берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Теоретические основы ФСС…………………………………………6
1.1 История создания ФСС в России…………………………………………….6
1.2 Понятие, основные задачи и функции ФСС ………………………………10
Глава II. Анализ формирования и использования средств ФСС За 2010-2012 гг. …………………………………………………………………………..13
2.1 Формирование средств ФСС…………………………………………….…13
2.2 Расходование средств ФСС………………………………………………...16
ГЛАВА III Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России....……………………………………………………….21
3.1.Пути повышения эффективности системы социального страхования...…23
3.2.Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………...25
Заключение………………………………………………………………………26
Используемая литература…………………………………………….……...….29

Файлы: 1 файл

14_Formirovanie_i_ispolzovanie_fonda_sotsialno.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Основной статьей расходов является выплата пособий по социальному  страхованию - примерно 70-75% от всей суммы расходов. Среди других статей можно назвать перечисление средств в Пенсионный фонд, расходы на социально-культурное обслуживание работающих граждан и членов их семей, на летний оздоровительный отдых детей, организацию управления фондом и др. По расходам бюджет Фонда социального страхования полностью в период 90-ых годов не исполнялся. Однако такие статьи расходов как «санаторно-курортное обслуживание» и «оздоровление детей» исполнялись более чем на 100%. [13, 245 с.]

    Выплаты пособий  по социальному страхованию, оплата  путевок работникам и членам  их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

    Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производится страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год. [12, 622 с.]

    Оплата путевок  на санаторно-курортное лечение,  в учреждениях отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

   Расходы на  административные, хозяйственные и  иные цели, связанные с деятельностью  Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами. [10, 470 с.]

    Расходы в  2010 году составили 491,2 млрд рублей это на 5 283 942,2 тыс.рублей меньше доходов поступивших в 2010 году это дефицит бюджета. В 2011 году расходы составили 497,6 млрд.рублей, дефицит бюджета составляет 5 950 107,6 тыс.рублей. С 2012 года появились новые статьи расходов которые в общем составили 512,3 млр.рублей.

  

 Таким образом, взносы по социальному страхованию являются элементами расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются от выручки. В организациях торговли они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматриваются по соответствующей статье финансового плана. В следующей главе рассмотрены сроки уплаты и ответственность за нарушение порядка оплаты страховых взносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России

Следует отметить ряд  моментов, которые в последнее  время высказывают в отношении социального страхования представители Минтруда России, государственных внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты.

Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники  финансирования средств на выплату  страховой части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.

Во-вторых, назрела необходимость, и появились экономические возможности  повышения уровня пенсионного, медицинского и социального страхования. В качестве первого шага ученые и специалисты высказывают предложения по доведению уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" и стандартами ЕС. Так, фактический уровень замещения пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного минимума пенсионера, в то время как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей задачей пенсионного страхования в ближайшей и среднесрочной перспективе является поэтапное повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума. [11; 259 с.]

В-третьих, в   системе   социального   страхования   не   нашел   ещё

воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы [3,54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Пути повышения  эффективности системы социального страхования

В целях повышения  эффективности системы социального  страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов  определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.

Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что  в рамках реформирования системы  обязательного социального страхования  необходимо решить ряд задач:

- завершить формирование законодательной базы;

-оптимизировать соотношения  уровня обязательств и финансовых  ресурсов;

  • Повысить    эффективность    администрирования    расходов    в    системе обязательного социального страхования; [4; 169 с.]
  • Создать   условия   для   долговременного   баланса   доходов   и   расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевым направлением совершенствованием системы социального  страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.

Данные меры позволяют  обеспечивать тесную увязку страховых  взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.

Перспективными для  этого могли бы служить следующие  подходы:

 1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;[11; 421 с.]

3) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Тем самым  будут созданы предпосылки для  формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Позицию Минтруда РФ разделяют  специалисты Российского объединения  социальных технологий (РОСТ), которые  предлагают разработать и принять  федеральный закон об основах  социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков до уровня 140-150% прожиточного минимума;[11;421с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Прогноз  развития социального страхования  в ближайшие годы

По прогнозам исследователей и учёных-экономистов финансовый кризис, ставший такой актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу. Так, например, подписанный 25 ноября 2008 года Президентом России Д.А.Медведевым Закон "О бюджете Фонда социального страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусматривает в будущем году значительное повышение размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию. [14; 159 с.]

В данном законе установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на 2009 г., который составил 22464 руб., и максимальный размер пособия по беременности и родам, составивший 30468 руб. В 2008 году эти суммы составляли соответственно 20700 и 28080 руб.

Также с 01.01.2009г. законом установлена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент 1,085. Это касается размеров пособий по беременности и родам, выплачиваемых женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет [11].

Тем же законом увеличена сумма, из которой будет исчисляться размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 г. размер единовременной страховой выплаты установлен в сумме 56200 руб., в 2010 г. - 60100 руб., в 2011 г. - 64200 руб. Увеличен также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 г. - до 43230 руб., в 2010 г. - до 46260 руб., в 2011 г. - до 49410 р. [9]

Финансовый кризис не заставит государство сокращать расходы на исполнение социальных обязательств и в области пенсионного страхования. Для нынешних пенсионеров в 2011 году средняя пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума пенсионера (сейчас минимум равен 4,1 тысячи рублей), в 2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры примерно соответствуют пенсии, выплачивавшийся в советское время, которую многие считают "справедливой". Кризис не станет помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это должно произойти в 2010 году, когда вместо ЕСН по ставке 26% предприятия будут

ОТЧИСЛЯТЬ ОТ ГОДОВОЙ  зарплаты сотрудника страховые взносы в размере 34% до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тысяч рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тысячи рублей. Работникам, которые получает большую зарплату (а таких, по подсчетам Минздравсоцразвития, около 20%), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно.[16;52с.] 

Заключение

 

    В ходе курсовой  работы в соответствии с поставленной  целью и задачами, были сделаны  следующие выводы.

    Изложены теоретические  основы формирования и использования  финансовых ресурсов Фонда социального  страхования Российской Федерации, сущность, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Фонда социального страхования Российской Федерации, история создания в России, основные задачи и функции Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Проведен анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010-2012 года. Рассмотрены основные проблемы Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Исследование  показало, что действующая система  социального страхования до сих  пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. Причина этому то, что перевод экономики на рыночные отношения сопровождались негативными явлениями: спадом промышленности и сельскохозяйственного производства, инфляцией, снижением реальных доходов населения. За 90-е гг. объем промышленного производства упал более чем в 2 раза, объем ВВП сократился в 2 раза.

     В условиях  рыночной экономики тарифы отчислений  на социальное страхование должны  периодически пересматриваться по мере изменения расходов на воспроизводство трудовых ресурсов. Привлечение средств государственного бюджета для формирования фонда социального страхования должно носить разовый характер – в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных в общегосударственном масштабе или в рамках крупных отраслей и регионов.

    Средства Фонда  должны быть направлены на  основные цели: на выплату пособий  по больничным листам (по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%; финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся; частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей; выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся; финансирование исполнительной дирекции Фонда.

    Сложившаяся  система государственного социального  обеспечения в России не отвечает  современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования.

Информация о работе Формирование и использование ФСС