Формирование и развитие рынка ценных бумаг в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является поиск путей развития рынка ценных бумаг России на основе анализа современного состояния основных сегментов фондового рынка и выявления основных проблем. Для этого необходимо решить следующие задачи: провести исследование теоретических основ формирования и функционирования рынка ценных бумаг, в том числе: выявить причины формирования рынка и определить необходимость его функционирования; раскрыть сущность, функции, структуру и виды рынка; проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг; рассмотреть проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формирования и функционирования рынка
ценных бумаг 6
1.1Причины формирования рынка ценных бумаг и необходимость
его функционирования 6
1.2 Сущность, функции, структура и виды рынка ценных бумаг 8
1.3.Структурные элементы рынка ценных бумаг 13
1.4.Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15
2 Оценка современных тенденций развития фондового рынка России 24
2.1 Анализ современного состояния российского рынка акций 24
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России 31
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России 31
3.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг на 2012-2014 г.г. 34

Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование и развитие рынка ценных бумаг в современной России (1).docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

– страхование риска вложения в ценные бумаги (хеджирование). Данная функция стала возможной благодаря появлению новых видов ценных бумаг – производных ценных бумаг, которые используются в качестве механизма страхования от неблагоприятного колебания цен на ценные бумаги в будущем.

Рынки ценных бумаг можно  классифицировать по ряду критериев:

– по территориальному принципу (международные, национальные и региональные (территориальные) рынки);

– по видам ценных бумаг (рынок акций, облигаций, векселей и т.п.);

– по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок, опционный рынок и т.д.);

– по эмитентам (рынок корпоративных (негосударственных) ценных бумаг, рынок государственных ценных бумаг и т.п.);

– по срокам (рынок кратко – средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).

Смысл той или иной классификации  фондового рынка определяется ее практической значимостью.

Фондовый рынок имеет  следующую структуру:

1. субъекты (участники) рынка:

       1.1 эмитенты – государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

                 1.2 инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы – инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

                  1.3 профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская, расчетно-клиринговая, депозитарная, регистрационная деятельности, а также деятельность по управлению ценными бумагами).

2. виды рынка ценных  бумаг:

2.1 первичный и вторичный;

Первичный рынок – рынок  эмиссии ценных бумаг, на котором  осуществляется их начальное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами  или первая стадия процесса реализации ценной бумаги.

Эмиссия ценных бумаг –  установленная законом последовательность действий эмитента по размещению собственных  ценных бумаг.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие  информации для инвесторов, позволяющее  сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств.

Существует две формы  первичного рынка ценных бумаг:

– частное размещение, которое характеризуется продажей ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

– публичное предложение, то есть размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Вторичный рынок – это  рынок, на котором обращаются ранее  эмитированные на первичном рынке  ценные бумаги, то есть совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Обращение ценных бумаг –  заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности  на ценные бумаги.

       2.2 организованный и неорганизованный;

Организованный рынок – это  обращение ценных бумаг на основе устойчивых правил между профессиональными  посредниками (участниками рынка) по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок (уличный  рынок) – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для  всех участников рынка правил.

       2.3 биржевой  и внебиржевой;

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Биржевой рынок всегда является организованным, поскольку торговля ценными бумагами на нем ведется  строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые  тщательно отбираются.

Внебиржевой рынок – торговля ценными  бумагами, минуя фондовую биржу.

Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

       2.4 кассовый  и срочный.

Кассовый рынок (иностранное название: «кэш» – рынок, или «спот» – рынок) – это рынок с немедленным исполнением сделок по купле-продаже ценных бумаг (в течение 1–2 рабочих дней).

Срочный рынок – это рынок, на котором заключаются разнообразные  сделки по купле-продаже ценных бумаг  со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих  дня (чаще всего со сроком исполнения 3 месяца). При этом все условия  сделки оговариваются в момент заключения сделки (вид ценной бумаги, объем  покупаемых или продаваемых ценных бумаг, общая сумма сделки, срок и условия поставки ценных бумаг), а исполнение сделки происходит в определенный срок в будущем.

3. механизм регулирования  рынка ценных бумаг:

       3.1 органы государственного регулирования и надзора:

– высшие органы управления (Президент, правительство);

– министерства и ведомства (Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, другие);

– Центральный Банк РФ.

       3.2 саморегулирующиеся организации – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции.

4. инфраструктура рынка:

       4.1 правовая (законодательная, нормативная);

       4.2 информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д.),

       4.3 депозитарная и расчетно-клиринговая сеть;

       4.4 регистрационная сеть.

1.3 Структурные элементы рынка ценных бумаг

Роль и значение рынка ценных бумаг заключается в обеспечении  притока капиталов для развития производства, неинфляционном привлечении ресурсов в бюджет, обеспечении стабильности финансовой системы. Для государства и корпоративных структур рынок ценных бумаг выступает источником необходимых ресурсов, а для инвесторов - сферой приложения капиталов.

Успешное функционирование рынка  ценных бумаг, привлечение инвестиций (и их возврат) - важный индикатор  благоприятной инвестиционной атмосферы. Всё это положительным образом  сказывается на привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных. Формирование благоприятного инвестиционного климата особенно актуально на современном этапе экономического развития для преодоления инвестиционного кризиса и развития промышленного производства.

Инфраструктура играет важнейшую  роль в функционировании рынка ценных бумаг, способствуя заключению сделок с ценными бумагами и выполняя функции информационной поддержки  эмитентов, инвесторов и профессиональных посредников.

К инфраструктуре рынка ценных бумаг  относятся:

· организаторы торговли - биржи и торговые системы, организующие проведение регулярных торгов по ценным бумагам;

· системы расчётов и учёта прав на ценные бумаги - клиринговые системы, регистраторы и депозитарии, обеспечивающие расчёты по заключенным сделкам, учёт и перерегистрацию прав на ценные бумаги;

· посредники на рынке ценных бумаг - дилеры и брокеры, оказывающие инвесторам услуги по заключению сделок на рынке;

· информационно-аналитические системы  поддержки инвестиционных решений - информационные агентства, рейтинговые  агентства, базы данных, предоставляющие  инвесторам развёрнутую и полную информацию о состоянии эмитентов, экономической ситуации в стране, исполнении бюджетов.

По мере становления рынка ценных бумаг всё более насущной становится необходимость развития инфраструктуры, включающей торговые и расчётно-депозитные системы, обслуживающие торги по данным ценным бумагам.

Развитая инфраструктура, поддерживающая высоколиквидный и прозрачный рынок, предоставляющая возможности для  свободного и эффективного межрегионального перетока капиталов, необходима для будущего рынка ценных бумаг России. Стихийность процесса создания российского фондового рынка предопределила существование различных бирж, а также множественность депозитариев, использующих различные технологии в процессе хранения и учёта ценных бумаг.

1.4 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при  управлении крупными портфелями  акций промышленных предприятий;

- эмитента - при  выпуске государственных ценных  бумаг;

- профессионального  участника - при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора —  при написании законов и подзаконных  актов;

- верховного арбитра  в спорах между участниками  рынка - через систему судебных  органов.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные  и иные нормативные акты;

- государственные  органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных  требований ко всем участникам  рынка ценных бумаг;

- регистрации участников  рынка и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

- лицензирования  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности  и равной информированности всех  участников рынка;

- поддержания правопорядка  на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения  (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный  размер заработной платы и др.);

- государственные  капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную  собственность и ресурсы (государственные  предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных  органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская  и небанковская) модель рынка,  в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная  часть государственных предприятий  превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды,  произошло в огромных масштабах  первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость  и конкуренция российских властных  структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство  РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР принимает  решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Формирование и развитие рынка ценных бумаг в современной России