Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа
Сложившаяся на сегодняшний день демографическая ситуация в России достигла того предела, что не обратить внимание на данную проблему стало просто невозможно. С одной стороны, большим плюсом является то, что по инициативе президента правительство включило ее в круг «национальных приоритетных проектов», но с другой — подавляющее большинство населения воспринимают данный вопрос как нечто абстрактное, никак не затрагивающих их лично.
На основании вышесказанного, целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию мер демографической политики в Новосибирск0й области.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Особенности развития демографических процессов в современной России 5
1.2. Исторический опыт становления демографической политики в России 11
1.3. Реализация современной демографической политики Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Демографическая ситуация в Новосибирской области 19
2.2. Основные направления развития демографической политики в Новосибирской области 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СИБАГС)
Кафедра Государственного и муниципального управления
Курсовая работа
Дисциплина: «Система государственного и муниципального управления»
Тема: «Формирование и реализация муниципальной демографической политики (на примере Новосибирской области)»
Новосибирск 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Особенности развития демографических процессов в современной России 5
1.2. Исторический опыт становления демографической политики в России 11
1.3. Реализация современной демографической политики Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Демографическая ситуация в Новосибирской области 19
2.2. Основные направления развития демографической политики в Новосибирской области 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
В настоящее время население Российской Федерации сокращается быстрыми темпами, что представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности России в мировом сообществе. На 1 января 2011 г. численность населения России составила 142,9 млн. человек, сократившись за год на 48,3 тыс.человек. 1Все большую тревогу вызывает ситуация, отражённая в Национальной программе демографического развития России, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения.2
Данная ситуация показывает, что кроме объективных причин, существует ещё и ряд других, порождённых, прежде всего, недостаточным учетом демографических факторов социально-экономической стратегии государства, фактическим отсутствием чётких путей выхода из кризисного состояния, определённой системы оценки эффективности деятельности государственных органов, отвечающих за развитие демографической ситуации в стране. Ввиду, по-прежнему, высокой смертности, необходимо ориентироваться на формирование системы положительных установок населения, в частности, к профилактике сердечнососудистых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма, а в целом - пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо подчеркнуть, что демографическая политика муниципальных образований только начинает преобразовываться в отдельную ветвь демографической науки, приобретая свою силу многочисленности муниципальных образований малой величины. Активно развивается демографическое прогнозирование муниципальных образований, подвергаются тщательному изучению как естественные, так и механические демографические тенденции. Но особо острой проблемой выступает депопуляция местных структур в современной России.
Сложившаяся на сегодняшний
На основании вышесказанного, целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию мер демографической политики в Новосибирской области.
Для достижения цели, был решён ряд следующих задач:
Объектом изучения данной работы является демографическая политика, оказывающая непосредственное влияние на социально-экономические процессы организации населения.
Предметом – демографические процессы.
Работа базируется
на использовании общенаучных
В последнее
десятилетие демографические
Так, по данным Росстата буквально за 6 месяцев 2010 г. численность населения России уменьшилась на 52,3 тыс. человек или на 0,04% (в январе-июне 2009 г. сокращение числа россиян составляло 50,6 тыс. человек или 0,04%), а в 2011 году наблюдалось резкое снижение числа родившихся (в 56 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 76 субъектах). В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-сентябре 2010г. - 1,2 раза), в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,9 раза (Рис.1) . Наиболее заметное сокращение сложилось в Чукотском автономном округе (на 1,9%), Псковской и Магаданской областях (на 1,1%). На 0,8% уменьшилось число жителей в Смоленской, Новгородской, Тульской и Тамбовской областях, республиках Коми и Мордовия; на 0,7% - в Кировской, Сахалинской, Мурманской, Владимирской и Тверской областях; на 0,6%-0,5% - в Ивановской, Архангельской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Курганской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Карелия, и лишь в 27 субъектах Российской Федерации наблюдался незначительный рост числа жителей.3
Рис.1. Динамика численности родившихся и умерших за период 2010-2011 гг.
Данные показатели обусловлены тем, что из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 %) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.4
Одной из главных проблем демографического развития России остаётся злоупотребление алкоголем. От причин непосредственно связанных с алкоголем (алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии) в 2009 г. умерло 50,5 тыс. мужчин и 18,1 тыс.женщин.5
На рождаемость же отрицательно влияют такие факторы: как низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Согласно международным критериям население России уже считается старым, так как доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.
Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин, которые в структуре населения составляют более двух третей (68,7%).6
Суммарный коэффициент рождаемости в 2009 г. составил 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. В Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 – 3,4). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской области (менее 1,2).
В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,1% в 2009 году).7 На авторский взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что ввиду трансформации брачно-семейных отношений, происходит рост экономической независимости женщин, поэтому, как правило, женщина предпочитает автономность и независимость, а не воспитание детей. Как сказал, историк-исследователь детства Ф. Арьес «Общество перестаёт быть детоцентристским. Это значит, что ребёнок... утрачивает свою запоздалую и, может быть, чрезмерную монополию и занимает менее привилегированное место».
Снижение и рост числа рождений достаточно последовательно повторяют изменения числа заключенных браков, происходящих на фоне сохранения довольно низкого удельного веса родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Снижение рождаемости 1990-х годов происходило одновременно со значительным снижением брачности . Достигнув в 1998 году минимального значения – 5,8 заключенных брака на 1000 человек постоянного населения (849 тысяч), - общий коэффициент брачности поднялся до 7,6‰ , в 2003 году (1092 тысячи). В 2004 и 2005 годах число зарегистрированных браков и общий коэффициент брачности снижались, а в 2006-2007 годах рост брачности возобновился. За 2007 год было зарегистрировано наибольшее число браков, начиная с 1992 года - 1263 тысячи, или 8,9 на 1000 человек постоянного населения. За 2008 год было заключено на 83 тысячи браков меньше (8,3‰), а в 2009 году вновь отмечался рост брачности – до 8,5‰ (зарегистрировано свыше 1199 тысяч браков). Судя по данным за январь-июнь 2010 года, брачность вновь немного снизилась. По итогам января-июня 2010 года общий коэффициент брачности составил – в пересчете на год - 6,6‰ против 6,7‰ за тот же период предшествующего года (зарегистрировано 463,2 тысячи новых браков против 473,9 тысячи в январе-июне 2009 года).8
Говоря о миграционных процессах регионов страны, доминирующим компонентом являются внутренние миграции населения, оказывающие наибольшее влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций. По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.
Так, в отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.9 (Рис.2)
Рис.2. Внутрироссийская миграция за период 1998-2009 гг.
Внешняя же миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.10 (Рис.3)
Рис.3 Международная миграция за период 2000-2009 гг.
На основании приведённой статистики, можно сделать вывод, что демографическая проблема в России на самом деле существует. По предварительным итогам переписи, как говорилось выше, 2010 года в России проживает 142,9 млн человек. Это всего лишь 2% населения Земли, притом, что территория нашей страны занимает 11,5% суши. С 2002-го, несложным математическим путём автор определил, что, количество россиян сократилось на 3 млн человек. И, по прогнозам ООН, к 2050 году окажемся на 17-й строчке. Происходящее шокирует: за последние 10 лет 13,3 тыс. деревень и 298 городов нашей страны просто перестали существовать. При этом она стала лидером среди европейских государств по числу подростковых самоубийств.11 Что не так с Россией и ее населением и что надо сделать, чтобы переломить пугающую тенденцию?
Ни для кого не секрет, что ухудшаются социальные и экономические условия жизни населения, постоянный стресс и агрессивная внешняя среда привели к тому, что к общепринятым факторам, приводящим к понижению демографических показателей России, прибавились еще и ложные нравственные установки у населения репродуктивного возраста, регресс в области здравоохранения, огромное количество беспризорных и постоянного мигрирующих, то ли в поисках лучшей жизни, то ли избегая городской суеты, жителей страны.
Россия обладает огромным опытом в отношении становления и развития демографической политики. Так, в 1941-45 годах правительство страны столкнулись с проблемой безвозвратных потерь населения в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Напрямую столкнувшись с такими масштабными потерями, руководству необходимо было, в срочном порядке, принять меры для проведения «спасательной» демографической политики, направленной на преодоление последствий войны. Вскоре необходимый документ был действительно разработан Президиумом Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года и опубликован еще до окончания войны, где особенными чертами указа явилось: поощрение семей, имеющих пять и более детей, а также поддержка семей, имеющих три-четыре ребёнка.
В соответствии с Постановлением труд матери оценивался как материально, в виде ежемесячных пособий, увеличивающихся с рождением каждого последующего ребёнка, начиная с четвёртого, так и морально, учреждением почетного звания и одноименного ордена "Мать-героиня". Причём этих наград удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет).12