Формирование и реализация муниципальной демографической политики (на примере Новосибирской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся на сегодняшний день демографическая ситуация в России достигла того предела, что не обратить внимание на данную проблему стало просто невозможно. С одной стороны, большим плюсом является то, что по инициативе президента правительство включило ее в круг «национальных приоритетных проектов», но с другой — подавляющее большинство населения воспринимают данный вопрос как нечто абстрактное, никак не затрагивающих их лично.
На основании вышесказанного, целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию мер демографической политики в Новосибирск0й области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Особенности развития демографических процессов в современной России 5
1.2. Исторический опыт становления демографической политики в России 11
1.3. Реализация современной демографической политики Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 19
2.1. Демографическая ситуация в Новосибирской области 19
2.2. Основные направления развития демографической политики в Новосибирской области 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 91.03 Кб (Скачать файл)

Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного  налога. При рождении третьего ребенка  выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов  составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.13

Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись  достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины  и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.14

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.15

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах  население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов  уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всего, благодаря  очень заметному уменьшению детской  смертности. В течение 50-х годов  смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной  величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим  заметным феноменом 50-х годов в  нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).16

Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось  на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.17

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием  ХХ века для страны. Во всяком случае, можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.

Этот  исторический опыт показывает, что  преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.

    1. Реализация  современной демографической политики 
      Российской Федерации

 

На сегодняшний день можно  с уверенностью заявить, что демографическая политика Российской Федерации взяла прямой курс  на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Подтверждением тому Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г., была разработана долгосрочная Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Ввиду масштабности запланированных программ данный документ был разделён на 4 этапа, один из которых завершился в 2010 году. В феврале 2011 года в силу вступил второй этап реализации запланированных программ Концепции, осуществить которые необходимо до 2015 г. (II-й этап рассчитан на 2011-2015гг.). "Всего в рамках выполнения мероприятий плана в 2011-2015 годах на улучшение демографической ситуации с учетом финансирования через систему ОМС и из бюджетов субъектов страны планируется направить 1,617 триллиона рублей", - говорится в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте кабинета министров.


     Итак, система была приведена в действие, а результат?! Результат безусловно есть. Основная цель первого этапа заключалась в создании условий, позволяющих уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению к началу 2011 г. позитивных тенденций. Конечно, для того, чтобы преступить ко второму этапу, необходимо оценить политику проводимых на первом этапе мероприятий.  Полученные результаты таковы:

  • За 2007—2010 гг. общий коэффициент рождаемости вырос на 21,2% — с 10,4 на 1000 населения в 2006 г. до 12,6 в 2010 г.;
  • Общий коэффициент смертности снизился на 5,9% — с 15,2 на 1000 населения в 2006 г. до 14,3 в 2010 г.;
  • Коэффициент младенческой смертности уменьшился на 26,5% — с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 г. до 7,5 в 2010 г.;
  • Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за 2007—2010 гг. на 2,38 года, в т.ч. мужчин — на 2,66 года, женщин — на 1,64 года и составляет в целом по населению 68,98 года, в т.ч. мужчин — 63,03 года, женщин — 74,87 года.18

А также  были введены пособия неработающим женщинам, женам военнослужащих по призыву. Установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Важным было решение о ежегодной индексации пособий. Законодательством РФ введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Увеличена стоимость родового сертификата. В 2010 г. введены в эксплуатацию 12 перинатальных центров. Большое воздействие на стимулирование роста рождаемости оказало решение о предоставлении женщине, родившей второго и последующего ребенка, материнского (семейного) капитала. По состоянию на 1.01.2011 г. Пенсионный фонд выдал 2 611 232 сертификата.19

Приведённые Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации показатели демонстрируют отличный рост демографических показателей  в целом, но почему-то умолкают, о многочисленных демографических проблемах именно регионов! О том, что демографический потенциал центра России, в особенности его сельских районов, в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения, в значительной мере подорван, о том, что необходимо принять серьезные меры по предотвращению сердечно-сосудистых заболеваний и улучшению здоровья населения. Во-первых, необходимо снизить цены на лекарства. Во-вторых, ввести льготы на медобслуживание для людей, страдающих болезнями сердца. В-третьих, нужно повышать оперативность и качество работы службы скорой помощи. Ну и, конечно, пропагандировать здоровый образ жизни. Пока отношение к здоровью в России не поменяется, смертность будет только увеличиваться. Помимо этого надо помогать молодым семьям и создавать все условия для рождения и воспитания детей. Радует одно - организационная и финансовая база для наращивания дальнейших усилий по поддержке демографической политики в стране налажена.

В 2011 г. начинается второй этап реализации демографической  программы, который предусматривает осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации.

Так, за основу были взяты задачи, решения которых в значительной степени относится к задачам социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры и др.:

    • задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста (улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов и др.);
    • задачи по укреплению здоровья населения (распространение информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями и т.д.);
    • задачи по сокращению уровня материнской и младенческой смертности  (развитие семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам);
    • задачи по повышению уровня рождаемости (дополнительная поддержка неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг);
    • задачи по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;
    • задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития.20

          Одним из приоритетных направлений данной Концепции явились задачи, связанные с сохранением репродуктивного здоровья и противодействие абортам. Важной составной частью этого направления демографической политики является предупреждение бесплодия и его лечение, развитие репродуктивных технологий, позволяющих бесплодным супругам реализовать свою репродуктивную функцию. Актуально также, на авторский взгляд, приведения законодательства по абортам в соответствие с нормативными актами цивилизованных стран (невозможность госфинансирования прерывания беременности, право врача на отказ от аборта, ответственность за массовую рекламу абортов, за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за принуждение женщин к аборту без медицинских противопоказаний и вообще за инициативу врача в этом вопросе, за предоставление женщине материалов для самостоятельного проведения аборта, обязательные психологические консультации перед абортом с установкой на сохранение плода и т.п.)

        Также необходимо большее внимание уделить политике, направленной на повышение рождаемости и укрепление семьи, подготовка детей и подростков к семейной жизни. Она должна быть направлена как на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни, так и на привитие навыков межличностного общения (в т.ч. будущего супружеского), выработку норм поведения в различных ситуациях добрачной и семейной жизни, предупреждение раннего начала половой жизни, обучение различным видам домашнего труда. На формирование ценности семьи с несколькими детьми, желательного (с точки зрения развития страны) типа демографического поведения населения должна быть направлена информационно-пропагандистская и идеологическая работа. 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Демографическая ситуация в Новосибирской области

Демографическая ситуация в Новосибирской области  в отличие от российской действительности не может не радовать, ведь рождаемость продолжает повышаться и уже превысила смертность. Об этом красноречиво гласит статистика, предоставленная пресс-службой губернатора: за сентябрь этого года родилось 3088 детей – на 110 больше, чем за аналогичный период минувшего года. 21

В одном только Новосибирске было зарегистрировано 1829 актов о рождении малышей, что опять-таки выше показателей за сентябрь 2010 года . К счастью, такая положительная тенденция наблюдается во всей Новосибирской области, - об этом сообщила  Людмила Дядченко, начальник управления по делам ЗАГС. Причём большинство рождённых малышей – первенцы. Просматривается положительная динамика и в рождении вторых и третьих ребятишек в семьях. В 2010 году количество вторых детей на 976 больше, чем в 2009 году. Третьими в 2009 году появились 2 834 ребенка, а в 2010 — уже 2 980.22

Впервые за последние 20 лет достигнут  естественный прирост населения  в целом ряде территорий: в Новосибирске (на 1387 человек), в Новосибирском районе (на 168 человек), в Бердске (на 114 человек), в Баганском районе (на 17 человек) и в городе Обь (на 14 человек). Да, конечно, не будем скрывать, что данная тенденция обеспечивается в большинстве случаев исключительно за счёт миграционных процессов. Так, в  2009 году численность населения СФО увеличилась за счет мигрантов почти на 14,5 тыс. человек, а в 2010-м приезжих впервые было на 5 тыс. человек меньше, чем уезжающих. Чуть больше половины мигрантов, как среди прибывших, так и среди выбывших составляют женщины, в миграционном приросте их доля составила 51%.

Специалисты оценивают эту тенденцию  как долгосрочную, говоря о неизбежной депопуляциии, дефиците трудовых ресурсов и связанном с этим падением уровня жизни.  
          Тем не менее, Новосибирск остается привлекательным для жителей других сибирских регионов. "Новосибирск для Сибири играет ту же самую роль, что и Москва для всей страны, поэтому он притягивает к себе население, - уверен доктор исторических наук, завсектором историко-демографических исследований Института истории СО РАН Владимир Исупов. - По сути, он грабит окружающую территорию". И в Новосибирскстате подтверждают, что почти треть всех мигрантов в НСО - с Алтая, пятая часть - кемеровчане, по 10% - жители Приангарья и Красноярского края. Оставшаяся часть - выходцы из стран ближнего зарубежья и с Дальнего Востока.

Информация о работе Формирование и реализация муниципальной демографической политики (на примере Новосибирской области)