Формирование эффективной службы сбыта (маркетинга) на предприятии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции.

Содержание работы

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6-7 стр.
1 Служба сбыта на предприятии: состав, структура и принципы ее формирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8 стр.
1.1 Организация службы сбыта на предприятии и ее функции - - - - - 8-17 стр.
1.2 Организация службы маркетинга на предприятии - - - - - - - - - - 18-21 стр.
2 Организация службы сбыта на ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22 стр.
2.1 Краткая характеристика предприятия - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22-25 стр.
2.2 Каналы сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - - - 26 стр.
2.3 Служба сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - 27-29 стр.
Рекомендательный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30-31 стр.
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 32 стр.
Список использованных источников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33-34 стр.

Файлы: 1 файл

Служба сбыта на предприятии состав структура и принципы формирования.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФГОУ ВПО «Ьурятская государственная

Сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме

Формирование эффективной службы сбыта (маркетинга) на предприятии.

 

 

Проверила: М. М. Николаева

Выполнил: М. М. Власов

Студент группы: 31-104

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 

2012

 

Содержание

 

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6-7 стр.

1 Служба сбыта на  предприятии: состав, структура и  принципы ее формирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8 стр.

1.1 Организация службы  сбыта на предприятии и ее  функции - - - - - 8-17 стр.

1.2 Организация службы маркетинга на предприятии - - - - - - - - - - 18-21 стр.

2 Организация службы  сбыта на ОАО «Ликероводочный  завод «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22 стр.

2.1 Краткая характеристика  предприятия - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22-25 стр.

2.2 Каналы сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - - - 26 стр.

2.3 Служба сбыта на ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» - - - - - - - - - - - - - 27-29 стр.

Рекомендательный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30-31 стр.

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 32 стр.

Список использованных источников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33-34 стр.

 

Введение

 

Промышленные предприятия  не только производят продукцию в  нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи. [5. с.275]

Для лучшего восприятия запросов рынка, усиления обратных связей с потребителями необходима внутренняя перестройка самого предприятия. Она предполагает появление новых функций и видов деятельности, изменение организационной структуры, ассортимента продукции и услуг, хозяйственных связей. Ведущим направлением организационных изменений на предприятиях стало создание подразделений, занятых продвижением продукции на рынок. В том числе формирование коммерческих отделов, отделов маркетинга, отделов внешних экономических связей; организации торговых домов и т.п. В последнее время усиление роли отделов сбыта в организационной иерархии предприятия приобрело массовый характер. Особенно этот процесс затронул отделы снабжения, занимавшие в плановой экономике главенствующее положение. Отделы сбыта в большинстве случаев растут, становится источниками достаточно ценной информации о клиентах, объемах реализации продукции; их влияние на производственные, плановые подразделения постоянно увеличивается. Однако что касается усиления влияния сбытового звена на согласованное принятие решений в других подразделениях, то оно происходит значительно медленнее, чем структурные изменения.

При построении организационной  структуры службы сбыта необходимо учитывать, во-первых, требования стратегии  развития фирмы; во-вторых, реальные требования: специфику рынков, товаров (услуг) и потребителей, с которыми работает или планирует работать данная фирма. При этом текущие требования рынка и его высокая динамика вынуждают любую эффективно работающую фирму менять структуру сбыта достаточно часто, поскольку ее отставание от требований рынка быстро приводит к падению о6ъемов и прибыльности продаж, потери клиентуры и т.д. Постоянный учет требований стратегического развития фирмы заставляет формировать структуру сбыта с известным опережением, то есть отдельные элементы данной структуры должны быть сформированы и начать работать задолго до того, как на рынке в полной мере появятся факторы, явления и т.д., учитываемые при разработке стратегии.[1. с.67 – 72]

 

1. Служба сбыта на предприятии: состав, структура и принципы ее формирования

 

    1. Организация службы сбыта на предприятии и ее функции

 

Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления  всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом. Поэтому на многих предприятиях служба сбыта является составляющей частью службы маркетинга, либо наоборот. Но в российской практике, чаще всего две эти службы не зависят друг от друга, что не приносит пользы предприятию вцелом.

Структура службы сбыта  на предприятиях должна соответствовать стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.

Структура службы сбыта  включает как управленческие, так  и производственные подразделения.

К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта. Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.

К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.

Различают централизованную и децентрализованную службу сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководителю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбыта обособлен от складов готовой продукции (рис. 1).

 

Рисунок 1. – Централизованная (а) и децентрализованная (б, в) формы отдела сбыта

 

Для каждого конкретного предприятия  важно определить границы рациональной централизации сбытовой деятельности, установить четкое взаимоотношение службы сбыта со всеми подразделениями (службами, отделами) предприятия, устранить дублирование функций, четко разграничить обязанности внутри самой службы сбыта [5. с. 278 – 280].

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству разновидностей схем организационных структур служб сбыта:

  • функциональная;
  • товарная;
  • территориальная;
  • рыночная:
  • клиентская;
  • содержательная;
  • смешанная, или матричная.

К основным относят территориальную, товарную и клиентскую структуру

1. Функциональная структура. Основа – подразделения службы сбыта, формируемые по принципу ответственности за выполнение определенных сбытовых функций. На рисунке 2 представлено наиболее распространенное организационное построение службы сбыта, в структуру которого входят склады готовой продукции. На предприятиях с многономенклатурным производством целесообразно организационного обособить отделы сбыта от складского хозяйства, выполняющего производственные функции.

Рисунок 2 – Организационная структура отдела (службы) сбыта со складами готовой продукции

 

На рисунках 3 – 4 показано построение службы сбыта на предприятии, если упаковка и отгрузка готовой  продукции осуществляются на участках, подчиняющихся службе сбыта функционально.

На предприятиях с  индивидуальным и мелкосерийным характером производства могут создаваться финансово-сбытовые отделы.

 

Рисунок 3 – Организационная структура отдела (службы) сбыта с функциональным подчинением цеха (участка) упаковки и отгрузки

Рисунок 4 – Организационная  структура отдела (службы) сбыта с функциональным подчинением производственных цехов и складов (участков) готовой продукции

 

2. Товарная  структура. Могут быть использованы разные варианты структуры. Основа – подразделения службы сбыта, формируемые по принципу работы и ответственности за сбыт, определенных групп, видов продукции (продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления; продовольственные и непродовольственные товары; черные металлы, пиломатериалы, строительные материалы и т.д.) или товарных марок.

К преимуществам данной структуры относят: возможность  существенного улучшения ассортиментной политики, возможность гибкости формирования ассортимента к нуждам региона и клиентуры, более эффективная товарно-кредитная политика, существенное улучшение взаимодействия сбыта с производством, более качественный подбор торговых посредников, хороший сбыт как результат хорошего знания продукта, увеличение прибыли за счет внимания к качеству товара, а не его цене, более полное удовлетворение запросов клиентов по каждой группе продукции, лучшая обратная связь с потребителем.

Недостатки: более высокая  стоимость обучения персонала, снижение объема заказов, более высокие цены, раздражение клиентов из-за необходимости работы с разными подразделениями по разным товарам, административные проблемы (рис. 5).

 

Рисунок 5 – Сбытовой аппарат, организованный на основе товарных групп

 

3. Территориальная  структура. Основа – подразделения службы сбыта, формируемые по принципу работы и ответственности за сбыт на определенной территории. Она основывается на предположении, что удобство в обслуживании и низкие цены перевешивают недостатки, например, не очень высокое качество обслуживания клиентов или же отсутствие инициативы в сбыте ряда наименований продукции (рис.6).

Преимущества: традиционная структура, простота обслуживания, эффективная для России, близость к клиентам, низкие транспортные расходы, позволяет оценить потенциал рынка, хорошие возможности подбора торговых посредников, могут быть эффективно учтены особенности регионов, возможности установления эффективных связей с региональными органами управления.

Рисунок 6 – Тип региональной организации сбытового аппарата

 

Неприемлема, когда накапливаются  запасы, продукция становится технически сложной и торговый персонал не в состоянии понимать все ее характеристики и преимущества, часть клиентов начинает требовать таких услуг, которые территориальный сбыт, не может удовлетворить, качество отраслевой информации становится слишком низким, что ведет к пробелам знаний: работников и др.

4. Рыночная  структура. Основа - подразделения службы сбыта, формируемые по принципу работы и ответственности за сбыт на определенных рынках (сегментах рынка).

Преимущества: улучшает ориентацию клиента, что способствует успешному сбыту, усиливает лояльность клиентов, обеспечивает лучший тип информации от клиентов.

Недостатки: очень высокие  издержки, особенно на обучение, увеличение расходов рыночной поддержки, в том  числе на поощрения, бесплатные услуги, уязвимость сбытовых подразделений в смысле дефектов продукции, необходимость отличного знания товара, чтобы успешно продавать его в каждом сегменте рынка.

5. Клиентская  структура. Иначе ее называют структурой по масштабности счета клиентуры. Основа - подразделения службы сбыта, формируемые по принципу работы и ответственности за сбыт определенным группам клиентов. Все клиенты могут быть подразделены, например, на следующие группы: особо важные клиенты, бизнес-партнеры, массовые клиенты.

Преимущества данной структуры: возможность гибкого приспособления товаров и услуг к требованиям клиентуры, уделяется максимальное внимание отдельным важным клиентам, дается возможность всем структурам предприятия учитывать важность клиента, обеспечивается точная информация о клиенте, что дает возможность прогнозирования и учета перспективного развития клиентов, более эффективная работа с дебиторской задолженностью, облегчается принятие решений по обслуживанию небольших счетов.

Недостатки: излишне возрастает роль менеджеров, возникает опасность увода крупных клиентов за собой при уходе с предприятия, игнорируются маленькие счета, но с высоким потенциалом, чрезмерная ориентация на небольшое количество очень крупных заказов, крайне высокие расходы на получение информации о клиентах, возможность демотивации персонала по отношению к менее привлекательным клиентам, очень высокая стоимость обслуживания, например, особо важных клиентов (рис.7).

Рисунок 7 – Сытовой аппарат, организованный на основе категорий потребителей

 

6. Содержательная структура, или иначе - специализация по этапам процесса продажи. Основа - подразделения службы сбыта, формируемые по принципу работы и ответственности за выполнение определенного этапа сбыта (продажи) определенным группам клиентов. Более эффективно разбивать весь процесс сбыта по содержанию на следующие этапы: поиск информации о клиентах и составление списков для первичных контактов; оформление необходимых документов; проведение демонстрации товаров.

Преимущества: каждый этап работы с клиентом выполняется более профессионально; для выполнения некоторых операций можно использовать менее квалифицированный или временный персонал; повышается скорость работы с клиентами.

Недостатки: дополнительные затраты на персонал; сложно определить объективные критерии завершения этапа и соответственно оплаты результатов; исполнители, занятые на первых этапах, могут быть не ориентированы на достижение результатов всего процесса продажи; необходимость координации работы группы сотрудников.

7. Смешанная, или матричная структура. Комбинирование двух, а иногда и более принципов построения структур сбыта. Например, служба сбыта формируется с использованием территориального и товарного принципа [1].

Информация о работе Формирование эффективной службы сбыта (маркетинга) на предприятии.