Формирование модели социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь).

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования является система социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Пенсионное обеспечение  – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым  рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области  пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров  через создание стабильной, финансово  устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей  реформирования пенсионной системы  является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:

  • проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  • развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
  • совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  • обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни  населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации  системы социального страхования  необходимо решить две важнейшие  задачи:

  • обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников;
  • добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Основными задачами в  области социальной защиты населения  являются обеспечение государственной  поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

В ближайший период в  республике предусматривается завершить  реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создание единой информационной системы социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Комплексное практическое задание

Макроэкономический анализ и прогноз  функционирования национальной экономики

2.1. Система  национальных счетов. Расчет основных   макроэкономических показателей  по системе национальных счетов

 

Основные показатели функционирования национальной экономики (млрд. руб.)

Показатели

Значение 

1. Реализация товаров  и услуг (промежуточных и конечных) в стране                                                                      

8475

2. Экспорт товаров  и услуг                                                                                                    

960

3. Изменение запасов  товарно-материальных ценностей                       

920

4. Материальные затраты  при производстве товаров и услуг                

5125

5. Импорт (затраты на  импорт товаров и услуг)                                      

2000

6. Амортизация основных  средств                                                          

810

7. Заработная плата,  выплаченная при производстве товаров и услуг  

1090

8. Отчисления на социальное  страхование                                               

400

9. Прочие отчисления                                                                                  

80

10. Косвенные налоги                                                                                  

290

11. Прямые налоги                                                                                       

510

12. Доход от предпринимательской  деятельности и имущества (часть прибыли)                                                                                                                                  

560

13. Субсидии                                                                                                

410

14. Социальные выплаты                                                                            

270

15. Потребление (расходы  на потребительские товары и  услуги домохозяйствами)                                                                                        

1240

16. Вложения в реальный  капитал в экономике                                       

1210

17. Изменение объема  задолженности                                                      

-100

18. Изменение объема  кредитования                                                         

80


 

 

На основании исходных данных рассчитаем и заполним систему  национальных счетов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет 1. Счет производства товаров и услуг

 

Дебет

Кредит 

Материальные затраты  при производстве товаров и услуг

5125

8475

Реализация товаров  и услуг в стране

Импорт (затраты на импорт товаров и услуг)

2000

960

Экспорт товаров и  услуг                                                                        

Добавленная стоимость

3230

920

Изменение запасов товарно-материальных ценностей

 

10355

10355

 

 

Счет 2. Счет образования  национального дохода

 

Дебет

Кредит 

Амортизация основных средств 

810

3230

Добавленная стоимость

Косвенные налоги

290

410

Субсидии

Национальный доход

2540

   
 

3780

3640

 

 

Счет 3. Счет распределения  национального дохода

 

Дебет

Кредит 

Заработная плата, выплаченная  при производстве товаров и услуг

1090

2540

Национальный доход

Доход от предпринимательской  деятельности и имущества (часть  прибыли)

560

   

Нераспределенная прибыль

890

   
 

2540

2540

 

 

Счет 4. Счет перераспределения  национального дохода

 

Дебет

Кредит 

Прямые налоги

510

2540

Национальный доход

Отчисления на социальное страхование                                               

400

270

Социальные выплаты                                                                            

Прочие отчисления                                                                                  

80

   

Располагаемый доход

1820

   
 

2810

2810

 

 

Счет 5. Счет использования  национального дохода

 

Дебет

Кредит 

Потребление (расходы  на потребительские товары и услуги домохозяйствами)

1240

1820

Располагаемый доход

Сбережения

580

   
 

1820

1820

 

 

Счет 6. Счет изменения  имущества

 

Дебет

Кредит 

Вложения в реальный капитал в экономике 

1210

580

Сбережения

Финансовое сальдо

180

810

Амортизация основных средств                                                          

 

1390

1390

 

 

Счет 7. Счет кредитования

 

Дебет

Кредит 

Изменение объема кредитования                                                        

80

180

Финансовое сальдо

Статистическая погрешность

0

-100

Изменение объема задолженности

 

280

280

 

 

 

На основании исходных данных рассчитаем основные макроэкономические показатели:

 

Валовый национальный продукт

Валовый национальный продукт = добавленная стоимость = 3230

 

 

Чистый национальный продукт

Чистый национальный продукт = валовый национальный продукт        – амортизация основных средств = 3230 – 810 = 2420

Национальный  доход

Национальный доход = чистый национальный продукт – косвенные налоги + субсидии = 2420 – 290 + 410 = 2540

 

Личный доход

Личный доход = национальный доход – отчисления на социальное страхование – прямые налоги –  прочие отчисления + социальные выплаты                                                                             = 2540 – 400 – 510 – 80 + 270 = 1820

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  и прогноз изменений в экономике                                                           с использованием модели AD/AS

Проведем анализ для 13 временных интервалов, в каждом из которых совокупный спрос увеличивается с шагом 300 млрд. руб. Данные базового периода основываются на следующих данных:

1. Параметры начального  совокупного спроса (AD):

YAD=a–b×P, где a = 1080, b = 5,8;

2. Параметры начального  совокупного предложения (AS):

- уровень цен кейнсианского  отрезка AS: PAS=135 млрд. руб.,

- потенциальный объем национального производства (классический отрезок AS): YAS=2335 млрд. руб.

- промежуточный отрезок AS: YAS=m+n×P, где m = -169, n = 8.

Построим график совокупного предложения AS. Для построения графика совокупного предложения AS необходимо найти координаты пересечения кейнсианского и промежуточного отрезков AS, промежуточного и классического отрезков AS.

Кейнсианский отрезок:  YAS=PAS=135, классический отрезок:  YAS=2335.

Для построения промежуточного отрезка необходимо найти координаты пересечения с кейнсианским отрезком и классическим отрезком:

YAS=m+n×P

YAS=-169+8×135=911, (911;135)

-169+8×P=2335 P= (2335+169)/8=313, (2335; 313).

График совокупного  спроса AD для базового периода строится на основании исходных данных. Определим равновесный уровень цен (Р) и равновесный объем национального производства (Y), а также равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства для каждого из последующих увеличений совокупного спроса:

а) если равновесие устанавливается  на кейнсианском отрезке AS, то объем  национального производства:

YAD=a-b×PAS, где PAS =135,

YAD1=1080-5, 8×135=297;

YAD2=1380-5, 8×135=597;

YAD3=1680-5, 8×135=897;

б) если равновесие устанавливается на промежуточном отрезке AS, то:

YAD=YAS, a-b×P = m+n×P

YAD4=1980-5,8Р=-169+8Р, Р4≈146, 2;

YAD5=2280-5,8Р=-169+8Р, Р5≈167, 0;

YAD6=2580-5,8Р=-169+8Р, Р6≈187, 9;

YAD7=2880-5,8Р=-169+8Р, Р7≈208, 7;

YAD8=3180-5,8Р=-169+8Р, Р8≈229, 5;

YAD9=3480-5,8Р=-169+8Р, P9≈250, 3;

YAD10=3780-5,8Р=-169+8Р, Р10≈271, 1;

в) если равновесие устанавливается  на классическом отрезке AS, то:

YAD =YAS, YAD=a-b×P,

Информация о работе Формирование модели социальной политики государства