Формирование модели социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования модели социальной политики. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства.

2. Определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики.

3. Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь).

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования является система социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

 

Ti=Ti-1•1,4

T1=140

T2=196

T3=274

T4=384

T5=538


Графа 4: Gi=Gi-1•1,4

Графа 3: I=260

Графа 6: E=Y, Y=a+b•(Y-T)+I+G илиY=a/(1-b)+I/(1-b)+G/(1-b)-b•T/(1-b)

Графа 2: C=a+b•(Y-T)

Графа 5: E=C+I+G

a=104

b=0,71


Влияние одновременного изменения государственных расходов и налогов на уровень равновесного национального дохода отражено на рис.3.5 (крест Кейнса при одновременном изменении государственных расходов и налогов).

 

 



 


 

 

Таким образом,  при одновременном увеличении государственных расходов и налогов на 40 % относительно предыдущего периода, получаем следующие изменения в национальном доходе:

При налогах 140 млрд. руб. и государственных расходах 140 млрд. руб.  национальный доход равен 1395 млрд. руб.

При налогах 196 млрд. руб. и государственных расходах 196 млрд. руб.  национальный доход равен 1451 млрд. руб. (увеличение составило 4,0 %).

При налогах 274 млрд. руб. и государственных расходах 274 млрд. руб. национальный доход равен 1530 млрд. руб. (увеличение составило 5,5 %).

При налогах 384 млрд. руб. и государственных расходах 384 млрд. руб. национальный доход равен 1639 млрд. руб. (увеличение составило 7,1 %).

При налогах 538 млрд. руб. и государственных расходах 538 млрд. руб. национальный доход равен 1793 млрд. руб. (увеличение составило 9,4 %).

 

Теперь рассмотрим механизм работы сбалансированного государственного бюджета. Для этого на основании  данных табл. 3.5 и 3.3 строим крест Кейнса, на котором покажем три графика расходов Е.

 

 

 


 

 


 

Таким образом, на основании рис. 3.6 можно сделать вывод о том, что механизм работы сбалансированного государственного бюджета действует следующим образом: увеличение государственных расходов компенсируется увеличением налоговых платежей.

Далее в рамках кейнсианской модели рассмотрим мультипликационные эффекты, т.е. как возрастет равновесный национальный доход при увеличении автономного спроса на единицу. Для этого составим следующую таблицу:

Таблица 3.6

Моделирование инвестиционного  мультипликатора 

 

Номер шага

Изменение потреби-тельских расходов ∆C, млрд. руб.

Изменение инвести-ционных  расходов ∆I, млрд. руб.

Изменение национального  дохода ∆Y, млрд. руб.

Изменение сбережений ∆S,

млрд. руб.

Накопленный прирост  национального дохода ∆Y, млрд. руб.

1

2

3

4

5

6

1

-

520,0

520,0

150,8

520,0

2

369,2

--

369,2

107,1

889,2

3

262,1

--

262,1

31,0

1151,3

4

186,1

--

186,1

9,0

1337,4

5

132,1

--

132,1

2,6

1469,6

6

93,8

--

93,8

0,8

1563,4

7

66,6

--

66,6

0,2

1630,0


 

Для первого шага:

гр.3: ∆I1 = I•2;

гр.4: ∆Y1 = ∆I1;

гр.5: ∆S1 = ∆Y1∙ (1-b);

гр.6: ∆Y∑1 = ∆Y1.

Для последующих шагов:

гр.2: ∆Ci = ∆Yi-1∙b;

гр.4: ∆Yi = ∆Ci;

гр.5: ∆Si = ∆Yi∙(1-b);

гр.6: ∆Y∑I = ∆Y∑i-1+∆Yi.

a=104

b=0,71


Мультипликатор инвестиций = ∆Y7 / ∆Y1 = 1630,0 / 520,0 = 3,1

Инвестиционный мультипликатор показывает, что увеличение инвестиционных расходов в каждом шаге на 520 млрд. руб.  вызывает рост национального дохода с 520 млрд. руб. (на первом шаге) до 1630 млрд. руб. (на последнем шаге), т.е. происходит увеличение прироста национального дохода в 3,1 раза. Причем прирост национального дохода постепенно уменьшается, что обусловлено постепенным достижением полной занятости в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях – обо всех этих процессах в переходной экономике.

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым  условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики Беларуси и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;
  • оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Под редакцией Э.А. Лутохиной. – Мн. 2005.
    2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период  до 2010г.//Белорусский экономический журнал – Мн. – 2000 – №2.
    3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001.
    4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. / Мн.: Беларусь, 2006.
    5. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономических систем. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
    6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
    7. В. Роик. Социальная защита: содержание понятия / Человек и труд, 2000, № 11.
    8. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
    9. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е     изд.  – М.: Академический проект, 2004.- 496 с.
    10. Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2008.
    11. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь: http://mfa.gov.by/

 

 

Приложение  А

Основные социально-экономические  показатели 1)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность населения (на конец года), тыс. человек

9990

9951

9899

9849

9800

9751

9714

9690

9672

Естественный прирост, убыль (-) населения:

                 

тыс. человек

-41,2

-48,6

-57,9

-54,7

-51,1

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

на 1000 населения, человек

-4,1

-4,9

-5,9

-5,5

-5,2

-5,2

-4,3

-3,0

-2,7

Среднегодовая численность занятых  в экономике, тыс. человек2)

4441

4417

4381

4339

4316

4350

4402

4477

4594

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защиты 
(на конец года), тыс. человек

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

44,1

37,3

в процентах к экономически активному  населению

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

Денежные доходы населения, млрд. руб.

5577

11506

17087

22795

29565

38622

48685

58670

75707

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

112,7

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

Средний размер назначенной пенсии 
(на конец года), тыс. руб.

36,4

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

Реальный размер назначенной пенсии (на конец года), в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

Валовой внутренний продукт

                 

млрд. руб.

9134

17173

26138

36565

49992

65067

79267

97165

128829

в процентах к предыдущему году

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,0

Продукция промышленности

                 

млрд. руб.

10501

18612

24912

33387

48530

62545

77267

95515

130830

в процентах к предыдущему году

107,8

105,9

104,5

107,1

115,9

110,5

111,4

108,7

111,5

Продукция сельского хозяйства

                 

млрд. руб.

2734

4539

6521

7814

10545

12826

15544

18102

25052

в процентах к предыдущему году4)

109,3

101,8

100,7

106,6

112,6

101,7

106,0

104,4

108,6

Инвестиции в основной капитал

                 

млрд. руб.

1809,0

3049,3

4484,6

7131,2

10783,4

15095,8

20374,1

26053,3

37202,3

в процентах к предыдущему году

102,1

96,5

106,0

120,8

120,9

120,0

132,2

116,2

123,5

Ввод в действие общей площади  жилых домов, тыс. м2

3528,5

3008,9

2810,5

3019,2

3501,5

3785,5

4087,6

4665,1

5102,8

Розничный товарооборот

                 

млрд. руб.

4197

8171

11910

15170

19452

25230

31062

38168

50651

в процентах к предыдущему году

111,8

128,2

111,5

110,3

111,5

120,0

117,4

114,8

119,2

Платные услуги населению

                 

млрд. руб.

633

1367

2496

4049

5212

6776

8307

9988

12608

в процентах к предыдущему году

104,9

109,0

108,7

111,2

112,9

115,3

111,2

111,5

113,9

Индекс потребительских цен 
(декабрь к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

Индекс цен производителей промышленной продукции 
(декабрь к декабрю предыдущего года; 
в процентах)

268,0

139,1

142,6

128,1

118,8

110,0

109,0

116,8

116,4




1) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах, за 2000 год - с учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз), индексы – в сопоставимых ценах.

2) C 2007 года в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной.

4) Начиная с 2000 года, данные приведены в среднегодовых ценах реализации предыдущего года.


Информация о работе Формирование модели социальной политики государства