Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть формы государственного регулирования экономики, такие как прогнозирование, программирование, планирование, бюджетно- налоговая политика, денежно – кредитная политика; такую тему как цели и задачи государственного регулирования экономики; объекты и инструменты государственного регулирования экономики; функции и методы государства.
Введение 3-4
1. Формы государственного регулирования экономики 5
1.1. Государственное регулирование экономики 5
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики 5-7
1.1.2. Объекты государственного регулирования 8-9
1.1.3. Функции государства 10-12
1.1.4. Инструменты и методы государственного регулирования экономики 13-14
1.2. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики 15
1.2.1. Общегосударственное планирование 15-18
1.2.2. Программирование 19-20
1.2.3. Прогнозирование 21-25
1.3. Бюджетно-налоговая политика 26-28
1.3.1. Усовершенствование бюджетно-налоговой политики в РБ в 2006-2010 годах 29-31
1.4. Кредитно-денежная политика 32-34
1.4.1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы 35-37
1.5. Антимонопольная политика 38-41
2. Расчетная часть 42
2.1. Система национальных счетов 42-45
2.2.Анализ и прогноз изменений в экономике с помощью модели AD/AS
46-50
2.3. Анализ и прогноз изменения в экономике с помощью модели Кейнса
51-60
2.4. Модель IS/LM в экономике 61-73
2.5. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике 74-85
Заключение 86
Литература
Белорусский национальный технический университет
Автотракторный факультет
Кафедра: «Экономика и управление на транспорте»
Курсовая работа
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Формы государственного регулирования экономики»
Исполнитель:
Руководитель:
Минск 2008
Содержание
Введение
1. Формы государственного регулирования
экономики
1.1. Государственное регулирование экономики
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики 5-7
1.1.2. Объекты государственного
регулирования
1.1.3. Функции государства
1.1.4. Инструменты
и методы государственного регулирования
экономики
1.2. Планирование, программирование и
прогнозирование как формы государственного
регулирования экономики
1.2.1. Общегосударственное планирование
1.2.2. Программирование
1.2.3. Прогнозирование
1.3. Бюджетно-налоговая политика
1.4. Кредитно-денежная политика
1.4.1. Основные
направления денежно-кредитной политики
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы
1.5. Антимонопольная политика
2. Расчетная часть
2.1. Система национальных
счетов
2.2.Анализ и прогноз изменений в экономике с помощью модели AD/AS
2.3. Анализ и прогноз изменения в экономике
с помощью модели Кейнса
2.4. Модель IS/LM в экономике
2.5. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике 74-85
Заключение
Литература
Введение
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Республика Беларусь сегодня в условиях перехода экономики к рыночным отношениям переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ нового общества. В реализации социально-экономического развития по пути постепенного и поэтапного движения к обществу постиндустриального типа, ориентированному на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания, важнейшая, если не решающая, роль отводится государственному регулированию. Формирование действенной системы государственного регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений является одной из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, во-первых, со спецификой национальной экономики, традициями и психологией людей, во-вторых, - с особенностями переходного периода.
С одной стороны государственное регулирование экономики – это составная часть экономической теории, в которой представлен механизм регулирования экономики как целостной социально-экономической системы. С другой оно носит ярко выраженный прикладной характер, так как представляет собой конкретно используемые формы, методы, инструменты для решения проблем конкретной национальной экономики – экономики Республики Беларусь на соответствующих исторических этапах ее развития.
Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование. В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в.
Цель работы – рассмотреть формы государственного регулирования экономики, такие как прогнозирование, программирование, планирование, бюджетно- налоговая политика, денежно – кредитная политика; такую тему как цели и задачи государственного регулирования экономики; объекты и инструменты государственного регулирования экономики; функции и методы государства.
1. Формы государственного регулирования экономики
1.1. Государственное регулирование экономики
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики
Экономика страны — это
сотни миллионов различных
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.
В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные.
Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели,связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели.
Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе - повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.
Основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:
а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;
б) определять
ключевые экономические высоты
и оптимальные сроки их достиже
в) поддерживать
и финансировать приоритетные
экономические и научно-
г) организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;
д) устанавливать
приоритетные внутренние и
е) создать и
развивать систему
1.1.2. Объекты государственного регулирования
- процессы разгосударствления,пр
- структура форм собственности;
- социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
- экономический цикл, процесс воспроизводства;
- государственный сектор экономики;
- условия и источники накопления капитала;
- денежное обращение;
- цены, антиинфляционные процессы;
- конкурентная среда;
- предпринимательство;
- инвестиции, НИОКР;
- социальная сфера,трудовые отношения,механизм защиты населения;
- занятость,кадры;
- платежный баланс;
- внешнеэкономическая деятельность страны;
- окружающая среда
Объекты совершенно различны, но охватывают практически все сферы экономической деятельности.
Экономический цикл ставит своей целью регулирование хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для этих целей увеличиваются государственные расходы, предоставляются финансовые льготы. В условиях подъема предпринимаются меры для сокращения перепроизводства товаров и перенакопления капиталов для того, чтобы уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.
Информация о работе Формы государственного регулирования экономики