Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть формы государственного регулирования экономики, такие как прогнозирование, программирование, планирование, бюджетно- налоговая политика, денежно – кредитная политика; такую тему как цели и задачи государственного регулирования экономики; объекты и инструменты государственного регулирования экономики; функции и методы государства.
Введение 3-4
1. Формы государственного регулирования экономики 5
1.1. Государственное регулирование экономики 5
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики 5-7
1.1.2. Объекты государственного регулирования 8-9
1.1.3. Функции государства 10-12
1.1.4. Инструменты и методы государственного регулирования экономики 13-14
1.2. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики 15
1.2.1. Общегосударственное планирование 15-18
1.2.2. Программирование 19-20
1.2.3. Прогнозирование 21-25
1.3. Бюджетно-налоговая политика 26-28
1.3.1. Усовершенствование бюджетно-налоговой политики в РБ в 2006-2010 годах 29-31
1.4. Кредитно-денежная политика 32-34
1.4.1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы 35-37
1.5. Антимонопольная политика 38-41
2. Расчетная часть 42
2.1. Система национальных счетов 42-45
2.2.Анализ и прогноз изменений в экономике с помощью модели AD/AS
46-50
2.3. Анализ и прогноз изменения в экономике с помощью модели Кейнса
51-60
2.4. Модель IS/LM в экономике 61-73
2.5. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике 74-85
Заключение 86
Литература
Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объём и структуру общественных потребностей, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.
Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдёт в той или иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.
Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития (рис. 1).
Рисунок. 1. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны
По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производительной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).
По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.
В системе государственного регулирования экономики РБ прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.
1.3. Бюджетно-налоговая политика
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Упрощение налоговой системы будет осуществляться, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
В целях упрощения налоговой системы также предусматривается отмена налога с продаж автомобильного топлива и местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива с соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо, поступающих в республиканский бюджет.
В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.
Реформирование налоговой системы в рамках указанных мероприятий, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для снижения к концу 2010 года доходов консолидированного бюджета (без Фонда социальной защиты населения) по отношению к ВВП на 3 - 4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2005 года.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.
Государство должно концентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.
Главной задачей по повышению эффективности использования бюджетных средств остается постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
Предполагается переход к среднесрочному бюджетному планированию, а к концу пятилетки – ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что послужит основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.
Одним из направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Дефицит республиканского бюджета не должен превышать 1,5 процента к ВВП.
1.4. Кредитно-денежная политика
Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.
Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты и сбалансированность экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Цели и инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:
Конечные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платёжный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры: денежная масса, ставка процента, обменный курс.
Инструменты: лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента; изменение нормы обязательных резервов; изменение учётной ставки; операции на открытом рынке.
Основная составляющая кредитно-денежной политики – кредит. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направлений в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:
Информация о работе Формы государственного регулирования экономики