Формы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть формы государственного регулирования экономики, такие как прогнозирование, программирование, планирование, бюджетно- налоговая политика, денежно – кредитная политика; такую тему как цели и задачи государственного регулирования экономики; объекты и инструменты государственного регулирования экономики; функции и методы государства.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Формы государственного регулирования экономики 5
1.1. Государственное регулирование экономики 5
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики 5-7
1.1.2. Объекты государственного регулирования 8-9
1.1.3. Функции государства 10-12
1.1.4. Инструменты и методы государственного регулирования экономики 13-14
1.2. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики 15
1.2.1. Общегосударственное планирование 15-18
1.2.2. Программирование 19-20
1.2.3. Прогнозирование 21-25
1.3. Бюджетно-налоговая политика 26-28
1.3.1. Усовершенствование бюджетно-налоговой политики в РБ в 2006-2010 годах 29-31
1.4. Кредитно-денежная политика 32-34
1.4.1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы 35-37
1.5. Антимонопольная политика 38-41
2. Расчетная часть 42
2.1. Система национальных счетов 42-45
2.2.Анализ и прогноз изменений в экономике с помощью модели AD/AS
46-50
2.3. Анализ и прогноз изменения в экономике с помощью модели Кейнса
51-60
2.4. Модель IS/LM в экономике 61-73
2.5. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике 74-85
Заключение 86
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию,  средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объём и структуру общественных потребностей, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.

Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдёт в той или иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.

Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития (рис. 1).


Рисунок. 1. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны

 

По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производительной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.

В системе государственного регулирования экономики РБ прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РБ» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Бюджетно-налоговая политика    

 

Бюджетно – налоговая политика – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.  Бюджетно-налоговая политика представляет совокупность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

Бюджет является централизованным звеном в системе финансового регулирования экономики. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а также выполнения необходимых социально – экономических функций. В нём объединяются все основные финансовые институты – различные виды доходов и расходов.

С помощью бюджета государство сосредотачивает в своих руках, распределяет и перераспределяет финансовые ресурсы, необходимые для централизованного регулирования социальными и экономическими процессами в республике. Определение объёма бюджета, его доходной и расходной части осуществляется на основе бюджетного планирования.

Доходы бюджетов формируются за счёт налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заёмные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных советов депутатов.

Равенство доходов и расходов есть баланс бюджета. Если расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит, для покрытия которого используются государственные займы, дополнительная эмиссия.

Организацию бюджетной системы и принципы её построения определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в РБ предопределено её административно-территориальным делением.

Бюджетная система РБ включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. 

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:

    1. фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

    1. функция экономического регулирования – это использование государством налогов для проведения экономической политики;

    1. социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослабевать рыночные сти-

мулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются:

- уровень централизации  средств в бюджете; 

- соотношение между  республиканским и местными бюджетами;

- дефицит бюджета;

- соотношение между  государственным бюджетом и внебюджетными  фондами;

- структура государственного  бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему государства.

Налоги в зависимости от взимающего органа подразделяются на государственные и местные; по использованию – на общие и целевые. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов; целевые налоги имеют целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование). В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли или заработной платы. Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели. В налоговых поступлениях РБ преобладают косвенные налоги (около 70%).

Основные функции налоговой системы любого государства – регулирующая, фискальная, перераспределительная, социальная и стимулирующая. Фискальная функция служит интересам государственной казны. Перераспределительная   обеспечивает перераспределение национального дохода между сферами деятельности, слоями общества, территориями. Благодаря социальной функции средства от налогоплательщиков через государственный бюджет перераспределяется малоимущим и нуждающимся гражданам. Стимулирующая функция позволяет государству поощрять или свёртывать те или другие экономические процессы, воздействовать на темпы экономического роста. 

При формировании налоговой системы государства необходимо учитывать мировые тенденции её развития, она должна строиться на исходных принципах, создавать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и отечественного экспорта и не подрывать заинтересованность налогоплательщиков в их хозяйственной деятельности.

1.3.1. Усовершенствование бюджетно-налоговой политики в РБ в 2006-2010 годах.

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Упрощение налоговой системы будет осуществляться, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

В целях упрощения налоговой системы также предусматривается отмена налога с продаж автомобильного топлива и местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива с соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо, поступающих в республиканский бюджет.

В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.

Реформирование налоговой системы в рамках указанных мероприятий, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, создаст условия для снижения к концу 2010 года доходов консолидированного бюджета (без Фонда социальной защиты населения) по отношению к ВВП на 3 - 4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2005 года.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Государство должно концентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Главной задачей по повышению эффективности использования бюджетных средств остается постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Предполагается переход к среднесрочному бюджетному  планированию, а к концу пятилетки  –  ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что послужит основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Одним из направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Дефицит республиканского бюджета не должен превышать 1,5 процента к ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Кредитно-денежная политика

 

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты и сбалансированность экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Цели и инструменты  денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платёжный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры: денежная масса, ставка процента, обменный курс.

Инструменты: лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента; изменение нормы обязательных резервов; изменение учётной ставки; операции на открытом рынке.

Основная составляющая кредитно-денежной политики – кредит. Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Кредит основан на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направлений в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:

Информация о работе Формы государственного регулирования экономики