Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть формы государственного регулирования экономики, такие как прогнозирование, программирование, планирование, бюджетно- налоговая политика, денежно – кредитная политика; такую тему как цели и задачи государственного регулирования экономики; объекты и инструменты государственного регулирования экономики; функции и методы государства.
Введение 3-4
1. Формы государственного регулирования экономики 5
1.1. Государственное регулирование экономики 5
1.1.1. Цели и задачи государственного регулирования экономики 5-7
1.1.2. Объекты государственного регулирования 8-9
1.1.3. Функции государства 10-12
1.1.4. Инструменты и методы государственного регулирования экономики 13-14
1.2. Планирование, программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики 15
1.2.1. Общегосударственное планирование 15-18
1.2.2. Программирование 19-20
1.2.3. Прогнозирование 21-25
1.3. Бюджетно-налоговая политика 26-28
1.3.1. Усовершенствование бюджетно-налоговой политики в РБ в 2006-2010 годах 29-31
1.4. Кредитно-денежная политика 32-34
1.4.1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы 35-37
1.5. Антимонопольная политика 38-41
2. Расчетная часть 42
2.1. Система национальных счетов 42-45
2.2.Анализ и прогноз изменений в экономике с помощью модели AD/AS
46-50
2.3. Анализ и прогноз изменения в экономике с помощью модели Кейнса
51-60
2.4. Модель IS/LM в экономике 61-73
2.5. Фискальная и монетарная политика в закрытой экономике 74-85
Заключение 86
Литература
- расширяет рамки общественного
производства по сравнению с
теми, которые устанавливаются наличн
- перераспределяет свободные
- ускоряет концентрацию и
Кредит имеет многообразие форм (коммерческий, банковский, межхозяйственный, потребительский, лизинговый, ипотечный, государственный, международный).
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:
определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),
разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,
конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,
развитие рынка ценных бумаг,
политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:
прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,
бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),
внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).
В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.
В большинстве стран мира при проведении кредитно-денежной политики используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся операции на открытом рынке, учётная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
1.4.1. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы
Стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. Денежно-кредитная политика будет направлена на выполнение прогнозируемых социально-экономических показателей, и в первую очередь, на обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста.
Главный вклад денежно-кредитной политики в решение этой задачи состоит в достижении и поддержании низких темпов инфляции и относительной стабильности обменного курса национальной валюты. Низкая инфляция является ключевым условием для обеспечения надежного функционирования и развития всей финансовой системы, выполнения национальной денежной единицей своих базовых функций (средство расчета, средство сбережения, мера стоимости), эффективного перераспределения финансовых и материальных ресурсов, формирования базы для активизации сбережений с их последующей трансформацией в инвестиции. В совокупности это создает предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Конкретные параметры инфляции на каждый год пятилетки, обеспечивающие ее постепенное снижение до прогнозного уровня на 2010 год, будут определяться при подготовке проектов прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики.
Предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 году не должен превысить 5 процентов. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального банка на аукционной основе.
Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на некурсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Процентная ставка приобретет статус основного инструмента денежно- кредитной политики. Ужесточение либо смягчение денежно-кредитной политики принципиально станет реализовываться, в первую очередь, посредством изменения ее уровня, приводящего к изменению стоимости ресурсов на денежном рынке. Роль других инструментов, прежде всего норматива отчислений в фонд обязательного резервирования, будет снижаться.
Национальный банк и Правительство предусматривают совершенствование механизма регулирования процентных ставок банков по их активным и пассивным операциям. Это позволит избежать искажений в учете банками рыночных рисков, повысит информативность процентных ставок на кредитном и депозитном рынках как индикаторов стоимости финансовых ресурсов в экономике, а также влияние процентной политики на ставки денежного рынка.
Важным условием роста эффективности денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах станет повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.
Правительство и Национальный банк примут меры по усилению взаимодействия в сферах, способных оказывать существенное влияние на эффективность проведения денежно-кредитной политики.
Так, предполагается усиление взаимосвязи налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Прежде всего это коснется обмена информацией с Министерством финансов о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях объема депозитов Правительства в банках и Национальном банке, а также о прогнозировании Национальным банком операций на финансовом рынке, что позволит повысить качество управления ликвидностью и эффективность применения инструментов денежно-кредитной политики.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, Правительство предпримет шаги по сужению сферы прямого административного регулирования цен и тарифов на товары и услуги.
При этом Правительство и Национальный банк систематически будут обмениваться информацией о планируемых действиях и прогнозе изменения административно устанавливаемых цен и тарифов, а также об иных факторах, которые могут ограничить влияние Национального банка на динамику общего уровня цен и воспрепятствовать достижению конечной цели по инфляции.
1.5. Антимонопольная политика
Государство ответственно за эффективное функционирование рынка, поддержание рыночной конкурентной среды, предотвращение злоупотреблений на рынке, что находит воплощение в системе антимонопольного регулирования.
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведётся по четырём направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несёт экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя монополии или прекращая её деятельность там, где она уже существует.
Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблением монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определённые сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей.
Антимонопольная политика в различных странах изменяет свои отличия и акцепты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик.
В Западной Европе антимонопольная политика направлена в основном против злоупотреблений на рынке и основана на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развёртывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей.
В восточноевропейских странах антимонопольная политика направлена на решение двух важнейших проблем:
- ликвидацию монополистического положения отдельных производителей на рынке;
- ограничение и пресечение
Целью антимонопольной политики в этих странах является защита и поощрение конкуренции.
Основными направлениями государственной антимонопольной политики РБ на современном этапе являются:
- совершенствование механизма
антимонопольного
- противодействие созданию новых монопольных образований;
- содействие развитию конкуренци
- демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов;
- создание благоприятных условий и ликвидации факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.
Антимонопольная политика РБ способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе является демонополизация, целью которой является формирование конкретных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счёт ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен.
Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Информация о работе Формы государственного регулирования экономики