Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 01:23, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что мотивация - одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Менеджеру, решающему многообразные мотивационные задачи в организации приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачами организации, ориентировать их на достижение определенного результата, воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать им преодолеть апатию и усталость и т.д.
Вывод модели Портера - Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что - то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. «Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга».
Процесс мотивации очень сложен и зависит от конкретного работника и той ситуации, в которой он находится. Понимание этого поможет разобраться, как можно стимулировать работника к эффективной трудовой деятельности. Можно выделить следующие составляющие методы мотивации. 7
(Табл. 1.1) Составляющие методы и цели мотивации
Методы управления мотивацией труда аналогичны методам, используемым в управлении персоналом. Среди них есть общие, широко используемые в управлении различными объектами: административные, экономические, социальные и большое количество частных методик. Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятиях, увязку на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей. (Табл. 1.2 ).
Табл. 1.2 Методы управления мотивацией персонала
Административные методы.
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации с определенной культурой трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
Организационно- стабилизирующие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.)
Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда)
Распорядительные методы (установление и реализация форм ответственности).
Экономические методы.
С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации.8 Среди них выделяют:
Методы, используемые федеральными и региональными органами управления.
Методы, используемые организацией.
Социально – психологические методы.
Социально – психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека, в них входят:
Направленные на формирование коллективов.
Личные пример руководителя
Ориентирующие условия
Участие работников в управлении
Удовлетворение культурных и духовных потребностей
Установление социальных норм поведения и социальные стимулирование развития коллектива
Установление моральных санкций и поощрений
Социальная профилактика и социальная защита работников.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 102. Год основания 1958. Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Москвы полномочий города Москвы в сфере образования. Целями деятельности являются:
1. Формирование общей
культуры личности обучающихся
на основе усвоения
2. Создание условий для
реализации гражданам
3. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4. Реализация образовательной
программы профессиональной
5. Использование и
6. Предоставление специальных
условий обучения детей с
7. Разработка и утверждение
образовательных программ и
8. Разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков.
9. Материально – техническое
обеспечение и оснащение
10. Учреждение вправе
Рис. 1.3. Организационная структура управления.
Организационная структура управления
Система управления персоналом
Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Уставом школы, строится на принципах демократичности, открытости, гласности, самоуправления. В ГБОУ СОШ № 102 работает 51 человек. 42 женщины и 9 мужчин.
Заслуженный учитель РФ - 1
Учителя
высшей категории - 8
первой категории - 12
второй категории - 11
Почетные работники образования РФ - 8
Отличники просвещения – 8
Рис. 1.4 Система управления персоналом
Система мотивации в организации ГБОУ СОШ № 102
Как и в любой другой организации, в ГБОУ СОШ № 102 существуют должностные инструкции и нормирование труда, что относится к методам организационного воздействия. На данный момент существует несколько мотивационных факторов в организации:
1. Заработная плата - важнейшая
часть системы оплаты и
1.оклад,
2.компенсационные выплаты
— доплата за совмещение
3.стимулирующие выплаты — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.
На данный момент в новой системе оплаты труда есть и свои минусы. Система оплаты труда зависит полностью от руководителей данных учреждений, руководитель может повышать заработную плату работников с помощью стимулирующих выплат, чем больше он ее повышает, тем больше будет заработная плата работников данного учреждения.
2. В учреждении существует
система премирования. Премиальная
надбавка в соответствии с
заслугами работника
3. В ГБОУ СОШ № 102 существует:
оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством; дотации и пособия по нетрудоспособности. Денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками (денежные суммы или подарки) выплачивается профсоюзной организацией. Также в организации реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников, выплачиваются листы нетрудоспособности, установленные на государственном и региональном уровне. Но учреждение не предоставляет своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет самой организации, т.е. в учреждении не существует никаких выплат, кроме предусмотренных законодательством РФ.
Все перечисленное выше относится к экономическим методом стимулирования труда персонала.
Одним из главных факторов мотивации в школе является социально – психологическая мотивация. В данном учреждении социально – психологические методы являются наиболее продуктивными. Заработная плата работников не является главным стимулом, намного важнее так называемый «климат» в организации. Рассмотрим несколько социально – психологических факторов:
1. Руководитель учреждения как пример для сотрудников организации.
На своем примере руководителя должен показывать такие качества как:
-высокий уровень образования,
производственного опыта, компетентности
в соответствующей сфере
-широта взглядов, эрудиция;
-поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
-высокие моральные стандарты;
-внутренняя и внешняя культура;
-справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательное отношение к людям;
-умение организовать
деятельность подчиненных, обеспечить
ее всем необходимым, ставить
и распределять задания, координировать
и контролировать их
2. Корпоративный дух.
Корпоративный дух в организации является неотъемлемым фактором в организации. Миссия данной организации заключается в обучении, воспитании детей школьного и дошкольного возраста. Руководитель должен правильно объединить и сплотить коллектив для создания и достижения определенных целей. Это неотъемлемая часть в общеобразовательных учреждениях.
Недостатки системы мотивации в школе учреждении является:
1.Большинство экономических
мотивационных факторов не
2.В школе нет четкого
построения материальной и
3. В связи с недостаточным
финансированием организация
4. Нереализованная форма поощрения.
1. Мотивирование на всех
этапах управленческого
2. Организация педагогической
деятельности и
3.Руководитель данной организации должен выступать в роли наставника, грамотного методиста.
4. Для руководителя данной
организации необходимо знания
стратегии развития
5.Премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
- бесплатную путевку в санаторий или дом отдыха для педагога или его детей;
- ценный подарок (на день рождения, юбилей, праздник);