Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 03:07, реферат
Цель данной работы: изучение форм занятости и безработицы, а также направления их регулирования.
В ходе написания работы следует решить основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы: понятие занятости и безработицы и их формы, рынок труда.
2. Выявить необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Определить особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………….. 5
1. Понятие занятости и безработицы в современной рыночной экономике. Рынок труда как составляющая часть рыночной экономики…………………………………………………………………… 77
2. Основные формы занятости и безработицы в современной рыночной экономике………………………………………………………… 117
3. Необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой………………………………… 22
4. Особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь…………………………...……………………………………….. 33
Заключение…………………...…………………………………...….. 38
Список использованной литературы…………………………………. 40
Глава 3.
Необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой
Направления регулирования рынка труда.
Первое направление регулирования рынка труда — это законы о минимальной зарплате, устанавливающие нижний предел жалованья работников, а также законы о коллективных договорах (регулирующие не только абсолютный минимум оплаты труда, но и нижние пределы зарплат для различных профессиональных категорий), пособиях по безработице, оплате бюллетеней и пенсиях. Второе направление связано с установлением минимально допустимых условий труда. Здесь речь идет об ограничении продолжительности рабочего дня, законах против дискриминации, об участии рабочих в управлении предприятиями (к примеру, предписывающих создание совета трудового коллектива из избранных представителей работников), актах о «защите занятости», ограничивающих право работодателя увольнять работников, законах о передаче обязательств, призванных сохранить существующий уровень зарплат и условий труда при переходе бизнеса к другому собственнику, а также законах об охране здоровья работников и технике безопасности.
За соблюдением этих норм могут надзирать специальные государственные органы, такие как существующая во Франции Трудовая инспекция, контролирующая выполнение положений французского Трудового кодекса. В других случаях за соблюдением этих законов следят профсоюзы. Наличие в стране сильных профсоюзов способствует регулированию рынка труда. Таким образом, элементом такого регулирования являются и законы о профсоюзах и праве на забастовки.
Уровень регулирования рынка труда в разных странах существенно варьируется. Рисунок 3.1 основывается на двух индексах — один из них касается законов о «защите занятости», ограничивающих право на увольнение работников, а второй — законов о защите прав профсоюзов.
Рисунок 3.1 - Защита занятости и прав профсоюзах в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития
Наименьшие гарантии занятости наблюдаются в США (индекс для этой страны составляет 0,2 по шкале от 0 до 1), а наивысший — в Португалии, где индекс равен 1. Высокий индекс Португалии свидетельствует о том, что уволить работника там крайне сложно: законодательство запрещает увольнение без санкции Трудовой инспекции, а неспособность работника справляться со своими обязанностями не является объективным основанием для его освобождения от должности. Великобритания в этом отношении ближе к США: законодательная защита работников от увольнения там развита слабо.
Что же касается защиты профсоюзов, то наиболее широкими правами они обладают во Франции, а наименьшими — в Великобритании. Во Франции коллективными договорами охвачены до 90% всех работников, а в Великобритании — только 40%, и это несмотря на то, что во Франции количество членов профсоюзов составляет меньшую долю от общей численности рабочей силы. Как показывает рисунок 3.1, эти два вида регулирования обычно развиваются параллельно — законодательная поддержка коллективных договоров подкрепляет жесткие меры по защите занятости.
С 1960-х годов регулирование рынка труда, судя по всему, ужесточилось, хотя в некоторых случаях с конца 1980-х здесь произошел определенный «откат назад». Динамика этого процесса в ряде стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отражена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Тенденции в области защиты занятости, 1960–1995
Наибольшее смягчение правил регулирования в этой области отмечается в Германии, Италии и Испании. Прежде всего оно проявляется в ослаблении контроля за наймом временных работников: в частности, разрешено заключение контрактов о приеме на временную работу в больших масштабах и на более долгие сроки. Кроме того, сегодня в Испании и Италии разрешены агентства по временному найму. Таким образом, наблюдается разделение рабочей силы на две категории — защищенных постоянных работников и временных.
Регулирование в области социальной защиты, включая пособия по безработице, оплату бюллетеней и пенсионную систему, также влияет на рынок труда. Такая система социального обеспечения страхует трудящихся на случай потери работы. Законы о защите занятости представляют собой альтернативную форму такого страхования, обеспечивая работникам более стабильную занятость. С учетом этого можно было бы предположить, что жесткое регулирование занятости и социальное обеспечение взаимозаменяемы. Соотношение между этими системами изображено на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 - Системы социального обеспечения и защиты занятости
На деле, судя по всему, особой зависимости между двумя системами не наблюдается, а если какая-то связь и существует, то она носит позитивный характер. У Швеции, к примеру, высокий показатель по обоим индексам, а у США — низкий также по обоим. Защита занятости и развитая система социального обеспечения обеспечивают интересы одной и той же группы — людей, имеющих постоянную работу.
Регулирование рынка труда призвано повысить минимальную зарплату и улучшить условия работы. Следовательно, оно воздействует на такие показатели, как уровень занятости, масштаб долгосрочной безработицы, разброс зарплат и производительность труда. В таблице 3.1 представлен макроуровневый сравнительный анализ ситуации на рынках труда Великобритании и Франции. Выбор этих двух стран представляется уместным, поскольку именно во Франции и Великобритании родились две главные правовые системы, преобладающие сегодня в мире. Во Франции, как мы видели, регулирование рынка труда куда жестче, чем в Великобритании. Вслед за этим мы сравним деятельность британских и французских филиалов трех транснациональных корпораций, используя для этого данные, полученные автором в результате многолетних исследований.
Таблица 1. Сравнительный анализ рынков труда Великобритании и Франции
Франция |
Великобритания | |||
А |
1985–1990 |
1995–2000 |
1985–1990 |
1995–2000 |
Средняя продолжительность рабочего времени в году, часы (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 1840 и 1850) |
1540 |
1500 |
1710 |
1700 |
Дифференциал зарплаты, 90/10 (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 18404,31 и 4,72) |
3,41 |
3,3 |
3,09 |
3,4 |
Рост реального объема ВВП за человекочас, % (для США за те же периоды этот показатель составляет соответственно 2,06 и 1,5) |
4,57 |
2,02 |
3,44 |
2,1 |
Объем ВВП на одного работника, USD по паритету покупательной способности на 1998 год (для США этот показатель равен 64 200) |
53 150 |
44 260 |
||
Доля бедного населения (людей, чьи доходы составляют меньше половины от среднего дохода) в середине 1990-х годов, % (без учета социальных выплат / с учетом социальных выплат) |
48/16 |
44/20 |
||
Б |
1985– |
1995– |
1985– |
1995– |
Долгосрочная безработица, % от общего уровня безработицы |
45 |
42 |
44 |
34 |
Возрастная группа 20–24 лет, безработные / работающие, % от общей численности |
21/53 |
26/36 |
13/72 |
11/69 |
Возрастная группа 25–54 лет, безработные / работающие, % от общей численности |
8/77 |
11/77 |
8/76 |
5/79 |
Возрастная группа 55–64 лет, безработные / работающие, % от общей численности |
8/36 |
7/34 |
9/48 |
6/49 |
В первой строке приводятся данные о количестве рабочих часов в год. Для Франции сегодня эта цифра составляет всего 1500 часов — значительно меньше британского показателя (1700 часов). Французское законодательство ограничивает сверхурочную работу. Кроме того, разрыв между двумя странами сейчас больше, чем 10 лет назад, поскольку во Франции введена 35-часовая рабочая неделя. Легко заметить, что во Франции разрыв в заработках за последние 10 лет снизился с 3,41 до 3,3, тогда как в Великобритании (а также в США) он, наоборот, увеличился. Разброс зарплат во Франции ограничивается расширенной системой коллективных договоров и законом о минимальной зарплате. В Великобритании и США рыночные силы действуют свободнее — отсюда и больший разрыв в заработках. Таким образом, зарплаты французов выше, а рабочий день — короче. В результате граждане этой страны, у которых есть работа, находятся в лучшем положении, чем британцы.
В следующих двух строках приводятся показатели производительности труда. Во Франции этот показатель, определяемый как объем ВВП на одного работника, составляет 53150 долларов, существенно превышая аналогичную цифру для Великобритании — 44260 долларов. Во Франции уровень занятости значительно ниже. В этой стране неквалифицированные и неопытные работники (у которых производительность труда ниже) вытесняются на обочину — пополняют ряды безработных и временно занятых, или занимаются на государственных курсах повышения квалификации.
В последней строке панели приводятся данные о неравенстве доходов, которое, в отличие от разброса зарплат, во Франции оказывается значительнее, чем в Великобритании. Доля бедняков в общей численности населения во Франции (без учета социальных выплат) составляет 48%, а в Великобритании — 44%. Таким образом, более равномерное распределение зарплат во Франции достигается за счет нижнего порога оплаты труда; обратная сторона этого ограничения — большое количество людей, живущих на социальные пособия. Другими словами, получается, что количество низкооплачиваемых рабочих мест в этой стране невелико, но людям, не способным найти работу, выплачиваются щедрые пособия. В Великобритании рабочих мест больше, но система соцобеспечения развита слабее.
В Великобритании понятие «долгосрочная безработица» относится к 34% общего числа не имеющих работы. Это большая цифра, но она ниже показателя Франции — 42%.
Регулирование рынка труда способствует «концентрации» безработицы в определенных категориях рабочей силы, поскольку связанный с ним высокий уровень зарплат и выгодные для работников условия найма вынуждают фирмы избегать приема на работу людей, не имеющих хорошей «трудовой биографии». В эту категорию попадают люди, остававшиеся без работы относительно долгий срок (несколько месяцев), и вообще неквалифицированная рабочая сила, которая таким образом остается за бортом.
Во Франции уровень безработицы среди молодежи (возрастная группа от 20 до 24 лет) сегодня составляет 26% — он почти вдвое выше, чем в Великобритании. Еще одна такая группа возникает на другом конце «возрастной шкалы» — ее составляют пожилые работники 55–64 лет. Неблагополучное положение этой возрастной категории во Франции не оборачивается высоким уровнем безработицы, поскольку из-за существующей системы досрочного выхода на пенсию многие ее представители не регистрируются на бирже труда, а просто уходят на покой. Его проявлением становится скорее весьма низкий уровень занятости в этой группе. Показатель занятости для возрастной группы от 55 до 64 лет во Франции составляет сегодня лишь 34%, тогда как в Великобритании он равен 49%. В Великобритании, напротив, уровень занятости более равномерно распределяется по возрастам.
Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование рынка рабочей силы, призванное улучшить условия и оплату труда, а также обеспечить преобладание коллективных договоров, действительно выполняет эти задачи, но только за счет ограничения занятости для «аутсайдерских» групп: молодых, пожилых и неопытных работников. Прежде всего, эта система приводит к росту долгосрочной безработицы и безработицы среди молодежи [10].
Во Франции регулированием занятости занимается широкая сеть государственной службы управления.
Организационная структура системы обеспечения занятости включает следующие управления: министерство отношений и национальной солидарности, пять межминистерских комитетов занятости:
1) занятости;
2) профессиональной подготовки и социальной адаптации;
3) по устройству территорий;
4) помощи развития местного хозяйства;
5) по промышленной перестройке.
В качестве консультантов
выступают две организации занятости.
Совет объединяет около 200 членов.
Критерием их назначения
служит высокая компетентность в
социально-экономических
Высшим комитетом занятости утверждается решение Национального
Фонда Занятости о распределении средств
между регионами такими, где имеются количественные
и квалифицированные диспропорции между
спросом и предложением рабочей силы.
В его состав входят представители высших
органов власти, профессиональных и межпрофессиональных
организаций и профсоюзов.
Государственная
политика занятости реализуется через
национальное агентство занятости,
ассоциацию по профессиональной подготовке
взрослого населения и национальный межпрофессиональный
союз по вопросам занятости и торговли.Кроме
того, созданы и местные консультативные
комитеты преобразования, социальной
адаптации и занятости.
Национальный
фонд занятости и фонд экономического
и социального развития занимаются
финансированием государственных
программ помощи потерявшим работу,
переподготовки, компенсации частной
безработицы, модернизации, конверсии
и децентрализации производства.
Во Франции
развита система льготирования. Так предприятиям
в зависимости от количества
рабочих мест устанавливаются
льготы при покупке земли, премии
на занятость работников.
Широко осуществляется поддержка малого
и среднего бизнеса, как во Франции, так
и в других развитых странах. Правительство
оказывает содействие развитию ремесленного
производстваС 1957 года во Франции введено
двухгодичное освобождение от выплат
в фонды социального обеспечения при найме
первого работника. Эти льготы касаются
фермеров и организаций, занимающихся
рыбным хозяйством. По инициативе
местных властей оказывается содействие
нетипичным формам трудоустройства,
прежде всего в социально-культурной
сфере. Пенсионный возраст во Франции
снижен с 65 до 60 лет.
Во Французской системе регулирования
занятости особое место занимает комплекс
мер, как и в США, который предусматривает
сокращение рабочей недели, установление
лимита сверхурочных часов, определение
количества праздничных и
отпускных дней, повышение возрастного
уровня вступления в
состав рабочей
силы, понижение пенсионного возраста
до 60 лет. По контракту
можно заключить так называемый
«прогрессивный» выход на преждевременную
пенсию. Во Франции действуют курсы для
подготовки 16-18-летних работников.
В Италии
проблема массовой
безработицы является
чрезвычайно острой. Именно
поэтому государство
принимает конкретные
практические меры,
направленные на
сокращение безработицы
и расширение занятости в первую очередь
молодёжи.
Эти мероприятия
сводятся к следующему:
1) предоставляются определённые льготы
в области налогообложения тем предприятиям,
которые принимают на работу молодых безработных.
2) оказание материальной помощи и содействие
молодым безработным, которые намереваются
работать не по найму.
3) в Италии был принят закон, целью которого
было увеличение занятости населения
за счёт расширения приёма на работу в
режиме неполного рабочего времени и найма
молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет по трудовым
соглашениям о профессиональном обучении
и труде.
4) целью следующего
закона было содействие
созданию промышленных, сельскохозяйственных
предприятий и предприятий в сфере обслуживания.
Согласно этому закону создаваемые молодыми
работниками в возрасте
18-19 лет компании и кооперативы
получают субсидии от государства на создание
новых предприятий.
5) в Италии создан
фонд компенсации
заработков платы, который даёт возможность
предприятиям переждать циклические колебания
рыночного спроса на
их продукцию, на осуществление
технологической рекомендации, не прибегая
к массовым увольнениям.
В Италии,
как на уровне государства,
так и на уровне областей, ведущих
поиски новых форм и способов стимулирования
занятости, применяется субсидирование
вновь создаваемых кооперативов, организация
областных информационно-консультативных
служб в дополнение к государственным
учреждениям, ведающих трудоустройством.
В системе регулирования
занятости, функционирующей в США, выделяется такое
направление как формирование спроса
на рабочую силу. При этом государство
использует следующие регулирующие
меры:
1. Меры по увеличению
предложения рабочих мест. Сюда относятся
дотации, направляемые правительством
предпринимателям при найме рабочей силы,
использующей особые затруднения с трудоустройством.
Информация о работе Формы занятости в рыночной экономике и особенности их регулирования