Формы занятости в рыночной экономике и особенности их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 03:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучение форм занятости и безработицы, а также направления их регулирования.
В ходе написания работы следует решить основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы: понятие занятости и безработицы и их формы, рынок труда.
2. Выявить необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Определить особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 5
1. Понятие занятости и безработицы в современной рыночной экономике. Рынок труда как составляющая часть рыночной экономики…………………………………………………………………… 77
2. Основные формы занятости и безработицы в современной рыночной экономике………………………………………………………… 117
3. Необходимость и направления регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой………………………………… 22
4. Особенности занятости и её регулирование в Республике Беларусь…………………………...……………………………………….. 33
Заключение…………………...…………………………………...….. 38
Список использованной литературы…………………………………. 40

Файлы: 1 файл

Формы занятости в рыночной экономике и особенности их регулирова.doc

— 630.00 Кб (Скачать файл)

2.  Следующая мера – увеличение предложения рабочих мест в сфере услуг, и стимулирование предприятий малого бизнеса.

        3.  Меры    по   распределению  трудовых  нагрузок.  Сюда   относят такие   меры  как   увеличение  возраста   вступления  в   трудовую   жизнь,   прекращение  найма   иностранной   рабочей   силы,  расширение возможностей   раннего  выхода   на  пенсию.   Другим  направлением является   сокращение   рабочего  времени.  Например,   развитие частичной   занятости как неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, разделение рабочих мест и т.д. 
        4. Меры    по   сохранению рабочих     мест.    Правительство применяет систему льготного налогообложения,    выплачивает дотации предпринимателям за сохранение рабочих мест. 
Некоторые меры государства способствуют смягчению сезонных колебаний занятости, влияют на замедление темпов роста или снижения уровня безработицы среди отдельных групп трудоспособного населения, другие стимулируют наём рабочих, обеспечивают сохранение рабочих мест, третьи обязывают предпринимателей осуществлять производственное обучение. 
         В     настоящее   время кредитная   политика   правительства   США направлена   на   стимулирование    мелких и средних предприятий, которые вносят   существенный   вклад      в     создание национального дохода, в развитие научно-технического прогресса, расширяют возможности трудоустройства значительной части населения США. 
Среди экономических мер представляет интерес предоставления монополистическому капиталу выгодных контрактов при условии соблюдения обязательств по трудоустройству определённых категорий безработных.

Одним из важных направлений  регулирования рынка рабочей  силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему  спросу. В рамках этого направления  создана информационная служба по трудоустройству, которая определённым образом воздействует на рынок рабочей силы.

Осуществляется подготовка и переподготовка работников. 
Таким образом, воздействие на занятость и безработицу является частью общеэкономической политики в США. Поэтому изменение форм, направлений, методов и задач общеэкономического регулирования предопределяет и соответствующую перестройку экономического и организационного механизма целей, задач государства в области занятости населения. Например: В 70-е годы в США возникла безработица среди научных работников и инженеров. Правительство США разработало программу, в соответствии с которой значительные средства    направлялись на ликвидацию этой безработицы (переобучение,    оказание    помощи при переезде в неблагоприятные участки). Оценивая результаты этой политики можно сказать:

  1.   переподготовкой были охвачены далеко не все, средства в основном расходовались на военных и на работников космической индустрии.
  2. многие    не   могли   найти работу   после   переподготовки.    Так   же     имело   место   уменьшение      числа    подготавливаемых     сотрудников и ограничение выезда работников за границу. 
            Научно-Техническая Революция в Японии предъявляет высокие требования в рабочей силе, её квалификации. В 1950 году 90% рабочей силы в Японии получали образование на уровне 9-летней средней школы. 
            Рабочая сила в Японии имеет высокий уровень образования в капиталистическом мире. Японский монополистический капитал умело использует современные формы организации труда и в то же время эксплуатирует национальные традиции и особенности рабочей силы. Уровень безработицы в Японии намного ниже, чем в других странах. 
             Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западно-европейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия. 
              Преимущества:  японские   фирмы,   особенно    крупные    имеют достаточные   стимулы   для   того,    чтобы    искать   и находить приемлемые места для своих работников в других фирмах.  
    Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого    возраста.    Государство устраивает пожилых работников, учитывая   их    физические   способности    и   возможности,     возраст, принимает    специальные   решения,   обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет. 
             Для фирм, повышающих этот возраст до 60-65 лет, предоставлялись субсидии. В настоящее время в Японии действуют центры консультативной службы по вопросам трудоустройства пожилых работников. 
    Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста.

Для этого организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством. 
Японскому    капиталу удалось   вовлечь  рабочих и служащих в процесс контроля над качеством продукции, т.е. начальство доверяет своим сотрудникам.   Корпорации    исходят   из    того,    что    лучше  устранить брак на предприятии, чем выпускать бракованную продукцию. 
[6].

 

 

Глава 4.

Особенности занятости  и её регулирование в Республике Беларусь.

Формирование рынка труда Республики Беларусь в период трансформации происходило в сложных условиях всеобщего спада производства, инфляции, снижения уровня жизни населения. Этот период трансформации экономики, по мнению В.Н. Шимова, Я.М. Александровича, А.В. Богдановича, можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. -глубокий затяжной экономический кризис; 1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений; 2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого развития.

В соответствии с методологией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь под трудовыми ресурсами понимается «население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов I и II групп, неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях и за выслугу лет), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста». В Республике Беларусь так же, как и в Российской Федерации, Украине, к трудоспособному населению относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет [3, с. 83].

Следует отметить, что наряду с рождаемостью, оказывающей существенное влияние на величину трудовых ресурсов, существуют и такие составляющие, как состояние здоровья, смертность и миграция населения в трудоспособном возрасте. Согласно демографическому прогнозу в 2006-2010 гг. ожидается некоторое сокращение уровня смертности - с 14,5 до 13,7%. Как показывают расчеты, несмотря на наметившуюся тенденцию ее снижения, показатели смертности трудоспособного населения останутся достаточно высокими. В связи с этим общие потери трудоспособного населения вследствие смертности в 2006-2010 гг. составят около 150 тыс. чел.

Следующим важнейшим показателем при оценке ситуации на рынке труда является численность экономически активного населения (приложение А). В соответствии с методологией Министерства статистики и анализа Республики Беларусь под данной категорией понимается «занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости» [3, с. 84].

По данным статистического сборника Республики Беларусь за 2008 год численность экономически активного населения с 1995 по 2008 год возросла на 113,9 тысяч человек или 2,5% . В 2008 году численность экономически активного населения составляла 4638,1 тысяч человек, из которых занятыми считаются 4594,4 тысяч человек. За 1995−2008 годы численность занятого населения увеличилась на 184,8 тысяч человек (4,2%). 47,7% от общей численности занятого населения в 1995 году − мужчины, 52,3% − женщины. К 2008 году мужчины составляли 47,3% от общей численности занятых, а женщины − 52,7%. Отсюда можно сделать вывод, что численность занятых мужчин уменьшилась на 0,4%, соответственно численность женщин среди занятого населения увеличилась. По данным статистического ежегодника просматривается тенденция к увеличению доли занятого населения от общей численности экономически активного населения.  

Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает  Закон о занятости населения Республики Беларусь.  
Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности.  
        Закон не раскрывает понятие форм занятости населения, тем не менее, из его содержания можно определить следующие формы занятости населения:  
− деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т.е. оплачиваемая деятельность;  
− деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы. 
         Категории  занятых   граждан, выполняющих оплачиваемую работу:  
− работающих по   найму   (на   основании      трудового   договора   или контракта),  в    том    числе неполную     рабочую   неделю  или    неполный рабочий день,   занятых  на   сезонных     работах,   а    также    работающих по трудовому договору, но временно не выполняющих работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т. п.;  
− самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе предпринимателей, работающих собственников, членов хозяйственных товариществ, лиц, занятых в фермерских и крестьянских хозяйствах, и т. п.;  
− избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;  
− проходящих    профессиональную  подготовку,   переподготовку  или повышение квалификации с отрывом от производства;  
− направленных на выполнение оплачиваемых общественных работ.  
     Отличительной    особенностью   всех   этих    видов    занятости является,    как   правило,      включение      времени  выполнения   трудовой      функции     в   трудовой стаж, дающий  право   на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.  
     К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. Можно определить три категории занятых граждан, не связанных с выполнением оплачиваемой работы:  
−проходящие срочную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;  
−обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на дневных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведений;  
−занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит существующему законодательству.  
     К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, несовершеннолетние граждане, безработные и др.  
         Таким образом, любая деятельность граждан, обеспечивающая удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается государством легальной занятостью.  
Добровольная незанятость не образует состава административного проступка или уголовного преступления и не влечет за собой соответствующей ответственности. Принуждение к труду в любой форме запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, таких как наказание в виде исправительных работ за совершенное преступление.

Из      вышеизложенного    можно   сделать   вывод,     что     одной    из основных   задач   службы занятости населения является оказание незанятым лицам    помощи в   начале  или возобно   влении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей  работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем.  
     Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей - необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений.  Этим   и   обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом [8]. 
     Политика  на   рынке   труда   предусматривает  стимулирование структурной   перестройки,   наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать.  
     Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу [5].

В целях содействия занятости населения государство  осуществляет:

  • разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;
  • правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;
  • развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения [9].

Государство гарантирует безработным: 
         −бесплатную     профессиональную     ориентацию,       психологическую поддержку,     профессиональную    подготовку, переподготовку и повышение квалификации   с   учетом   общественных   потребностей и в соответствии с имеющимися  склонностями,   способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

Информация о работе Формы занятости в рыночной экономике и особенности их регулирования