Франчайзинг в ресторанном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.

Содержание работы

1.Введение
2.История и сущность франчайзинга
3.Преимущества франчайзинга
4.Франчайзинг в России в сфере общественного питания
5.Заключение

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

5. Уменьшение затрат на  рекламу за счет совместной  рекламы.

6. Услуги головной фирмы  в организации начального и  последующего обучения.

7. Относительно низкую  стоимость приобретения многих  видов лицензионного бизнеса.

8. Возможность финансировать  часть капиталовложений.

Вместе с тем надо понимать, что существует некая доля риска  при любом, начинании и что  наряду с благоприятными   последствиями   использования франшизы существуют и такие, которые менее желательны.

 

 

 

 

 

      Франчайзинг в России в сфере общественного питания

Использование франчайзинговой  системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной  чертой современного бизнеса в сфере  общественного питания. В частности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг  как способ развития сети своих заведений.

Прежде всего, продажа  франшизы - это особый бизнес, требующий  исключительно профессиональный подход.

Франчайзинг имеет только косвенную связь с основным бизнесом. Франчайзинг по сути своей направлен  на объединение и тесное сотрудничество предпринимателей, на развитие их взаимодействия в решении общих проблем. Франчайзор и все его франчайзи традиционно  выступают единым фронтом против натиска конкурентов, и их сотрудничество основано на позитивном уважительном отношении друг к другу.

При выборе франчайзора франчайзи  не гонится за дешевой франшизой, его средняя покупательная способность  позволяет ему ориентироваться  на известный бренд и четко  стандартизированную франшизу. Это  идеальная модель франчайзинга, которая  живет в США и Европе, и которой  у нас добросовестно и порой  себе в ущерб стремятся придерживаться только предприниматели-нерезиденты  и немногие крупные российские франчайзоры.

Ниже описывается российский франчайзинг в сфере общественного  питания. Необходимо отметить, что у  российских предпринимателей очень  своеобразный подход к франчайзингу. В современной России правильное представление о франчайзинге коренным образом искажается. Для нашего франчайзинга более адекватным является правило  «каждый сам за себя». То есть, очевидно, что российская компания при открытии франшизного предприятия стремится  даже не столько избежать инвестиций, сколько не хочет рисковать собственной  структурой и отправляет на «минное  поле» неизведанных или сомнительных территорий своих франчайзи.

Анализ договоров франчайзинга, используемых нашими рестораторами, тоже убедительно подтверждает вышесказанное. Практически любой договор о  передаче франшизы предприятий общепита, как правило, состоит из огромного  количества жестких норм, направленных на превращение франчайзи не в  партнера (горизонтальные отношения), а в зависимое лицо (вертикальные отношения). Причем подобное отношение  к франчайзи в России вполне оправдано (!), ведь у российских франчайзи еще  не сложилась культура франчайзинга, очень часто франчайзи желают уйти от стандартов и проявить творчество, кроме того, частенько желают заработать в краткосрочной перспективе, нанося вред франчайзору, не говоря уже о  том, что франчайзи - это потенциальные  конкуренты франчайзора. В итоге  партнеры «строят 

 

 

высокие заборы и роют глубокие рвы» друг для друга. Очень актуальной для российского франчайзинга продолжает оставаться тема контроля над франчайзи.

Законодатель тоже «внес  свою лепту» в общее дело, даже не определив, что такое франчайзинг. Наиболее близким по содержанию к  зарубежным аналогам франчайзинга является коммерческая концессия и договор  коммерческой концессии, регулируемый главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и рядом других нормативно-правовых актов.

Именно благодаря изначальной  приближенности коммерческой концессии  к франчайзингу договор коммерческой концессии слепо выбирают иностранные  франчайзоры, поскольку они считают  его наиболее проработанным в  данной области, а порой и единственным договором, позволяющим оформить франчайзинговые  отношения в России. Чистейшую  коммерческую концессию использует к примеру Американская компания «Сабвей» (Subway Russia Franchising Company, LLC).

Данная договорная конструкция  недоработана российским законодателем, в ней содержится множество пробелов и неудачных формулировок. При  анализе норм главы 54 ГК РФ складывается ощущение, что разработчик сам  никогда франчайзингом на практике не занимался и не видит франчайзинг  изнутри.

Мы видим следующие  наиболее характерные минусы договора коммерческой концессии: требование о  двойной регистрации договора, субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в  случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность  правообладателя по требованиям  к качеству товаров и услуг, реализуемых  пользователем, безусловная возможность  расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за 6 месяцев, если больший срок не установлен в договоре, право пользователя в  срочном договоре заключить договор  на новый срок на тех же условиях, ничтожность всего договора полностью (включая нормы договора, не связанные  с передачей права пользования  товарным знаком или правами патентообладателя) при отсутствии регистрации в  Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др. бладателя) при отсутствии регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др.

Компания, которая единолично (только от имени себя) передает право  пользования фирменным наименованием  и/или коммерческим обозначением наряду с охраняемой коммерческой информацией, составляющей содержание франшизы, вынуждена  использовать коммерческую концессию.

К примеру, один из ведущих  региональных франчайзоров в сфере  общественного питания компания «Рестостар», обладающая товарными  знаки Sушка, СК Оливье, ресторан Титаник 2000, La Cucaracha, ресторан TUSSE и др., передает единым договором коммерческой концессии  право использования фирменного наименования, товарного знака, и  предоставляет охраняемую коммерческую информацию о методике

 

ведения бизнеса под своей  маркой. Аналогичную схему применяет  компания «Веста-Центр Интернейшнл», одна из крупнейших ассоциаций российского  ресторанного бизнеса, в которую  входят сети кафе «Гин-но Таки» и  «Якитория».

Как правило, иностранные  компании работают в России по двухуровневой  системе, предоставляя одному российскому  предпринимателю по Генеральному договору коммерческой концессии «Мастер-франшизу», т.е. передавая исключительные права  на продажу и «эксплуатацию» своих  франшиз другим предпринимателям на территории РФ уже по договорам коммерческой субконцессии. По этому пути идут, к  примеру, правообладатель товарного  знака «Сбарро», который предоставил  Мастер-франшизу российской компании «Бразерс и компания», или уже  упомянутый «классик франчайзинга»  компания «Сабвей», ведущая дела в  России через «Subway Russia Franchising Company, LLC».

«Lights»-вариантом ухода  от проблем коммерческой концессии  пользуются компания «Ростикс Групп» (товарные знаки «Il PATIO», «Планета СУШИ»), компания «Yum! Brands» (товарный знак «Ростикс-KFC»). Указанные франчайзоры выделяют из своего договора коммерческой концессии  лицензионный договор, в том числе  с тем, чтобы юридическая судьба этих договоров была независима, то есть действительность и наличие  регистрации одного из них не влияли на действительность другого. Компания ЗАО «Ланч» (сеть трактиров русской  кухни «Ёлки-Палки») также оформляют  свои взаимоотношения с партнером  с помощью сочетания лицензионного  договора и договора коммерческой концессии.

В целом, можно сказать, что, несмотря на указанные негативные моменты  коммерческой концессии, наши рестораторы-франчайзоры  не стараются избегать ее применения с помощью альтернативных договорных конструкций, когда речь идет о клонировании бизнеса, однако российское законодательство позволяет обходить коммерческую концессию, в частности, с помощью лицензионного  договора, консалтингового договора, договора на обучение сотрудников франчайзи  и др. Лицензионный договор, будучи классическим договором, применяемым  при оформлении франчайзинговых  отношений, не обладает недостатками российского  договора коммерческой концессии, за исключением  пожалуй обязательной регистрации  в Роспатенте под угрозой ничтожности, что сделано само по себе в интересах  франчайзора, но трудности возникают  из-за традиционной для России длительности самой регистрации.

Исключительно лицензионным договором пользуются только компании, занимающиеся «брендингом» в сфере  общественного питания, при котором  не происходит клонирования бизнеса. Партнер  получает только право пользования  товарным знаком по лицензионному договору, налаженную систему поставок сырья  и одинаковое оборудование. Такой  «протофранчайзинг» использует например компания, имеющая права на товарный знак «Broaster». Ее лицензиаты не обязаны  копировать бизнес, т.е. они вправе сами устанавливать меню, цены, а так  же

 

открывать торговую точку  со своим дизайном помещения. С лицензиатами компанию связывает только бренд, одинаковое оборудование и использование фирменных  ингредиентов для приготовления  полуфабрикатов и одноразовой посуды с логотипом Broaster.

Тема взаимоотношений  франчайзоров и франчайзи с государством продолжает оставаться актуальной для  России. Не секрет, что часто возможность  франчайзи работать находится в  прямой зависимости от его способности  договориться с властями.

В России по прежнему на ура  идут недорогие франшизы. Исходя из своей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать  франшизы, но при условии, что общие  затраты на открытие бизнеса не превысят $ 100-120 тыс.

Для сравнения, франшиза «Ростик'с- KFC» стоит $40900 - паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый  фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживаня  «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от $250 тыс., для предприятия с отдельным  залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от $450 тыс.

При заключении договора на покупку франшизы «IL Патио» лицензиат  оплачивает паушальный взнос вразмере $40тыс. После открытия предприятия  лицензиат ежемесячно выплачивает  лицензионное вознаграждение вразмере 6% отвыручки иот2 до4% нанациональный маркетинг ирекламу. Стандартный  ресторан «IL Патио» общей площадью 320-350кв.м. требует затрат израсчета $1500накв.м.

Примерные инвестиции для  открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют $20-60 тыс. в зависимости от площади  помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет $11 тыс.

Франшизный бутербродный ресторан «SUBWAY» при размере паушального  взноса за франшизу в $10000 и роялти 8% требует инвестиций от $108тыс. на фуд-кортах до $251 тыс. для отдельно стоящего здания ресторана.

Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана "Сбарро", составляет около $400-500 тыс. Для ресторана на фуд-корте объем  необходимых инвестиций составляет около $170-220 тыс.

На открытие Частной пивоварни  «Schultz» потребуется до $230 тыс. Если Вы хотите открыть японский ресторан «Якитория», только единовременный платеж составит от $ 300 тыс. Открытие одной  точки Papa Johns обходится в $350 тыс. В  среднем стоимость создания одного франшизного трактира «Елки-Палки» составляет $300-450 тыс. Ресторан уровня "Пиццы Хат" в центре Москвы может стоить порядка $700 тыс.

Таковы реалии современного российского франчайзинга в сфере  общепита. Есть множество аргументов, позволяющих надеяться на позитивные изменения в 

 

рассматриваемой области. Российский бизнес «взрослеет», увеличивается  «покупательная способность» российских франчайзи, в Россию проникают лучшие черты западной деловой культуры. Потребитель также повышает требования к качеству еды и способу ее подачи, т.е. к обслуживанию. Ускорение  темпа жизни людей порождает  моду и порой даже необходимость  питания вне дома. Наблюдается  явная тенденция к увеличению франчайзинговых точек рестораторов по отношению к собственным: у  предприятий уже упомянутой «Веста-Центр  Интернешнл» (торговые марки «Гин-но Таки», «Якитория» и др.) на данный момент соотношение 50/50, у Росинтера - 20% собственных  по отношению к 80% франчайзинговых  точек, Сабвей как во всем мире, так  и в России традиционно применяет  исключительно франчайзинг (100% франшизных предприятий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

Сфера общественного питания  за годы реформ претерпела существенные изменения и доказала в целом  свою высокую мобильность и конкурентоспособность. В последнее время наблюдается  заметное повышение качества продукции  и обслуживания потребителей в данном секторе.

В ближайшее время можно  ожидать довольно жесткой конкуренции  в борьбе за российского покупателя, и задача наших торговых предприятий - сохранить цивилизованную отечественную  торговлю и национальную культуру питания. Для этого есть временной ресурс три-пять лет. Эта цифра объясняется  тем, что по количеству магазинов, ресторанов и кафе в пересчете на душу населения  Россия значительно отстает от мировых  стандартов и здесь есть резерв для  деловой активности. Так, анализ отечественного рынка в области общественного  питания показал, что в ближайшие  три года объем реализации только фаст-фуда может быть увеличен в  пять раз и составит около 1,5 млрд долларов в год. Это же касается и  сетевых рестранов.

Все большую популярность приобретают отечественные сети ресторанов «быстрого питания», являющиеся наиболее востребованными сегодня  массовым потребителем. Улучшается качество питания и уровень обслуживания.

Россия в своем развитии неизбежно будет повторять мировые  тенденции: роль и значение сферы  услуг в её экономике будут  расти, а малый бизнес возьмет  на себя основное бремя в деле обеспечения  подъема уровня жизни населения.

Следовательно, неизбежный рост числа и влияния малых  фирм потребует активного использования  франчайзинга в самых неожиданных  областях хозяйственной деятельности.

Информация о работе Франчайзинг в ресторанном бизнесе