Функционирование оффшорных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Оффшорная зона является одной из разновидностей свободных экономических зон.
В используемых классификациях их относят к сервисным свободным экономическим зонам, особенностью которых является создание для предпринимателей благоприятного валютно-финансового, фискального режима, высокого уровня банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Функционирование оффшорных зон.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

3) Политическая  стабильность в оффшорных юрисдикциях,  необходимая для укрепления доверия иностранных инвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежной клиентуры.

4) Определённая  административная автономность  оффшорных центров, если они  являются анклавами или эксклавами  таможенных территорий оффшорных  юрисдикций. Для малых стран этот фактор не важен, поскольку оффшорный режим обычно применяется на всей территории.

5) Развитая техническая  инфраструктура, включающая наличие  сети транспорта и связи, комплекса  служебных и жилых помещений  для осуществления интенсивного, быстрого и устойчивого общения с внешним миром.

6) Развитая и  комплексная деловая инфраструктура, включающая банки, страховые и трастовые компании международного класса, и необходимое количество специалистов для обслуживания оффшорных операций (финансисты, аудиторы, бухгалтеры, юристы, программисты и переводчики).

7) Полномочный  и компетентный орган государственного  управления работой оффшорного  центра.

8) Моральная,  материальная и политическая  поддержка законодательной, исполнительной  и судебных властей оффшорной юрисдикции в ходе учреждения и развития оффшорного центра.

9) Постоянное  рекламное присутствие оффшорного  центра на мировом рынке оффшорных  услуг.

10) Система межправительственных  соглашений об избежания двойного налогообложения доходов с зарубежными странами.

11) Участие оффшорной  юрисдикции в международном сотрудничестве  по борьбе с отмыванием незаконных  доходов.

12) Членство  оффшорной юрисдикции в Гаагской  конвенции по апостилированию  документов.

Короче говоря, оффшорными финансовыми центрами следует считать часть или всю территорию оффшорных юрисдикций, которые законодательно гарантируют учреждение, регистрацию и функционирование оффшорных компаний иностранных резидентов-акционеров и разрешают им вести льготные зарубежные коммерческие операции под своим исключительно мягким контролем.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным  агентам следующие преимущества налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного  контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов. По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу финансов и предоставление различного рода услуг.

Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Кампионе на границе  между Швейцарией и Италией, спонтанно  ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населённым пунктом.

Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и судовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в Великобритании и в бывших её колониальных владениях.

На протяжении всей истории предпринимательства  корпорации стремились к тому, чтобы  ограничить ответственность своих  инвесторов. В XIX веке правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью.

Разделение  компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев действительно привело  к бурному оживлению деловой  активности в странах, принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски законных путей снижения налогообложения.

В свое время  лорд Клайд заметил, что ни один человек  не имеет ни малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения своих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше из его карманов. Точно так же современные директора сознают, что их обязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законно уменьшить налоговую ношу вверенной им компании. На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО. Так как для создания военных баз требовались как раз территории Карибского и Тихоокеанского бассейнов была автоматически решена задача охраны оффшорных зон, в которых скапливалось со временем огромное количество коммерчески значимой информации.

Использование иностранных компаний особенно актуально  для предпринимателей, работающих в  странах бывшего Восточного блока. Высокая степень инвестиционного  риска, обусловленная существующей в этих странах экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью, ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны-рецепиенты иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна-получатель иностранных займов не является исключением. Однако можно лишь с натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми доступными средствами, хотя нельзя не согласиться, что иностранные компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с национальными компаниями.

К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова  Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также  Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров  в мире исчислялось единицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в создании оффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всём мире существовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно неравномерно распределены по континентам и странам. В частности, в Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе17, в Азии 12, в Океании 7, в Северной Америке 5, в Африке 4, в Австралии 1 центр. Около 70% всех оффшорных центров создано в развивающихся странах и территориях, остальные в промышленно развитых государствах.

За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные центры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно-финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынные специального исследования, проведенного экспертами Международного валютного фонда (МВФ).

В подготовленном МВФ докладе анализировались  масштабы и динамика зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах (Багамские острова, Гонконг, Бахрейн, Панама, Сингапур, Каймановы острова, Нидерландские Антильские, острова).

В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежные банковские депозиты по своим размерам значительно превышают основные макроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышают обычные потребности банковского обслуживания национальной экономики. Совокупные зарубежные банковские депозиты всех семи оффшорных центров составили в 1975 г. 21,7% таких депозитов всех развитых стран мира, в 1980 г. 27,6%, в 1985 г. 28,1%, в 1990 г. 27,1%, в 1995г. 28,3%.

О масштабах  оффшорного бизнеса свидетельствуют  и данные о количестве оффшорных  компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в начале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний, на острове Мэн 40 тыс., в Гибралтаре 25 тыс., в Ирландии 22 тыс., на Багамах 21 тыс., на островах Гернси и Джерси по 20 тыс., на Каймановых островах 18 тыс., на Кипре 13 тыс.

По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные  компании получают скидку на налог  на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой получать иностранные займы и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная идея вполне может быть использована и  при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия) данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

 

 

    1.  Цели создания и использования оффшорных зон

 

Оффшорные зоны составляют особый класс среди свободных  экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность.

Если рассматривать  учреждение оффшорной компании как  реализацию права налогоплательщика  «выбирать любые допустимые законом методы для уменьшения налоговых обязательств» и получения большей свободы действий, то разработку и принятие «антиоффшорного» законодательства следует считать воплощением права государства отстаивать свои национальные интересы и обязанности проводить экономическую политику во благо всего народа, а не отдельной, наиболее обеспеченной части населения.

Данные государства  получают дополнительные финансовые поступления  от резидентов других стран, то есть по сути извлекают для себя прибыль  из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, бизнес ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.п.

Каждому предпринимателю  приходится самостоятельно выбирать наиболее приемлемую для его вида бизнеса  зону, в которой он пройдет регистрацию  оффшор. При этом обычно в качестве основных признаков, по которым бизнесмены выбирают ту или иную оффшорную зону, является надежность государства и его мировой имидж, а также особенности и нюансы процесса регистрации оффшор.

Грамотный предприниматель, прежде всего, обратит внимание на особенности  политической ситуации в стране, где он планирует купить оффшор или зарегистрировать его. Как правило, надежные государства, отличающиеся стабильной политической ситуацией, являются наиболее привлекательными для владельцев. Отлично зарекомендовала себя уже в течение многих лет Швейцария как одна из наиболее выгодных оффшорных зон.

Немаловажным фактором в принятии решения о той или  иной оффшорной зоне является налогообложение. Так, для любого предпринимателя  наиболее выгодными условиями будут  минимальные налоги с доходов и прибыли или вовсе полное отсутствие налоговых сборов с оффшоров.

Еще одним моментом, который  нужно учесть при регистрации, является отсутствие или наличие в стране, которая является оффшорной зоной, валютного контроля со стороны государства. Стоит отметить, что развитые страны давно уже ушли от такого вида контроля и, как правило, контроль денежных потоков оффшоров не осуществляется.

Большую роль в удобстве управления оффшоров является географическое расположение оффшорной зоны, в которой  планируется зарегистрировать оффшор. Удобство расположения офиса компании позволяет оперативно и эффективно принимать и согласовывать решения, касающиеся деятельности оффшора.

Информация о работе Функционирование оффшорных зон