Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы - анализ эволюции понятия теневая экономика
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Указать сущность и структуру теневой экономики
2. Проанализировать изменения функционирования теневой экономики в РФ и оценить современной состояние теневой экономики в России
3. Раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России и выявить методы борьбы с теневой экономикой государства
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теневая экономика: понятие, структура…………………………………..4
1.1.Определение теневой экономики………………………………………………..4
1.2.Структура теневой экономики…………………………………………………...9
Глава 2. Функционирование теневой экономики в России……………………....14
2.1. Теневизация Российского общества: причины и последствия……………...14
2.2. Теневая экономика в СССР……………………………………………………15
2.3.Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг…………………....16
2.4. Эволюция теневой экономики в России……………………………………….19
2.5. Современное состояние теневой экономики РФ……………………………….23
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………. …..28
3.1. Цели и методы борьбы с теневой экономикой государства………………….28
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………………33
Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.
Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.
Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который дает возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья. Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причем значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные офшоры. Розовый рынок берет свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В.И. Ленин лично дал карандашной фабрике А. Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ. Внутри этого рынка, по существу, встроенного в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального обмена услугами в региональном плане - между центром и местами, в отраслевом между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов - борьба за выделение максимального объема ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шел настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путем яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причем многие представители номенклатуры жили по принципу - «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Быками считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х годов привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и денежного дефицита.
В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных) для своих - узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
Серый рынок - зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды. Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти. Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат - связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привел к широкомасштабным спекуляции и торговле «из - под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.
Другая составляющая серого рынка - это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности. Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализованном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.
В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.
Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне» (каламбур), авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
Черный рынок - это своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и полиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».
Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.
Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.
Черный рынок организован по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании - «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.
Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков - хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Здесь черный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.
Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Латов Ю.В. Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики. «Вторая («беловоротничковая») экономика» так окрестил Ю.В Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому я считают, будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Латова Ю.В., с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.
2. Функционирование теневой экономики в РФ
2.1. Теневизация Российского общества: причины и последствия.
Главный инструмент формирования эффективной экономики и цивилизованного общества - это нормально работающие социальные институты, создающие условия для развития экономики, - это семья и брак, политическая система, правовая система, СМИ, институты науки и культуры, образования и медицины, церковь и экономические институты. На формирование гражданского общества обычно уходят века. Россия этих веков не имела. Реформы с самого начала пошли вне каких-либо общепринятых норм и правил экономического поведения. Естественным следствием этого и явился взрывной рост теневой экономики в 90-е годы. Рыночная реформа 1992 г. была проведена тогда, когда не только не было никаких требуемых для ее успеха нормально работающих социальных и экономических институтов, но, более того, когда еще действовали кадры и образцы поведения, унаследованные из советской эпохи. Реформаторами были бывшие представители партийно-советской номенклатуры, не имевшие опыта хозяйствования в условиях рынка, но, напротив, имели опыт хозяйствования в советских условиях. Поэтому рыночные реформы 90-х годов регулировались не столько рыночными социальными и экономическими институтами, сколько совсем другими, не капиталистическими рычагами. Не менее важным фактором теневизации экономики и общества явились дефекты экономической политики «перехода к рынку». Это - дефекты приватизации госсобственности; порочность постсоветской налоговой системы; дефекты банковской политики.
2.2. Теневая экономика в СССР
Советская власть попыталась, прибегнув к жесточайшему диктату и подчинив мирную жизнь нормам военного времени, сохранить и упрочить державность и при этом подавить коррупцию, но эта попытка успехом не увенчалась. Именно в этот период возникли неформальные составляющие официальной экономики. К ним относится, например, пресловутая система привилегии для представителей органов власти. Она не была нелегальной и не нарушала никаких законов, ибо на этот счет просто не существовало законодательных норм. Привилегии были предметом негласной регламентации. Они всячески культивировались властью, но обсуждать их в публичной сфере, было не принято. Советская теневая экономика была основана, прежде всего, на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном воровстве у государства.
Советское воровство у государства осуществлялось в первую очередь на рабочем месте. Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Это не просто воровство, а воровство «по чину», негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставляло дозированные возможности для приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия, их утилизации для работы «налево», «использования служебного положения» для получения взяток. Известно, что не уровень формальной заработной платы определял материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов.
2.3. Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг.
Бум теневой экономики в России, вне всякого сомнения, сопряжён с рядом развёрнутых в этот период реформационных процессов. Главные из них: приватизация, приведшая к захвату собственности узким (элитным) слоем граждан; дестимулирующая по отношению к отечественному производству экономическая политика, радикальное изменение условий, определяющих уровень и динамику материального благосостояния основной массы населения.
Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: массовую форсированную приватизацию, одномандатную либерализацию цен, разовое «открытие» отечественной экономики внешнему миру, рестриктивную денежно-кредитную политику, жёсткий налоговый прессинг производителей.
Сдвиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в связке «качество – цена». Продукция советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагается то, что «нельзя купить в магазине» - будь то недоступный импорт или продукты домашнего производства. Соответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше. В них включается надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье Уголовного кодекса). Добавлю, что произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах «цеховиков», но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.
Расширилась «тень» и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции, но масштабы, видимо, возросли. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформляются договорами.
Информация о работе Функционирование теневой экономики в России