Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы - анализ эволюции понятия теневая экономика
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Указать сущность и структуру теневой экономики
2. Проанализировать изменения функционирования теневой экономики в РФ и оценить современной состояние теневой экономики в России
3. Раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России и выявить методы борьбы с теневой экономикой государства
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теневая экономика: понятие, структура…………………………………..4
1.1.Определение теневой экономики………………………………………………..4
1.2.Структура теневой экономики…………………………………………………...9
Глава 2. Функционирование теневой экономики в России……………………....14
2.1. Теневизация Российского общества: причины и последствия……………...14
2.2. Теневая экономика в СССР……………………………………………………15
2.3.Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг…………………....16
2.4. Эволюция теневой экономики в России……………………………………….19
2.5. Современное состояние теневой экономики РФ……………………………….23
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………. …..28
3.1. Цели и методы борьбы с теневой экономикой государства………………….28
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………………33
В свете сказанного теневую экономику можно определить как состояние самоорганизующейся системы, при котором она развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.
Системный подход к анализу проблем теневой экономики предполагает двоякое рассмотрение: в статике, поскольку лишь в этом случае познание способно охватить и смоделировать состав и строение данной системы, и в динамике ее действительного существования. Поэтому адекватное представление о сложнодинамической системе требует сопряжения трех плоскостей ее исследования: предметной, функциональной и исторической, поскольку они являются необходимыми и достаточными для системного подхода.
Система теневой экономики включает три уровня: информационный, функциональный и материальный. Первый из них - информационный - может быть представлен научной теорией теневой экономики, концепцией или доктриной теневой экономики. Второй - функциональный - включает в себя теневую экономическую политику. И, наконец, третий - материальный уровень - занимают учреждения, организации и экономические институты, в рамках которых реализуются теневые экономические отношения.
Теневая экономика имеет свою инфраструктуру. Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и, применительно к нашей ситуации, означает совокупность служб предприятий, обслуживающих теневую экономику.
Одним из основополагающих факторов, определяющих направленность развития экономической системы, в данном случае теневой экономики, является функциональный анализ реальной жизнедеятельности системы.
На уровне внутреннего функционирования система включает в себя две важнейшие функции - функцию сохранения действующей системы теневых экономических отношений и неразрывно связанную с ней функцию развития.
Следовательно, механизм функционирования системы теневой экономики непосредственно обеспечивает самоорганизацию системы, реализуя такие важные системообразующие свойства, как изменчивость, наследственность и отбор.
На уровне внешнего функционирования система содержит четыре основные функции - функцию дополнения, функцию замены, вторичную функцию и криминальную функцию.
Проанализировав в общих чертах теневой сектор экономики России, проведем сравнительный анализ ситуации в сфере платных услуг.
Одной из характерных особенностей современного состояния экономики России является ухудшение деятельности отраслей сферы обслуживания. В состав этой сферы в качестве одного из важнейших компонентов входит бытовое обслуживание населения.
По своей экономической сути сфера бытового обслуживания всегда оставалась отраслью, где в большей степени, чем в других отраслях народного хозяйства, действовали рыночные механизмы и регуляторы. Связано это с тем, что бытовому обслуживанию свойственно отсутствие посредников между производством и реализацией продуктов труда. Это в свою очередь приближало производителя к рынку, то есть к потребителю, требовало применения ряда объек-тивных рыночных регуляторов. Форсирование темпов и чрезмерное расширение масштабов приватизации собственности в сфере услуг должно было привести к бурному ее развитию, но в силу ряда причин дало обратный эффект. В результате сложилась ситуация, когда административно-управленческая верхушка отрасли копировала методологию народнохозяйственного планирования крупного производства, а сам рынок жил автономной экономической жизнью. С учетом всех этих моментов объемы реализации бытовых услуг населению в рамках теневой экономики составляют примерно 60% от объемов, констатируемых официальной статистикой. Особенно велики размеры нелегальной экономики в услугах по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
В дореформенный период причинами развития теневой экономики служили: нехватка ресурсов, недоукомплектованность предприятий бытового обслуживания рабочими различных профессий, квалифицированными инженерно-техническими работниками, запасными частями и деталями.
В настоящее время, когда дефицит устранен и в сфере бытового обслуживания наблюдается сильная конкуренция между предприятиями, основной причиной возникновения теневой экономики остается желание получить от реализации того или иного вида услуг максимальную прибыль. Теневой сектор предприятий бытового обслуживания может характеризоваться скрытой, неформальной и нелегальной деятельностью. Скрытая экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее предприятиями с целью уклонения от уплаты налогов.
Неформальная экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально.
Нелегальная экономическая деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды производства услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством.
За последние время в сфере бытового обслуживания произошли серьезные структурные изменения. Это касается, прежде всего, относительного вклада отдельных отраслевых групп услуг в общий объем бытового обслуживания. Одни виды услуг потеряли свою значимость и их вклад невелик, другие, наоборот, при общем экономическом спаде сохранили устойчивую тенденцию к рос-ту. В этой связи возникает необходимость в новых научных методах определения факторов развития сферы обслуживания с целью адаптации последних к существующим методам прогнозирования, и, следовательно, выявления таким образом, экономической конъюнктуры потребительского рынка товаров и услуг.
Глава 3. Цели и методы борьбы с теневой экономикой
3.1. Цели и методы борьбы с теневой экономикой государства
Практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») в некоторых аспектах помогают развитию официальной экономики:
- Сглаживают перепады в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой.
- Подпитывают своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Конечно, в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» теневая экономика.
С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики.
Однако если есть некоторые полезные функции явления, то речь должна идти не о цели уничтожения теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Экономисты считают, к примеру, что если приходится выбирать при прочих равных между организованной и неорганизованной преступностью, то организованная преступность является гораздо меньшим злом, чем преступность неорганизованная - более кровавая и менее контролируемая. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от них.
Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами. Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. Следовательно, снижению масштабов теневой экономики будет способствовать улучшение общей экономической ситуации; ощутимое снижение налогов и обязательных платежей, справедливые условия приватизации; совершенствование системы регулирования внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности; повышение надежности банковской системы; политическая стабильность в обществе; разработка эффективной программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционные ресурсы России.
Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина роста теневой экономики - это «плохие» законы, которые тормозят развитие деловой активности и вынуждают граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой - поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций, строгое соблюдение законов самим государством). На законодательном уровне необходимо ужесточение санкций за финансовые нарушения; четкое разграничение понятий «криминальный» и «теневой» капитал. Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции. Рыночное хозяйство построено на обожествлении дохода и прибыли. Поведение, направленное на получение выгоды любой ценой тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Для минимизации теневой экономики прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой - это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы - пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, стимулирование отношений доверия между предпринимателями. Необходимо сформировать позитивное общественное мнение в отношении отечественных предпринимателей, в том числе проживающих за рубежом и заботиться об общем моральном климате общества.
Заключение
Теневая экономика – это многогранное понятие. Это и экономическая деятельность, противоречащая законодательству, и скрытое производство, и просто не учитываемая официальной статистикой экономическая деятельность.
Влияние теневой экономической
деятельности нельзя оценивать однозначно,
однако, несмотря на некоторые позитивные
черты, это явление в целом
негативное. Оно порождает антисоциальное
перераспределение доходов, разрушает
систему централизованного
Целью, то есть предполагаемым результатом борьбы с явлением теневой экономики является не полное уничтожение, а оптимизация ее масштабов.
Легализации теневого сектора российской экономики, снижению его масштабов и распространенности могут способствовать следующие условия, выявленные в данной работе:
- улучшение общей экономической ситуации,
- ощутимое снижение налогов и обязательных платежей, справедливые условия приватизации;
- совершенствование системы
регулирования
- ужесточение санкций за финансовые нарушения;
- повышение надежности банковской системы;
- строгое соблюдение законов самим государством;
- политическая стабильность в обществе;
- четкое разграничение
понятий "криминальный" и "теневой"
капитал в законодательстве
- формирование позитивного
общественного мнения в
- разработка эффективной
программы репатриации
- рост доверия между предпринимателями.
В данной курсовой работе был проведен детальный анализ эволюции понятия теневая экономика; была указана сущность и структура теневой экономики; были проанализированы изменения функционирования теневой экономики в РФ и современное состояние теневой экономики в России; выявлены методы борьбы с теневой экономикой государства;
Информация о работе Функционирование теневой экономики в России