Функционирование теневой экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ эволюции понятия теневая экономика
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Указать сущность и структуру теневой экономики
2. Проанализировать изменения функционирования теневой экономики в РФ и оценить современной состояние теневой экономики в России
3. Раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России и выявить методы борьбы с теневой экономикой государства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теневая экономика: понятие, структура…………………………………..4
1.1.Определение теневой экономики………………………………………………..4
1.2.Структура теневой экономики…………………………………………………...9
Глава 2. Функционирование теневой экономики в России……………………....14
2.1. Теневизация Российского общества: причины и последствия……………...14
2.2. Теневая экономика в СССР……………………………………………………15
2.3.Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг…………………....16
2.4. Эволюция теневой экономики в России……………………………………….19
2.5. Современное состояние теневой экономики РФ……………………………….23
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………. …..28
3.1. Цели и методы борьбы с теневой экономикой государства………………….28
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Моя первая курсовая.docx

— 70.87 Кб (Скачать файл)

     Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством.

      Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным нашего опроса предпринимателей в 1997г., 84% респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушения, которые, видимо, также связаны с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.

      Итак, данное явление стало поистине всеобщим. Но главное в том, что не отчислять средства государству в полном объеме считается вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнения (в советский период столь же легитимной была утилизация «плохо лежащих» материальных ресурсов государства). В качестве общепринятых оправданий сегодня используются суждения о тяжелой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то по крайней мере широко признанной нормой.

      При всей неполноте картины, складывающейся на основе вышеизложенного, можно сделать вывод: теневая экономика устойчиво воспроизводилась, причём расширенно. При сокращении из года в год легального производства теневой капитал столь же неуклонно и ускоренно набирал вес, проникая во все сферы общественной жизни. Согласно некоторым приведённым экспертным заключениям, его доля составляла около 40%. В любом случае была достигнута «критическая масса»: влияние теневых факторов стало настолько ощутимым, что противоречие между легальной и теневой экономикой превратилось из второстепенного в ведущее социально-экономическое противоречие, формы проявления которого наблюдаются практически в любой сфере жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Эволюция теневой экономики в России

     Сравнение  результатов исследований, проведенных  социологами, позволяет дать оценку  изменениям, которые произошли в  теневой экономике.

     Первый бесспорный  факт состоит в резком увеличении  доли населения, осуществляющего  теневую деятельность. По данным  опросов, в 1990 г. наряду с  работой по официальному месту  занятости подрабатывали на теневом  рынке труда около 8% трудоспособного  населения. К 2001 г. доля населения,  совмещающего работу в официальной  экономике с теневой деятельностью,  составила 41% от количества опрошенных  граждан. Из их числа треть  (34%) занимается незарегистрированным  бизнесом, а 66% – работают по  найму на теневом рынке труда.  Кроме этого, немало людей,  которые порвали с официальной  экономикой и заняты только  на нелегальном рынке труда. 

С учетом того, что в теневой  экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется  максимальная продуманность мер  государственного воздействия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в  обществе.

     Второй существенный  аспект выражается в том, что  за годы реформ теневая экономика  заняла в нашем обществе качественно  иную нишу. Раньше она была  в роли антагониста идеологической  системы и командной экономики,  хотя и компенсировала изъяны  последней. Теперь же она и  официальная экономика имеет  общую рыночную основу и, в  известной мере, общую идеологическую  базу. Но объективные противоречия  между ними, в центре которых  находится государство, стали  более существенными. В повседневной  практике это выражается в  том, что интерес государства  состоит в пополнении финансовых  ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий  и населения развернут прямо  противоположно. На этом и держится  теневая экономика, сокращающая  налогооблагаемую базу, а то и  прямо «атакующая» «бремя» налоговых  и других выплат. В нынешних  условиях, обречена на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений.

     Третья важная  сторона проблемы связана с  тем, что теневая экономика  выросла до масштабов параллельной  экономики. Прежде она была  только спутником официальных  товарно–денежных отношений и  занимала несколько процентов  ВВП. Участие в ней выражалось  в приписках объемов работ  и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального  ремесленничества и т. п. 

     В настоящее  она срослась с официальной  экономикой и часто конкурирует  с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По данным опросов руководителей  предприятий и организаций, 38,3% из  них в прошлом (2000 г.) регулярно  или периодически занимались  выпуском "левой" продукции, 57,6% -постоянно или достаточно часто  нанимают работников без официального  оформления. На частных предприятиях  практика нелегального труда  наблюдается чаще, чем государственных.  Проникновение теневой экономики  в разные отрасли народного  хозяйства показывают такие примеры.  В декабре 2000 г. (только за один  месяц) осуществляли на теневом  рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт  квартир и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса  – 10,9%, покупали стройматериалы  и заказывали строительные работы  – 10,5% и т.д. 

     По данным  материалов уголовных дел, (проникновение  теневой экономики в сферу  внешнеэкономической деятельности  составляет до 90%). Приведенные факты  говорят о величине «вклада»  теневой экономики в удовлетворение  массовых потребностей населения.  Как пример можно рассматривать  импорт товаров народного потребления  по демпинговым ценам в ущерб  собственным производителям. Этот  вклад также заслуживает внимательного  учета при разработке мер воздействия  на нее. Учета как в плане  насыщения рынка товарами и  услугами, так и в связи с  ценами, ибо теневой рынок более  адекватен, нежели официальная  экономика платежеспособности населения.

     Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение.

     Во - первых, в различных структурах государственной службы пустила глубокие корни, чуть ли не отлаженная система поборов; Во - вторых, при самом негативном отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных вопросов. Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением.  Как пример можно рассмотреть неоднократное повышение «заградительных пошлин» на ввоз автомашин, якобы для защиты отечественного производителя, что приводит к возникновению различных схем по минимизации уплаты таможенных пошлин и налогов, так называемый лоббизм интересов различных финансовых.

     Если смотреть  на проблему «в общем», то наличие  теневых отношений в системе  государственных учреждений, в здравоохранении,  образовании, науке, культуре  резко ускоряют процесс утраты  правовых и нравственных ограничителей  в обществе. Рекламные призывы  к населению от имени налогового  ведомства типа "Уплати налоги  и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По  данным различных социологических  опросов, только около 23,5% руководителей  предприятий видят реальную опасность  быть уличенными в уклонении  от налогов; считают допустимым  не платить налоги с доходов  от индивидуальной трудовой деятельности 64,3% населения.

Эволюцию теневой экономики  в сфере внешнеэкономической  деятельности можно рассмотреть  на следующих примерах:

     Если в начале  рыночных реформ для сферы  внешнеэкономической деятельности  было характерным почти полное  игнорирование соблюдения законов,  направленных на регулирование  внешнеэкономической деятельности (вместо дорогостоящих товаров в документах декларировались дешевые, ввоз товаров безо всякого декларирования вообще, ложный транзит), то в настоящее время данная деятельность завуалирована, ей придается видимость легальной. При этом создаются и используются различные многоступенчатые схемы по ввозу контрабандных товаров, их легализации, переводам денег через корреспондентские счета банков-нерезидентов. Примером служит уголовное дело по ст. 188 ч.4 УК РФ в отношении директора и декларанта ООО «Главевротранс», возбужденное по материалам проверки ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы и расследованное СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы. Приговором Никулинского суда г. Москвы директор и декларант указанной организации приговорены к 7 годам лишения свободы.

      Еще одной  разновидностью теневой экономики  в сфере ВЭД является незаконное  возмещение НДС из Федерального  бюджета. Под видом экспорта  дорогостоящих товаров в страны  дальнего зарубежья, на имя  подставных фирм получателей  производится отправка товаров  «нулевой» стоимости – так  называемый «лжеэкспорт». При этом создается видимость получения денежных средств за поставленный товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Современное состояние теневой экономики РФ

     Современное состояние, в котором находится сейчас Россия, определяет актуальность усиления государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны.

   Избранный президент России В.В. Путин в своей программной статье «Россия на рубеже тысячелетий» отметил: «Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика дает сбои при проведении ее в жизнь из-за слабости государственной власти, органов управления. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее».

     Различные политики и экономисты критикуют Правительство и президента за отсутствие целенаправленной экономической программы. Но реально разработать такую программу, учитывающую 60% тени, очень сложно или просто невозможно. На наш взгляд, первоначально нужно сконцентрировать усилия на борьбе с активно развивающимся государственно-мафиозным капитализмом, основой которого является «черный» бизнес, а затем решать важнейшие соци-ально-экономические задачи.

     Наряду с определенными положительными итогами в проведении политических и экономических реформ в стране усиливаются негативные процессы в экономике и в социальной сфере. Анализ складывающейся ситуации свидетельствует о ярко выраженной угрозе со стороны теневой экономики. По оценке Госкомстата России, на теневой сектор приходится до 40 % валового внутреннего продукта. Налицо переход некоторых отраслей экономики на принципы теневого функционирования, распространение влияния организованной преступности на ключевые направления экономической деятельности, расширение масштабов и изменение качества самой экономической преступности.

     На протяжении большей части советской истории усиленно пропагандировалась идея о том, что СССР - страна беспроблемной экономики, что экономическая система, функционирующая на основе общественной собственности на средства производства, устраняет основу для каких-либо «теневых» процессов, а потому в стране нет, и не может быть экономической преступности.

    История теневой экономики в России началась, конечно, не в годы перестройки. В 30-е годы существовало множество производственных кооперативов и мелких собственников, а советский «махинатор-бизнесмен» Корейко сделал свои миллионы не путем грабежа и разбоя. В 70-е подделывали, копировали джинсы западных производителей, продавая их затем из-под «полы». Самыми престижными профессиями тогда были снабженец, продавец, таксист, грузчик. В 80-е с возникновением первых кооперативов началась новая эпоха теневого бизнеса в России. По сути, государство дало разрешение на частное предпринимательство, и те люди, которые вчера преследовались как спекулянты, стали первыми бизнесменами. Нормативно-правовая база в то время не успевала за жизнью, ни о каких налогах со стороны государства речи не было. Зато был рэкет с утюгами, стрельбой и прочими прелестями.

    Из этого следует, что теневая экономика - это сложное явление социальной действительности, присущее любой социально-экономической системе и прямо противоположное ей. Конкретные формы проявления теневой хозяйственной деятельности определяются экономическим содержанием действующей социально-экономической системы, поэтому наряду с хозяйственной деятельностью, осуществляемой в легальных рамках, существует достаточно обширный сектор, называемый теневой экономикой, который активно влияет на большинство обычных, "нормальных" экономических процессов. Никакая государственная машина, никакая система общественного устройства не обеспечит условий, в которых невозможна теневая экономика. Причина в человеческой природе. Человек - предприниматель. За свою работу он хочет получить как можно больше материальных благ, ни с кем не делясь. А общество состоит из разных людей, не все могут быть предпринимателями. Есть старики, дети, и для их выживания общество должно забирать часть продукта, произведенного предпринимателями для перераспределения. Это правильно, и без этого нельзя. Чем выше развитие общества, тем более справедливо перераспределение, но добиться всеобщего законопослушания в экономических вопросах практически невозможно.

Информация о работе Функционирование теневой экономики в России