Газовая промышленность России – конкурентоспособность на рынках евроазиатского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение газовой промышленности России на международном рынке.
Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить место газовой промышленности России по ТЭР
Изучить основные проблемы газовой промышленности России
Изучить перспективы развития газовой промышленности России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Газовая промышленность России: место по ТЭР, проблемы, перспективы развития……….…………………………………………………..6
1.1. Место газовой промышленности России по ТЭР………………..………..6
1.2. Газовая промышленность России – проблемы…………….……….….….11
1.3. Газовая промышленность России – перспективы развития…………..….16
Глава 2. Конкурентоспособность газовой промышленности России на рынках евроазиатского региона, деятельность ОАО «Газпром»…………………...…21
2.1. Энергодиалог России и ЕС…………………………………………..……..21
2.2. Конкурентоспособность газовой промышленности России на рынках евроазиатского региона…………………….………………………..…….……24
2.3. Основные итоги деятельности ОАО «Газпром» за 2011 год…………….30
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…………………………………..……..39
Приложения……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Gazovaya_promyshlennost_Rossii_martynyuk.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

При таких подходах к  развитию добычи природного газа требуется выполнить конкретную реконструкцию всей системы газоснабжения с целью осуществления поставок газа на внутрироссийские нужды и на экспорт для дальнейшего улучшения энергетической и экономической эффективности, подготовить систему ПГХ для повышения надежности газоснабжения народного хозяйства, кратно увеличив при этом извлечение полезных компонентов из добываемого газа. Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов. Особую важность проблема газификации сел и городов приобретает и районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Намечено увеличить использование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны. Помимо Западной Сибири важную роль и газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжский районы России.

В ближайшей перспективе  намечаются работы по вовлечению в хозяйственный оборот новых месторождений нефти и газа полуострова Ямал, Западной Сибири и Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) и освоению месторождений нефти и газа, расположенных на континентальном шельфе, 70% территории которого перспективны в нефтегазоносном отношении. Для освоения перспективных месторождений потребуется привлечение иностранного капитала. Так, в Западной Сибири американская компания "Амоко" будет участвовать в эксплуатации Приобского месторождения. На базе Ардалинского месторождения Тимано-Печорской провинции работает российско-американское предприятие. Благоприятны перспективы совместного освоения месторождений шельфовой зоны острова Сахалин с привлечением японского и американского капиталов.

Что касается экспорта, то крупнейшим на сегодняшний день проектом "Газпрома" по увеличению поставок газа за рубеж является строительство  трансконтинентальной газовой магистрали "Ямал—Европа" общей протяженностью 4000 км. Этот трубопровод пройдет от месторождений полуострова Ямал через Центральную Россию и Белоруссию в Польшу, Германию (от главной магистрали в будущем предполагается сооружение ответвлений в разные европейские страны).

Интересными представляются многие другие проекты транспортировки  российского газа. Например, российско-болгарский проект для перекачки газа в Грецию (до этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию). Другой проект — новый южно-европейский газопровод, который должен пройти по территории Словакии, Венгрии, Словении с выходом в Северную Италию и соединить эти страны с магистралью "Ямал-Европа".

Изучаются возможности  транспортировки природного газа из России в Западную Европу северным маршрутом — через Финляндию, Швецию, Данию. А также — в страны Восточной Азии — КНР, КНДР и Республику Корея (после создания газодобывающего района в Иркутской области и Якутии) и т.д.

На сегодняшний день главным игроком на газовом рынке  Российской федерации является Газпром. Однако, по словам чиновника В. Христенко, газовые компании, не входящие в группу «Газпром», к 2015-2020 годам займут в России доминирующие позиции. В 2006 году доля независимых газовых компаний составила около 25% в объеме российского потребления, а в 2015-м она планируется уже на уровне 47%13.

Однако не стоит забывать и тот факт, что сектор независимых  производителей газа в России весьма эфемерный. Во-первых, их бизнес практически  полностью зависит от монополии, которая может спокойно заставить их продать газ себе, нужному трейдеру или потребителю. Может она и перекрыть поставки по уже заключенным контрактам. Во-вторых, в последние годы наблюдалась тенденция снижения числа независимых производителей. Де-факто этого статуса лишилась «Итера» (превратилась в трейдера), де-юре - «Нортгаз» и «Сибнефтегаз», контрольные пакеты в которых получила группа «Газпром» и др.

Тем не менее, в цифрах взлет поставок «других предприятий газовой и нефтяной промышленности» (так они названы в балансе) за десять лет впечатляет24. Их добыча должна вырасти с 95 млрд до 224 млрд куб.м (130%). Монополист увеличит добычу лишь на 11% (65 млрд куб. м), до 619 млрд. Поступления среднеазиатского сырья ожидаются лишь на 10 млрд куб.м больше, чем в прошлом году. При этом запланирован резкий – на 120 млрд куб.м – рост экспорта, который не покрывается ни газпромовским приростом, ни газом из Средней Азии. Неудивительно, что и 70 с лишним млрд куб. м, на которые увеличатся потребности России (с 400 до 476 млрд куб. м), должны обеспечить ставшие востребованными независимые.

По мнению экспертов, совершенно реально осуществление  таких программ, как:

-доведение добычи  газа в стране к 2020 году до 900-1000 млрд. куб.м;

-освоение газовых  месторождений полуострова Ямал;

-создание нового поколения  газопроводов;

-формирование нефтяной  и газовой промышленности Восточной  Сибири и Дальнего Востока  и ускорение этого процесса  путем строительства газопроводов  Ямал-Китай-Корея;

-создание газохимической промышленности на Востоке страны. Для этого есть сырьевые ресурсы, сохраняющиеся пока мощности строительных организаций, инженеры, специалисты, рабочие - носители опыта и знаний  
масштабного развития газовой промышленности в прошлом.

 

 

ГЛАВА 2. КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТЬ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА РЫНКАХ ЕВРОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА

 

2.1.Энергодиалог России и ЕС

 

Россия и ЕС тесно  связаны практически во всех сферах политического и экономического сотрудничества. Евросоюз продолжает оставаться нашим основным торговым партнером (около 50% нашего внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС), а Россия, со своей стороны, по-прежнему входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая) и находится на лидирующих позициях стран – поставщиков в ЕС природного газа, нефти и нефтепродуктов. Несмотря на то что в последние годы увеличивается удельный вес сотрудничества в энергетической сфере с азиатскими партнерами, первостепенная важность сотрудничества с Евросоюзом в обозримой перспективе сохраняется.

Основная цель внешней  энергетической политики нашей страны, согласно «Энергетической стратегии  России до 2030 года», – «...максимально  эффективное использование энергетического  потенциала России для полноценной  интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики». Наши подходы к выстраиванию отношений с Европейским союзом в энергетической сфере были определены в Указе президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В этом документе, в частности, отмечается: «Развивать взаимовыгодное энергетическое партнерство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств».

Добиться реализации этих целей  в одностороннем порядке мы не можем. В этом смысле ключевой инструмент для развития взаимовыгодного партнерства  – Энергодиалог Россия–ЕС, созданный  в 2000 году и успевший сформироваться в качестве главной переговорной площадки.

Предварительные итоги Энергодиалога  в 2012 году пока нельзя назвать однозначными. С одной стороны, активно начал  работу Консультативный совет по газу при координаторах Энергодиалога  Россия–ЕС, имеющий в своем составе известных и уважаемых экспертов и сосредоточившийся на таких актуальных темах, как долгосрочные тенденции и сценарии сотрудничества России и ЕС в газовой сфере, вопросы развития внутренних рынков и газовой инфраструктуры. Однако до настоящего времени не удалось добиться существенного прогресса в решении целого ряда проблем наших текущих и перспективных отношений в газовой сфере. Проблемы эти в том числе связаны с несколькими обстоятельствами:

– механизмами для своевременного предоставления новых мощностей  по транспортировке газа в соответствии с рыночным спросом;

– рисками негативного влияния  рыночных преобразований на существующие долгосрочные контракты на поставку и транспортировку газа и на соответствующие  инвестиции;

– рисками нарушения  устойчивой поставки газа в случае необходимости пересечения нескольких межстрановых границ;

– определением и совместной поддержкой газотранспортных проектов общего интереса для России и ЕС и т.д.

Имеются нерешенные вопросы  в газовой сфере, объясняющиеся желанием ЕС перестроить сложившуюся архитектуру отношений в связи с имплементацией Третьего энергетического пакета.

Первого ноября 2012 года поставки природного газа по ответвлению газопровода  «Северный поток» ОПАЛ должны были выйти на проектную мощность. Этого не произошло вследствие отказа европейской стороны предоставить проекту изъятия из Третьего энергетического пакета в объеме, достаточном для своевременного выполнения российской компанией обязательств по поставкам газа в соответствии с контрактами, заключенными под строительство газопровода «Северный поток».

Нельзя не сказать  и об антимонопольном расследовании  в отношении деятельности ОАО  «Газпром» на рынке ЕС. Нас заверяют, что в этом деле отсутствуют политические мотивы и что комиссия «вынуждена» начать расследование в связи с поступившими жалобами от стран – членов ЕС, при этом каких именно стран, не уточняется.

Весьма интенсивными в 2012 году были также переговорные усилия сторон по заключению соглашения о  совместной работе Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетических систем Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. Энергосистемы прибалтийских государств с момента распада СССР работают в параллельном режиме с российской энергосистемой. Принципы и условия этой работы до сих пор не закреплены ни одним международным договором.

В ходе идущих с декабря 2011 года переговоров с Еврокомиссией  проделан большой объем работы. Но, к сожалению, можно констатировать, что многие принципиальные, с точки зрения российской стороны, вопросы по проекту соглашения остаются несогласованными. С европейской стороной мы договорились в течение первого квартала следующего года активизировать работу по согласованию текста соглашения, призванного обеспечить долгосрочный характер сотрудничества и стабильные условия для функционирования объединенной энергетической системы.

Если говорить о причинах сохраняющихся разногласий сторон в рамках Энергодиалога, они, разумеется, не просто в нежелании или неумении договариваться. Данная ситуация высвечивает принципиальную развилку:

– либо Россия и ЕС делают ставку на стратегическое сотрудничество в энергетической сфере, предусматривающее  в том числе последовательное достижение целей интеграции энергетических рынков и инфраструктуры;

– либо Россия и ЕС остаются важными торговыми партнерами в  энергетике, но с ограниченными масштабами сотрудничества, взаимозависимости  в развитии инфраструктуры и принятии решений.

Выбор того или иного  варианта ведет к совершенно разным путям и результатам сотрудничества. Например, в газовой сфере выбор второго варианта означал бы, что партнеры сохраняют за собой независимые права: европейская сторона – запрашивать каждый раз такие объемы поставок газа, которые будут в данный момент сочтены необходимыми; российская сторона – поставлять каждый раз столько газа на европейский рынок, сколько будет признано экономически приемлемым.

На наш взгляд, выбор  в пользу стратегического сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере  очевидно предпочтителен. Тем более с учетом возможной турбулентности на энергетических рынках и возрастающей значимости таких ценностей, как гарантированная взаимная безопасность, конструктивная взаимозависимость в сфере спроса и поставок энергоресурсов.

Как только обе стороны сделают окончательный политический выбор, Энергодиалог Россия–ЕС сможет подняться на качественно новую ступень и внести максимально весомый вклад в обеспечение долгосрочной энергетической безопасности и устойчивое экономическое развитие как России, так и ЕС.

 

 

2.2. Конкурентоспособность  газовой промышленности России  на рынках евроазиатского региона

 

Российский и мировой  опыт говорит о том, что задача кардинального повышения конкурентоспособности  является выполнимой и для страны, и для региона.

Отечественная газовая  промышленность представляет собой  существенную долю вторичного сектора  российской экономики и обладает не только высоким потенциалом наращивания собственной конкурентоспособности, но в перспективе может оказывать существенные положительные внешние эффекты на другие отрасли. Вступление России в ВТО, председательство в форуме стран – экспортеров газа (ФСЭГ), а также лидирующие позиции на мировых рынках нефти и газа обуславливают актуальность проблемы исследования и определения конкурентных преимуществ российской газовой промышленности на мировой арене.

В настоящее время  в мировой экономике можно  наблюдать противоречивые сигналы. С одной стороны, имеет место  развитие процессов глобализации и  интеграции, с другой – кризисные явления порождают вынужденные меры по оздоровлению национальных и региональных экономических систем, которые не только препятствуют дальнейшим интеграционным процессам, но, напротив, вынуждают многие страны двигаться в противоположном интеграции направлении. Особенно наглядно эти тенденции проявляются в европейском регионе, который исторически является стратегическим рынком сбыта российского природного газа.

Последние 10 лет российские регионы в целом опережали  регионы Европы и США по темпам экономического роста. По уровню развития они им по-прежнему существенно уступают.

Приток прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) пока сконцентрирован всего в нескольких регионах, но при этом в 2000-х годах происходила активная конвергенция по уровню среднедушевых ПИИ. Более того, изменилось целевое направление инвестиций: в 2005-2010 годах ПИИ «смещались» от богатых нефтью регионов к недоинвестированным (до кризиса) регионам, от инвестиций в доступ к природным ресурсам – к инвестициям с целью  получить доступ к российскому рынку.

Выделяется 5 слагаемых международной конкурентоспособности регионов:

- национальные факторы;

- базовые условия;

- портфель кластеров;

Информация о работе Газовая промышленность России – конкурентоспособность на рынках евроазиатского региона