Газовая промышленность России – конкурентоспособность на рынках евроазиатского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение газовой промышленности России на международном рынке.
Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Выявить место газовой промышленности России по ТЭР
Изучить основные проблемы газовой промышленности России
Изучить перспективы развития газовой промышленности России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Газовая промышленность России: место по ТЭР, проблемы, перспективы развития……….…………………………………………………..6
1.1. Место газовой промышленности России по ТЭР………………..………..6
1.2. Газовая промышленность России – проблемы…………….……….….….11
1.3. Газовая промышленность России – перспективы развития…………..….16
Глава 2. Конкурентоспособность газовой промышленности России на рынках евроазиатского региона, деятельность ОАО «Газпром»…………………...…21
2.1. Энергодиалог России и ЕС…………………………………………..……..21
2.2. Конкурентоспособность газовой промышленности России на рынках евроазиатского региона…………………….………………………..…….……24
2.3. Основные итоги деятельности ОАО «Газпром» за 2011 год…………….30
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…………………………………..……..39
Приложения……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Gazovaya_promyshlennost_Rossii_martynyuk.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

- бизнес-климат;

- эффективность и стратегический  фокус администрации. 

Национальные факторы  конкурентоспособности регионов включают экономический рост и макроэкономические условия, размер рынка, базовую социальную инфраструктуру и институционную среду. Большим преимуществом для регионов является размер национального рынка: российский рынок – один из 10 крупнейших в мире.

Фундаментом региональной конкуренции являются базовые условия:

- транспортно-географическое  положение и значительные запасы  природных богатств;

- качество человеческих  ресурсов в регионе;

- доступность инфраструктуры.

Качество портфеля кластеров складывается из трех измерений: структура портфеля кластеров, конкурентоспособность компании и уровень развития ключевых кластеров, развитость «локальных» секторов. 

В условиях конкуренции  между регионами за инвестиции и новые рабочие места решающее значение для конкурентоспособности может иметь качество бизнес-климата региона, который складывается из развитости физической инфраструктуры, доступности и качество людских ресурсов и развитости инфраструктуры для бизнеса.

Лидером рейтинга международной  конкурентоспособности российских регионов является Новосибирская область. Второе место – Свердловская область, третье- Москва. В первой десятке регионы Сибири, Урала, Юга центральной России, Поволжья. Так же в первой десятке присутствуют Воронежская и Белгородская область.

Часто движение к процветанию региона необходимо начинать с активации кластеров. Именно наличие развитых и конкурентоспособных кластеров позволяет региону развиваться быстрыми темпами.

Кластеры нуждаются  в создании производственной инфраструктуры. Наиболее эффективным способом формирования этой инфраструктуры является создание в регионе систему индустриальных парков и привлечение к управлению ими специализированных управляющих компаний.

Исключительно важную роль для повышения производительности экономики регионов и создания новых рабочих мест может играть привлечение прямых иностранных инвестиций.

Также для стимулирования развития региона и ключевых кластеров  можно использовать новое поколение  инструментов политики содействия занятости.

На региональном уровне необходимо предусмотреть широкий спектр мер поддержки предприятий для реструктуризации, повышения эффективности и помощи в адаптации к новым рыночным условиям.

Масштабные изменения  в отраслевой структуре занятости  обязательно требуют разработки и реализации новой политики в сфере профессионального образования.

Малые и средние компании и предпринимательство могут играть очень важную роль для создания новых рабочих мест и повышения производительности существующих кластеров.

Мировой финансовый кризис 2008–2010 гг. стал настоящим испытанием для всех стран Европы, в том числе для России, их экономик и отдельных отраслей. Не стала исключением энергетика, в том числе газовая индустрия. Тем не менее динамика изменения топливных балансов европейских стран свидетельствует об отсутствии волатильности доли природного газа в структуре энергетического баланса. Данное утверждение основывается на анализе статистических данных МЭА по показателям энергетического баланса ЕС за 2008–2009 гг. – периода наиболее резких изменений ключевых показателей мировой экономики: показателей ВВП ведущих стран, промышленного производства, нефтяных цен, основных процентных ставок.

В течение одного года поставки первичной энергии в  ЕС сократились с 1751 Mtoe до 1656 Mtoe, т.е. более чем на 5%. В период кризиса в странах ЕС единого характера изменения долей энергоресурсов не прослеживается. В целом по ЕС было отмечено сохранение долей газа и нефти на одном уровне – 25,2% и 34,7% соответственно, однако по отдельным странам наблюдается разнородное изменение долей данных энергоресурсов14.

Примечательно, что самый  высокий в группе прирост доли природного газа был отмечен в энергетическом балансе Германии – 1,3 п.п., при этом снижение доли нефти составило 0,1 п.п. То есть при общем сокращении потребности в энергоресурсах и уменьшении потребления нефти в абсолютных величинах, потребление газа в абсолютных величинах не только не снизилось, но, напротив, возросло. Подобная реакция германского энергетического рынка на шоковые изменения в мировой экономике позволяет сделать вывод о высокой перспективности данного рынка для российских газовых проектов. В связи с этим представляется возможным говорить о высокой значимости реализуемого транспортного проекта «Северный поток», а также ряда проектов в области хранения газа, ориентированных на германский рынок («Катарина», «Бергермеер», «Реден»), для укрепления экспортного потенциала отечественной газовой промышленности и оптимизации портфеля зарубежных клиентов.

Помимо эмпирических данных о реакции отдельных национальных газовых рынков на негативные изменения в экономике, маркетинговая стратегия российских поставщиков должна учитывать фундаментальные факторы, имеющие долгосрочный характер.

Ряд международных экспертных организаций, в том числе МЭА, прогнозируют существенный рост потребления газа в мире. Опубликованный в середине 2011 г. специальный отчет МЭА «Стоим ли мы на пороге золотого века газа?» прогнозирует глобальный рост потребления природного газа в абсолютных величинах и увеличение его доли в топливных балансах ведущих мировых держав, в том числе европейских.

Перебои с поставками могут стать причиной серьезных  экономических потерь и социальных напряжений. Последние объясняются структурой потребления энергоресурсов по отраслям. Если доля природного газа в конечном потреблении стран ЕС составляет менее одного процента в транспортном секторе (0,7%), то в промышленном секторе этот показатель уже достигает 29,2%, а по остальным секторам возрастает до 35,6%. Однако ключевым является тот фактор, что газ обеспечивает 39,2% потребности домашних хозяйств в энергии. это ставит его на первое место среди всех источников энергии по данному показателю (нефть и все ее производные удовлетворяют только 14,6% потребности домашних хозяйств в энергии). Этот фактор обуславливает включение вопроса стабильности зарубежных поставок газа в повестку правительства Германии на протяжении последних десятилетий.

Необходимо отметить, что российско-европейское сотрудничество в области энергетики по-прежнему остается областью общих интересов. Если для ЕС импорт газа из России обеспечивает значительную долю производства первичной энергии (в первую очередь, потребляемую населением и промышленностью), то для России поставки газа в европейском направлении позволяют сохранять сбалансированный торговый баланс и во многом способствуют повышению макроэкономической стабильности.

Реализация стратегических международных транспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток» с участием крупнейших национальных энергетических компаний России и ведущих стран ЕС свидетельствует о заинтересованности политического руководства и энергетических компаний в развитии экономического сотрудничества и, возможно, экономической интеграции.

Согласно проведенному нами анализу, наиболее маржинальными  звеньями цепочки реализации природного газа являются дистрибуция и поставки конечным потребителям, потребности которых подвержены фактору сезонности.

Ретроспективный анализ ценообразования, выполненный Союзом энергопотребителей Германии, также  свидетельствует, что основная маржа  приходится на долю германских энергетических распределительных компаний и государственные налоги, а не на импортеров, как принято традиционно считать.

 

 

2.3. Основные итоги деятельности ОАО «Газпром» за 2011 год

 

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Можно выделить следующие  основные цели «Газпрома»:

1. Наращивание объемов  добычи газа.

Газпром располагает  самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах  газа составляет 17%, в российских – 60%. На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Своевременная поставка  газа российским и зарубежным  потребителям.

Газпрому принадлежит  крупнейшая в мире система транспортировки  газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

3. Диверсификация рынков  и продуктов.

Газпром реализует поэтапную  стратегию наращивания своего присутствия  на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять  географию деятельности компании. Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект.

4. Социальная значимость  ОАО «Газпром»

Важнейшие принципы в  деятельности Группы Газпром – относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

В этой связи Компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций, уплата налогов и др.

Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских  домов. Ежегодно Компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских  садов, поликлиник и др.

Компания твердо соблюдает свои налоговые обязательства, ежедневно принося российскому бюджету около 1 млрд. рублей.

В своей спонсорской  и благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку  таких сфер общественной жизни как  культура, спорт, образование, наука, участвует в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной сцены и театрального искусства.

Среди давних партнеров  Газпрома в области укрепления и развития культурного наследия – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, другие центры российской культуры.

Уже много лет продолжается плодотворное сотрудничество ОАО «Газпром» с Русской православной церковью и другими конфессиями, направленное на возрождение духовных и религиозных традиций.

Газпром активно поддерживает развитие отечественной науки, является учредителем многих российских научных общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет Российской Федерации, Неправительственный экологически фонд им. В.И. Вернадского и др.

Газпром оказывает традиционную поддержку олимпийским сборным  нашей страны, является генеральным спонсором российского футбольного клуба «Зенит», партнером Всероссийской федерации художественной гимнастики, поддерживает различные национальные спортивные федерации, спортивные команды и отдельных (как уже состоявшихся, так и начинающих) спортсменов.

Традиционно уделяя особое внимание поддержке детей и юношества, Компания начала реализацию программы  «Газпром – детям», направленную на поддержку физического и духовного потенциала подрастающего поколения.

«Газпром» – не только один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, но и организация, чья деятельность имеет большое социальное значение для огромного количества людей15.

Основные показатели финансовой деятельности ООО «Газпром»  представлены в графиках и таблицах приложение 1).

1 февраля 2012 г. ОАО «Газпром» представило не прошедшую аудит консолидированную промежуточную сокращенную финансовую отчетность за 9 месяцев 2011 года, подготовленную в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (МСФО (IAS) 34).

Информация о работе Газовая промышленность России – конкурентоспособность на рынках евроазиатского региона